Тема урока: Какие бывают животные
- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, подарите им свои улыбки.
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что- то хорошее.
Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- А что значит быть активным?
(С желанием выполнять все задания)
Начинаем урок «Окружающий мир»
- А начнём работу с повторения необходимых знаний.
- Что такое природа? Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Назовите признаки живой природы. (Всё, что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и умирает).
- Что относится к живой природе? Мир растений и животных.
- О каких животных мы говорили на прошлом уроке? О животных живого уголка.
Что мы должны всегда помнить о тех, кого
приручили? Мы в ответе за тех, кого приручили!
- Отгадайте загадки Слайд №
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
***
Что за птичка на суку
Нам поёт ку-ку, ку-ку?
Всем в лесу она подружка,
А зовут её…(кукушка)
***
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.(Муравьи)
***
В воде мы живем,
Без воды пропадем. (Рыбы)
- Как одном словом сказать: кто это? Это всё животные. Карточка на доску ЖИВОТНЫЕ
- Какая будет тема урока? Про животных.
Точнее назовите тему, используя вопрос какие? Какие бывают животные
Открываю тему урока слайд.
А вы откройте свои учебники стр 42, прочитаем тему урока. Какие бывают животные
Рассмотрите изображения животных, как они расположены? Они расположены в группах на бежевом фоне, на голубом фоне, зеленом и желтом
- Сегодня мы поговорим о животных только этих четырёх групп, а с другими познакомимся в дальнейшем.
- Ребята, подумайте над вопросом: «Что объединяет животных в каждой группе?»
- Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы? (Нет)
- Значит, чему мы будем учиться на уроке? Поставьте цель урока. Наблюдать за животными. Выяснять чем отличаются они друг от друга. Находить отличительные признаки животных разных групп. Слайд 2
- А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Кто такие исследователи? Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
- Мы тоже можем назвать себя исследователями. - Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.
Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения. (слайд 3)
Работаем в группах, вспомним правила работы в группах
Капитаны исследовательских групп выберите названия для своих групп. Орнитологи, энтомологи, ихтиологи, зоологи .
Знаете ли вы, чем занимаются эти ученые, хотите узнать?
Откройте конверт № 1, извлеките все содержимое.
А теперь составьте из карточек слова. Посмотрите, обсудите, что у вас получилось?
Сделайте вывод. Отвечает один. Звери- Зоологи, птицы - Орнитологи, насекомые Энтомологи, рыбы Ихтиологи
Молодцы, а теперь на свой лист-исследования наклеиваем название.
Карточка на доску Звери, птицы, насекомые, рыбы.
1 пункт плана выполнили.
- А дальше мы будем исследовать группы животных, выявлять отличительные признаки каждой группы животных.
- Откройте конверт № 2, извлеките все содержимое. Выберите только своих представителей и их названия, будьте предельно внимательны, не перепутайте представителей групп. Вам нужно наклеить на лист\исследования животных и их названия. Рассмотрите внимательно изображённых животных на ваших рисунках постарайтесь увидеть и назвать отличительные признаки вашей группы животных.
Откройте конверт №3, извлеките все содержимое.
Определите кол-во конечностей… Тело покрыто… Разместите отличительные признаки вашей группы животных на листах\исследования.
Не забывайте о правилах работы в группе.
Группы отчитайтесь, прикрепить на доску исследовательские листы.
Рыбы
- Чем они отличаются от других животных?
/ нет ног, а есть плавники, которые помогают плавать, тело покрыто чешуей/
А знаете ли вы что рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растет быстро и колечки широкие, а зимой колечко узкое. По этим колечкам широким и узким можно узнать, сколько рыбе зим и лет.
ПТИЦЫ
Тело птицы хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.
С наступление холодов птицам приходится особенно трудно.
- Что вы можете сказать об этом?
Многие птицы улетают в теплые края (примеры), а те которые остаются зимовать (примеры)- как мы можем им помочь?
Физминутка с животными
НАСЕКОМЫЕ
Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно посмотреть на брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено.
На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Более чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе - везде.
ЗВЕРИ
- Чем отличаются от других животных?
/ Их тело покрыто шерстью, у них 4 ноги/
Звери и только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Шерсть помогает им выжить в суровых условиях нашего климата.
Подведем итог! По каким признакам можно отличить животных? Зачитаем вывод в учебнике стр 43
Животных нужно беречь и защищать??? Фильм про Брединский район.
- Завершился наш урок. Что важного из изученного на уроке вы узнали и запомнили?
Рефлексия. Нарисуйте на листочке солнышко, если все удачно, если были затруднения нарисуйте тучку!
Покажите свои рисунки! Мне, гостям!
Спасибо вам за урок!