kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру "Разнообразие растений". 3 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Разнообразие растений"»

Открытый урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растений".



УМК: «Школа России», Плешаков А. А.

Класс: 3.

Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

  2. Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

  3. Воспитательная: воспитывать умение работать в группе; любовь и бережное отношение к природе.

Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке,

Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Ожидаемые результаты обучения.

Изучив тему «Разнообразие растений» ученики должны:

  • знать группы растений и их отличительные признаки,

  • уметь различать растения разных групп и соотносить растения с определенными группами,

  • понимать то, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к растениям.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Оборудование:

Презентация на тему «Разнообразие растений», карточки с заданиями, гербарий, природный материал.





























Ход урока

  1. Орг. Момент: 

- Давайте встанем и поприветствуем наших гостей ( дети встают и приветствуют гостей).

-Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и мысленно пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

- Садитесь.



-Сегодня мы с вами отправимся в гости в одно удивительное царство, а вот в какое я вам не скажу. Вы мне потом сами назовете, а для этого мы сначала соберем багаж знаний.

2. Проверка домашнего задания:

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Что такое почва?

-Замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва- кормилица. Как вы это понимаете?

-А теперь разгадаем кроссворд в парах. Ответы вписываем в клетки.

- Какое слово получилось в цветных клетках? (растение)

1. главная часть почвы, которая делает ее более плодородной (перегной)

2.как называется верхний плодородный слой земли (почва)

3.что использует растение из почвы для питания (соли)

4.это животное считает почву своим домом (крот)

5.составная часть почвы, полезное ископаемое, которое применяют в строительстве (песок)

6.и ее тоже применяют в строительстве (глина)

7. как называются живые существа, которые находятся в почве (Микробы)

8. иногда почву называют просто…(земля)



2. Определение темы и целей урока. Повторение.

-В какое царство мы сегодня заглянем? растений- слайд

-В царстве растений есть хозяйка. Богиня цветов и лесов. Ее называют Флора. Она в своем царстве знает каждую травинку, каждую былинку.

-Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете? (высказывания ребят)

– И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Посмотрите на глобус. Можно увидеть много зеленого цвета – это все растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения поселились в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. Царство растений насчитывает примерно 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.
С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Ещё учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки.

Так появилась наука о растениях- ботаника. В словаре Ожегова так и написано. (взять словарь и прочитать)

БОТАНИКА - наука о растениях. Изучает жизнь, строение, жизнедеятельность ,условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений. Название этой науки происходит от греческого слова

«ботане»- трава,растение.



-Ботаника один из разделов Биологии. У нас в библиотеке есть энциклопедия по биологии. В ней написано Биология- (взять и прочитать определение биологии)

-Растения- живая природа?

- Докажите. (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.)

-Немного повторим. Какие бывают растения? слайд- культурные и дикорастущие

- Какие группы культурных растений знаете? (плодово- ягодные,овощные, прядильные- лен, хлопчатник)

-А какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений? (Растениеводство)

-На какие же группы еще делятся растения? (слайд- деревья, кустарники, травянистые растения)

-Хорошо ли вы их знаете?

-Давайте проверим. Поиграем в игру "Деревья, кустарники, травы". Встаем.

Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие).

одуванчик, дуб, малина, берёза, сирень, лебеда, осина

-Садитесь.

-Какие части растения вы знаете? Слайд

-Посмотрите как прорастают семена разных растений. Слайд-видео

-Какая часть появляется первая, затем………..

-А у каждого растения есть эти части?

-Ученые-биологи делят растения на несколько групп. Слайд- все группы с подписями (прочитать)

– Что такое группа растений?

( Это растения с определенными свойствами, похожими по внешнему виду и строению)

Группа растений – растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков растений.

– А вы можете сказать по каким признакам учёные разделили растения на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать что надо знать, чтобы отличить одну группу от другой. (познакомиться с группами растений и их признаками- внешний вид, строение, где обитают)

-Прочитайте еще раз эти названия.

-Какие из этих названий вам уже знакомы? Где слышали, встречали?

-А теперь рассмотрим цветковые растения. Поработаем с гербарием. Открываем гербарий и рассмотрим цветковые растения.

-Есть ли у них корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами? (отметить все в таблице на доске)

-Значит у цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

Физминутка

-Сейчас сделаем небольшую паузу. слайд-видео

-Представьте, что вы маленькие, маленькие зернышки. Маленькому зернышку было холодно в земле- покажем, закрыли глазки. Но вот пригрело солнышко, семя открыло глазки, отогрелось, расправилось. Расправьте свои плечики. Маленькому росточку стало интересно, что там вверху. Встали все. Он стал статнее. Покажем корешки, потопаем ножками. Росточек рос все выше и выше, стал большим растением. Но вот однажды у него появился цветок. Он улыбнулся солнышку, улыбнулись всем вокруг, нашим гостям, а потом покружился, покружился. А потом наступила осень. У растения появились семена. Оно стало разбрасывать семена. Покажем. Так растение жило весь год и радовалось жизни. Покружились еще раз под вальс цветов. Садитесь.

3. Планирование работы.

- Сегодня будут работать 4 группы. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.

-Каждая группа получит необходимую информацию для выполнения работы. Выберите кто будет читать и заполнять таблицу.

- Задачи каждой группы:

1)Прочитать информацию о вашей группе растений.

3)Заполнить таблицу, определив строение растений

4) Подготовить краткий рассказ о своей группе растений по вопросам.

-Время ограничено. Не более 7 мин. Приступаем.



4.Закрепление изученного материала

-Выступление групп:

-хвойные растения

-папоротники

-мхи

-водоросли

Коллективная проверка заполнения таблицы по ходу показывать слайды и заполнять таблицу (после выступления группы похлопали)

-

- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.

-Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? (Водоросли)

- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(Высшие растения.)

-Еще можно выделить такие группы- цветковые, у которых есть цветы, и нецветковые- цветов у них нет.

Групповая работа.

-Детям предлагаются два слайда, на которых предложены пронумерованные фотографии представителей растений разных групп. По команде, выписать в таблицу номера тех фото, на которых изображены представители именно их группы.

-Проверяем

Хвойные-1,8

Мхи-4,6

Папоротники-2,5

Водоросли-3,7



- А теперь выполним тест, возьмите компьютер, включаем, открываем тест и выполняем. В результате получите оценку.

Тест

  1. Как называется наука, изучающая растения?

А) Биология Б) Ботаника.  В) Зоология

2. На какие группы разделено все царство растений?

А) водоросли, мхи, папоротники

Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные

В) водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые

3. Растения, которые свободно  плавают в    воде и поселяются на   дне

А) мхи Б) папоротники В)водоросли

4. Какое строение имеют водоросли?

А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков

Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков

В) есть все части

5. Какие растения  растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?

А) папоротники

Б) МХИ

В) водоросли

6. Какое строение имеют мхи?

А) Есть все части

Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков 

В) есть корень, стебель и листья в виде иголок

7. Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?

А) папоротники
Б) мхи
В) хвойные растения

8. Семена каких растений образуются в шишках?

А) хвойных растений

Б) цветковых растений

В) папоротников

5.Итог урока.

Д.З. с.69-72 прочитать, приготовить легенды, связанные с растениями.

Рефлексия

-В начале урока мы с вами сказали, что растения – это зелёная одежда Земли.

- Я предлагаю вам заселить нашу планету удивительными зелеными существами – растениями.

- Если вы довольны своей работой прикрепите к планете зеленый листочек

- Я вы не в полной мере довольны своей работой на уроке– прикрепите желтый листочек к планете.

-Посмотрите, как красиво у нас получилось. А что человек должен делать, чтобы было красиво на земле?

-Растения украшают нашу жизнь, делают нас добрее. Мы- люди должны помогать растениям, сохранять их.

- На этом урок окончен. Берегите природу!

Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семена


Водоросли

-

-

-

-

-

-


Мхи

-

+

+

-

-

-


Папоротники

+

+

+

-

-

-


Хвойные

+

+

+

-

-

+


Цветковые

+

+

+

+

+

+




Если будет время оставаться, то можно поиграть в игру

 Ответьте на вопросы «Верите ли вы?»

Да-Нет (карточки в кабинете перед глазами детей)

Вопросы:

1.     Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
 2.     У мхов есть корень, стебель, лист, цветок?     (нет)
 3.     У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
 4.     У папоротников есть цветы? (нет)
 5.      Растение –  живой организм? (да)
 6.     Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)































































1-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы. Заполните таблицу.

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

- Какие части у них есть? Запиши в таблицу

Водоросли

Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Некоторые похожи на длинные бурые ленты (например, морская капуста).

У водорослей отсутствуют основные части растений. Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков, ни плодов с семенами. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)

Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.








Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семена


Водоросли











2-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы. Заполните таблицу.

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют? Запиши в таблицу

-Много ли их на свете?

Мхи

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете примерно 27 тысяч видов.

Мхи появились на Земле намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту.

Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.









Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

семена

Мхи













3-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы. Заполните таблицу.

-Как легко узнать папоротник?

-Какие части у них есть? Запиши в таблицу

- Много ли их на свете?

Папоротники

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много. По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.







Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

семена

Папоротники











4-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы. Заполните таблицу.

-Назовите несколько представителей хвойных растений.

-Какие у них листья?

-Каких частей у хвойных растений не бывает?

-Где созревают семена у хвойных растений?

Хвойные растения

Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья.

У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются.

Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.

Это вечнозелёные растения.







Группа

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

семена

Хвойные растения



































































Водоросли

1) Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" - результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет.

Слайд

Мхи

2) Сфагнум - особый вид болотного мха, известный своими необычными свойствами. Этот мох легко переносит неблагоприятный болотистый климат, может приспосабливаться на стволах деревьев, камнях, стекле и металле!

В природе растет в лесах. Там, где под ногами хлюпает вода можно собирать это удивительное растение. греческое название мха - "сфагнос", что значит - губка.

Во влажные периоды поры сфагнума способны впитать в себя много воды. Слайд


Папоротник

3) Венерин волос – один из видов папоротников. У него перистые листья, достигающие 40 см в длину. Он требователен к влажности воздуха и поэтому редко выращивается в условиях помещения.

Слайд

Хвойные растения

4) Пихта обыкновенная представляет собой хвойное дерево, достигающее в высоту 30 метров. Пихта широко распространена в Сибири, где она образует целые леса. Пихта содержит эфирные масла, витамины

Лечебные свойства пихты известны уже давно. Из пихты получают скипидар и камфару – вещества, которые давно и успешно применяются в медицине, в том числе и для лечения многочисленных заболеваний опорно-двигательного аппарата. В отличие от сосны и ели шишки у пихты смотрят вверх.





























Приготовьте ответы на данные вопросы. Заполните таблицу.

-Назовите несколько представителей цветковых растений.

-Какие части они имеют?

-Много ли их на свете?



Цветковые растения.

Цветковые растения - те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить и в лесу, и в воде.

Их на Земле больше всего. Цветковых растений почти 250 тысяч видов.

Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники.

Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Автор: Беликова Ольга Николаевна

Дата: 01.05.2019

Номер свидетельства: 508888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект открытого урока окружающего мира "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-otkrytogho-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "220818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434902805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "222824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436867308"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "В царстве грибов-открытый урок."
    ["seo_title"] => string(29) "vtsarstvieghribovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "293426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455470456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства