kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями "Саванна", "Тропики", "экватор".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"»

Урок окружающего мира

Тема: «Где живут слоны?»

Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”, «экватор»; учить приемам работы с глобусом.



Цели:

Образовательные:

  • Формирование представление о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на карте, отличительные признаки растительности и животных

  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

  • прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся показывать на глобусе и называть экватор и жаркие районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями

Оборудование: презентация, учебник, карточки, энциклопедии

Ход урока

I .Организационный момент.

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодится!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

II. Актуализация знаний.

(слайд 2)



  • Ребята, расскажите, где вы путешествовали на прошлом уроке? Отметьте полюса на карте.(на Северном и Южном полюсах)

  • Чем они похожи? (Там холодно)

  • Где живут белые медведи? (На Северном полюсе)

  • Могут ли белый медведь и пингвин встретиться? (Нет, они живут на разных полюсах, пингвин в Антарктиде – огромный участок суши на Южном полюсе.)

  • Распределите животных по месту их обитания.

  • Назовите животных  Северного полюса. (Белый медведь, тюлени, моржи, поморник, треска)

  • Назовите животных  Южного полюса. (Пингвины, морской леопард, альбатрос, ледяная рыба)

  • Каким образом животные приспособились к жизни в таких холодных районах? (густая шерсть и толстый слой жира)

  • Кто остался лишним? (слоны)

  • Слоны не могут жить на Северном и Южном полюсе. Там очень холодно, а у слонов редкая шерсть. Там нет растений, а слон питается ими.)



III. Самоопределение к деятельности.

(слайд 3)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Где живут слоны?)

Прочитайте на экране название темы урока.


1) Практическая работа

— Покажите на глобусе, где находятся холодные районы Земли?

- Предположите, а где могут жить слоны. (В жарких районах)


(4 этап)

- Найдите воображаемую линию — экватор, она делит Земной шар на две половины: Северное и Южное полушарие.

По обе стороны от экватора находятся жаркие районы Земли.

(На карте показать жаркие районы: Южная Америка, Африка, Индия…)

Здесь всегда жарко и круглый год светит солнце. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса – джунгли.

- Они обозначены на карте разными цветами. (Жёлтым и зелёным)

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа


– Сейчас мы разделимся на две группы и отправимся в научную экспедицию. Каждая группа получит свое исследовательское задание.

Первая группа отправляется в Африканскую саванну, вторая в тропические леса.

(Каждая группа получает конверт с заданием и надевает отличительные знаки: желтые и зеленые браслеты).

Каждая группа делится на подгруппы: синоптики, ученые, изучающие флору и фауну.)

- Какие качества характера нам понадобятся? (Сила воли, выносливость, умение добывать информацию, умение выживать в трудных условиях)

- Жду вас с багажом знаний и с результатами научных исследований.


( 5 этап)

2) Физкультминутка. Самолеты


3) Исследовательская работа

- Вы прибыли в пункты назначения. Научная литература перед вами. Приступить к научно-практической работе.

(Детям выдаю карточки с информацией. Они должны её прочитать и представить схематически, в виде таблицы: климат, растения, животные)


План (на доске):

  1. В каком районе вы побывали?

  2. Какая была погода

  3. Какие растения были вокруг?

  4. Каких животных вы встретили?

(Учебник с. 14 – 15)


Задания для ученых саванны

Климат (6 этап)

1)Название "Саванна" произошло от испанского слова “сабана”, что означает “дикое ровное место”.

2)

Выделяются сезоны:

  • лето - влажный сезон

  • зима - сухой сезон

3) До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В сухой сезон – зимой саванны Африки мало чем отличаются от пустыни. Жара, засуха.

4) Жаркая зима меняется влажным дождливым летом.

Влажный сезон – лето – дожди.


Растения (6 этап, слайд2)


Саванна — это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже деревья.


В сухой сезон, зимой, не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же влаги остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.

Жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.

Из злаков для саванны типична слоновая трава. (слайд3) Своё название получила из-за того, что её молодыми побегами любят полакомиться слоны.

Визитной карточкой саванны является баобаб. (слайд 4)

Высота дерева достигает 25 метров, характерен толстый (до 10 метров в диаметре) ствол и огромная раскидистая крона. Это деревья-долгожители, возраст некоторых достигает 4-5 тысяч лет.

Часто встречаются акации, их листья на высоте от 2 до 6 метров доступны только жирафу.


