kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планеты Солнечной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе входит в раздел "Земля и человечество", по программе Плешакова "Окружающий мир" УМК  Щкола России.

Тип урока : изучение нового материала, урок путешествие.

Просмотр содержимого документа
«Планеты Солнечной системы»

Урок окружающего мира по теме:

« Планеты Солнечной системы»

Учитель начальных классов Зверкова Ирина Дмитриевна

Место урока в учебном плане: урок окружающего мира в 4 классе входит в раздел «Земля и человечество», по программе А. А. Плешакова «Окружающий мир» УМК Школа России.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.

Цели:

1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них.

2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

Задачи:

познакомить с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями;

выявить отличительные особенности планет и звёзд;

формировать представления об естественных спутниках и планетарных кольцах;

развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;

расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;

воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Оборудованиена столах учебники Плешакова А.А. Окружающий мир, 4 кл., Ч. 1, тетради, ручки, карандаши, кроссворды на каждого ребёнка листы самооценки (маршрутные карты)

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point

План урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Учитель. Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Мы узнаем, что называют Солнечной системой и что входит в неё. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия.



План путешествия.

1-й э т а п – повторение изученного, проверка домашнего задания.

2-й э т а п – остановка на планетах Солнечной системы.

3-й э т а п – отдых, выход в открытый космос

4-й э т а п – возвращение на Землю.

Итог урока. Домашнее задание.


Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать


Учитель. Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название нашего космического корабля.

Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.

Вопросы к кроссворду:

1 Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

2 Специалист по астрономии.

3 Небесное тело, движущееся вокруг планеты.

4 Наука о небесных телах.

5 Ближайшая от Земли звезда.

6 Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.


.

Учитель. Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль.

Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

Земля – это одна из планет Солнечной системы.

Ученики. Верно.

Учитель. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

Ученики. Верно.

Учитель. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Ученики. Неверно.

Учитель. Земля движется вокруг Солнца.

Ученики. Верно.

Учитель. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Ученики. Неверно.

Учитель. Луна – планета Солнечной системы.

Ученики. Неверно.

— А что интересного вы узнали о Солнце, кометах, астерои­дах? Поделитесь информацией. (Заслушать подготовленные сообщения.)

III. Постановка учебной задачи

Учитель. Назовите цель нашего путешествия. Выясним также, возможна ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

(На доске записаны слова.)

Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)

Продолжите ряд названий планет. (Ученики говорят названия планет.)

О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.) Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам системы!

IY. Работа над темой «Планеты Солнечной системы».

 Экипажам кораблей приготовиться к полёту. Занять свои кресла, пристегнуть ремни, надеть наушники. Ведём обратный отсчёт времени.

Учитель. Итак, мы взлетели и сейчас находимся в космическом пространстве. Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Сколько их? Чем они похожи, чем отличаются? Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Ученики. Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Учитель. Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

Ученики. На Земле много воды.

Учитель. Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

Ученики. Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна. Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое. Так почему Землю называют «планета-сад?»

Ученики. Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с другими планетами.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Демонстрация рисунков и фотографий с изображением планет, схемы «Сравнительная величина Солнца и планет».

Летим к первой от Солнца планете Меркурий. 

Меркурий – первая планета от Солнца.

Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Она вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.

– Как вы думаете, могут ли на этой планете обитать живые существа? Почему?

Ответы детей.
– У этой планеты нет воздушной оболочки, людям будет нечем дышать.
– Меркурий расположен очень близко от Солнца, поэтому там очень жарко.

Летим к следующей планете. Это Венера.

Венера – вторая планета от Солнца.

По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.

Мы движемся к четвёртой от Солнца планете, Марсу. 

Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневатую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причем некоторые из них выше, чем наш Эверест. Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. У планеты Марс два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).

Учитель. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы. Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты.

Итак, продолжим наше знакомство с планетами Солнечной системы.

Наш космический корабль приближается к гигантской планете Юпитер.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.


Физкультминутка.
Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:

Меркурий всех ближе к светилу идет,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,

А огненный Марс кружит вслед за Землей.

За ними - Юпитер, из всех великан,

А дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Вдали так малы и едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы —

Уран и Нептун в пространстве плывут

И в свой хоровод Плутон не берут.

Идём на сближение с планетой Сатурн.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

-Занесём данные в наш бортовой компьютер.
Возможна ли здесь жизнь?

Совершаем перелёт к седьмой от Солнца планете. Она названа в честь греческого бога Ураном.

Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца он удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет.

А вот в наших иллюминаторах показался Нептун. 

Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.

-Вот в иллюминаторах показалось ещё одно небесное тело. Что это?
Плутон назван так в честь древнеримского бога подземного царства.

– Первоначально Плутон считался планетой, а сейчас классифицируется как карликовая планета.

– Существуют ли ещё планеты в Солнечной системе, как вы думаете?

– Попробуем поискать в Солнечной системе другие планеты?

Вот показалась впереди корабля неизвестная планета Седна, получившая имя в честь эскимосской богини морских зверей.
Открыта эта планета была не так давно – 14 октября 2003 года американскими наблюдателями. Новая планета по размеру больше Плутона, но два раза дальше от Солнца, чем Плутон. По подсчетам ученых, сейчас расстояние до нее составляет 97 расстояний от Земли до Солнца. Вокруг Солнца планета обращается примерно за десять с половиной тыс. земных лет. Возможно, что через несколько лет учёные-астрономы откроют новые планеты.


Мы познакомились с планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

 Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя- самой маленькой:Юпитер, ПлутонСатурн, Уран, Нептун.

— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

V. Первичное закрепление Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой

большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,

IV. Закрепление изученного материала.

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а)географы;
б)химики;
в)астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а)7;
б)9;
в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

а)да,один;
б)нет;
в) да, два.

5. Какая планета носит имя богини красоты?

а)Земля;
б)Венера;
в) Сатурн.

6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а)Луна;
б)Солнце;
в) Венера.

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учебника.)

IX. Рефлексия

 Давайте подведем итоги вашего личного участия в путешествии. В конце ваших журналов лист самооценки. Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку.

  • Я все задания выполнил быстро и без ошибок;

  • Я могу объяснить тему урока другому;

  • Я своими ответами приносил пользу всему классу;

  • Я был активным в течении всего путешествия;

  • Я достиг целей, поставленных в начале урока.

-Используйте критерии оценки. Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».

- Мы молодцы.

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок, урок окончен.

Домашнее задание – Ознакомиться с материалом учебника на стр. 9 Подготовить ответы на вопросы «Проверь себя».
Дополнительно (по желанию) вылепить из пластилина модели планет. На картоне расположи их в порядке удаления от Солнца.

Ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org/wiki

  2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс, М.: «ВАКО», 2004.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, М.: Просвещение 2008.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Планеты Солнечной системы

Автор: Ирина Дмитриевна Зверкова

Дата: 21.08.2020

Номер свидетельства: 556206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Солнце - огромная звезда. Планеты Солнечной системы" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-solntsie-oghromnaia-zviezda-planiety-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "203883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429552932"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Земля – планета солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(37) "ziemlia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "311882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459262107"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Земля - это планета Солнечной системы. "
    ["seo_title"] => string(41) "ziemlia-eto-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "237603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444333454"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "«Голубая планета солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(38) "golubaia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "317268"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460308661"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "презентация "Планеты Солнечной системы" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-planiety-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "219801"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434371841"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства