Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Природа. Ценность природы для людей»
Тема: Природа. Ценностьприродыдлялюдей
Цель:познакомить с разнообразием природы.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Знакомствосучебником
Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир»
Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условныеобозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.
III. Самоопределениекдеятельности
Прочитайте на с. 3 название первого раздела.
Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Прочитайте на с. 4 название темы урока.
— Что мы узнаем на уроке?
— Чему научимся?
Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Классификация объектов природы
— Отгадайте русские народные загадки.
• Не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)
• Тонка, длинна, одноуха, остра, всему свету красна. (Игла)
• Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. (Солнце)
• В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит. (Орешник.)
• По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица (Белка)
• Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. (Дорожный каток.)
• Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоконько торчит, далеконько глядит. Придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой. (Сосна.)
• Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук.)
• Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб.)
• Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь.)
(По мере отгадывания загадок учитель прикрепляет на доску картинки-отгадки.)
— На какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)
— На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)
— Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)
— Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь )
— Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).
(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.)
— Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)
Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.
(Учитель записывает термин на доске.)
Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы - бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.
— Назовите объекты царства животных.
— Назовите объекты царства растений.
— Назовите объекты царства грибов.
— Назовите объекты царства бактерий.
— Нарисуйте схему.
Связи в природе
Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.
- Связаны ли между собой эти группы?
- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске. (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)
Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.
— Приведите еще примеры связей в природе.
Ценность природы для людей
— Откройте учебник на с. 6. Найдите и прочитайте предложения, которые говорят о том, что дает нам природа.
— Может ли человек обойтись без природы? Докажите.
— Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
VI. Закреплениеизученногоматериала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 3).
— Объекты какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)
— О каком признаке живой природы говорит первый рисунок? (О дыхании.)
— Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
№2(с.3).
— Заполните схему.
— К какому царству относится цветок? (К царству растений.)
— А заяц? (К царству животных.)
— А гриб? (К царству грибов.)
— Что вы можете сказать о последнем рисунке? (Это царство бактерий.)
№ 3(с.4).
— Приведите примеры для каждого царства. Запишите. Прочитайте.
№6 (с. 5).
— Расшифруйте схему.
— Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)
- Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)
— Продолжите работу самостоятельно.
(Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)
(Ответы: рис. 3 - дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис. 4 - дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 - дарит нам радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)
— Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?
Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник натолкнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обратил внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение было покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую липучку — синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая - мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться.
VII. Рефлексия
- Откройте учебник на с. 6.
(Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учебника.)
- Какое задание вы придумали для ребят? Кто будет выполнять ваше задание?
(Ученики выполняют придуманные для них задания, учитель оценивает правильность составления заданий и ответов.)
VIII. Подведениеитоговурока
— Что такое природа?
- На какие группы делят природу?
— Назовите царства живой природы.
— Назовите значение природы для людей.
- Какое задание на уроке было для вас самым интересным?
Домашнеезадание
1. Учебник: прочитать текст на с. 4—6, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 7.