Животные саванны.

6этап


Саванна — это открытое пространство. Здесь мало мест, где можно спрятаться, и почти ничто не препятствует движению бегущего стада. Обитающие в саванне животные живут группами, очень осторожны и быстро бегают.

Жизнь здесь подчиняется сезонному ритму. В сезон дождей, когда зелёный корм в изобилии, животные разбредаются кто куда, а в сухой сезон все собираются вокруг редких водопоев.

Здесь обитают такие животные:

(6 слайд)


  1. Страусы – самые крупные птицы в мире. Их высота достигает до двух с половиной метров, а вес – 50 килограммов. У страусов длинная шея, маленькая голова, красивое серое оперенье, а крылья и хвост – белоснежные. Страусы не умеют летать. У них длинные и очень сильные ноги. Бегают они так же быстро, как и лошади. Рядом со страусом всегда пасутся антилопы и зебры. Увидев опасность, страусы падают сигнал и животные убегают. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков. Гнездо для потомства устраивает страус – отец. Высиживают яйца оба родителя. Люди обучают их возить тележки с поклажей и человеком.


(7 слайд)

  1. Жирафы – самые высокие наземные животные планеты.

  1. слайд) -Зебры

3)Зебра — дикая африканская полосатая лошадь.

Зебре нужны полосы, для того чтобы маскироваться среди кустов и высоких трав, а еще полоски зебры являются хорошей маскировкой от хищников. Полосатость помогает зебре переносить жару африканской саванны. Черные полосы поглощают солнечные лучи, а белые - отталкивают. Тепло как бы рассеивается, и зебры избегают перегрева.

Питаются зебры только травянистой растительностью. Пасутся они круглые сутки. Эти животные нуждаются в большом количестве воды и регулярно ходят на водопой.

(9 слайд) 4. Слоны

( 10 слайд) 5. Носороги

(11 слайд) 6) Павиан

(12 слайд) 7) Мартышки

(13 слайд) 8) Львы

(14 слайд) 9) Леопард (в учебнике нет рисунка)

(15 слайд) 10 Антилопы (в учебнике нет рисунка)


2 группа – тропические леса


(7этап)

(1слайд) Тропиками называют леса, растущие у экватора.

(2 слайд) Большая влажность и жаркий климат — главные особенности  здешней жизни. Постоянное тепло, частые, обильные, недолгие тропические ливни, способствуют быстрому росту и развитию растительного и животного мира.

 



(Растения тропических лесов

В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год, поэтому растения растут очень быстро. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...

3 слайд) Лес  в тропиках — многоярусный.  

Самые известные тропические растения - это орхидеи, бананы, лианы.

(4 слайд) Лианы, вьющиеся растения, - самые известные представители флоры тропического леса. 

(5 слайд) Орхидеи растут на скалах, в почве, под землей и на других растениях. 

(6 слайд) Бананы — одно из удивительных растений тропического леса. Несмотря на то, что они похожи на деревья, бананы — это не деревья, а гигантские травянистые растения.


Животный мир тропических лесов.

(7 этап)

(7 слайд)

Много разных птиц и зверей бегает, летает, лазает в лесной чаще. В прибрежных зарослях часто прячутся ядовитые змеи, а в воде живут хищные крокодилы.

8 слайд


Павлин — самая красивая из птиц.

Главное украшение павлина -это хвост.


(9 слайд)

Лангуры - чисто древесные мартышковые обезьяны. Они опираются при ходьбе на стопу и кисти. Хвост не является хватательным. 

(10 слайд)

Черепа́хи – животные, существующий на протяжении более 220 миллионов лет. 

(11 слайд)

Питоны обитают преимущественно в камышах, тростниках и среди камней; хорошо плавают и ныряют. Иногда заползают на большие деревья. 


(12слайд)

Слоны предпочитают бамбуковые заросли тропиков и густые кустарники.


Питоны– выступление уч-ся

В среднем длина большинства видов составляет 3-6 м, а размер самого крупного питона достигал 10 м при весе в 100кг!

Змеи любят воду, они охотно плавают. Все виды питонов не ядовиты и убивают своих жертв только силой собственных мышц. Свою добычу они обвивают кольцами тела, душат, а затем заглатывают целиком.

После сытного обеда питон может обходиться без пищи несколько недель или месяцев.


V. Физкульминутка




(8 этап)

VI. Видео. Интерактивное задание.

Работа со схемой, используя неявно заданную информацию.


- Какое животное встретилось вам в саванне и в тропических лесах? (слон).

- Посмотрите видеофрагмент и выполните задание

- Заполним схему

(9 этап)

(10 этап)

VII. Тестовое задание. Сравнение слонов.

(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой.)


- А теперь, ребята, проведите своё исследование. Сравните внешний вид слонов и найдите у них отличия.

Работайте в парах, помогайте друг другу.


Выполните тестовое задание.

- Прочитайте. Соотнесите картинку и описание слона.


1.Африканские слоны обитают вдоль экватора на территории всей Африки. Они отличаются гигантскими размерами, большими ушами, тёмным окрасом, развитыми бивнями у самок и самцов. Спина прямая, иногда слега вогнутая.


2. Индийские слоны меньше африканских, но обладают более мощным телосложением и короткими ногами. Окрас — коричневый. Отличительный признак этого вида слонов – небольшие ушные раковины четырёхугольной формы, спина выпуклая. Бивни короче, чем у африканских и имеются только у самцов. Индийский слон распространен в тропических лесах Индии.



Правильный ответ: 

индийский слон: обитает в тропических лесах Индии, небольшие уши четырёхугольной формы, коричневый окрас;

африканский слон: большие уши, обитает на территории Африки, тёмный окрас.




Слоны

Африканские

Индийские

Место обитания



Уши



Окрас




Бивни

У самцов и самок

Только у самцов


VIII. Интерактивное задание. (11этап ) -резерв

Умозаключение. Вывод.


Прочитайте текст:

Слоны проводят большую часть времени в поисках пищи. У слонов рацион весьма разнообразен и включает около 100 видов растений. Слоны едят травы, ветки деревьев и кустарников. В сутки слон съедает 100 - 300 кг еды.

Какое утверждение соответствует данному тексту из энциклопедии?

Отметьте это утверждение.

1. Слон имеет серый окрас.



2. На коже слона много складок и морщин.



3. Слон - травоядное животное.



4. Африканский слон крупнее индийского (азиатского) слона.












IX. Интерактивное задание. (12 этап) - резерв

Источники информации.



-А теперь возвращаемся домой.

- А где в Москве мы можем увидеть слона? (В зоопраке и цирке)


После посещения зоопарка Миша рассказал одноклассникам, что вес взрослого слона достигает нескольких тонн. Ребята задали Мише вопросы. Какие книги нужно взять ребятам, чтобы найти ответы на свои вопросы?

Рядом с вопросом поставьте нужную книгу.

Сколько весит слонёнок? 

Правильный ответ: энциклопедия о животных.

Сколько килограммов в одной тонне? 

Правильный ответ: справочник по математике.

Как правильно записать слово "ТОННА"?

Правильный ответ: орфографический словарь.



(13 этап)

X. Страничка Красной книги

Учитель:

- Что вы знаете о Красной книге? (Дети: Красная книга - это книга, в которой находится список животных и растений, находящихся на грани исчезновения)

- А кто из вас знает, почему в эту книгу внесены слоны?


(Дети: Люди охотятся на слонов из-за бивней, из которых изготавливают украшения)


- В настоящее время африканские и индийские  слоны занесены в Красную книгу, так как находятся на грани исчезновения. У  слонов  есть бивни. Слоны их  используются для защиты, добычи пищи, а также для поднятия предметов. Бивни - это прочный и красивый материал. По этой причине слоны являлись  предметом браконьерской охоты. Из бивней слонов делали сувениры и украшения. Чтобы завладеть этим трофеем, животное нужно было убить. Истребление  слонов привело к тому, что их количество резко стало уменьшаться. По этой причине слонов занесли в Красную книгу Международного союза охраны природы.


XI. Рефлексия

- Оцените свои достижения на уроке:

Я знал…

Я узнал…

Мне бы хотелось больше узнать о …


XII. Подведение урока

- Ответ на какой вопрос мы должны были найти на уроке?

- Ответили мы на вопрос?

- Что сегодня вам показалось самым интересным?







14 этап

Рекомендация

Посетив Московский зоопарк, вы сможете не только увидеть животных, о которых говорили сегодня на уроке, но и больше узнать о них. Так, в Московском зоопарке существует Музей слонов. В нём  можно узнать много всего интересного об этих удивительных животных: об образе жизни, привычках, среде обитания, анатомии и физиологии самого большого сухопутного млекопитающего Земли. Почему слон ходит бесшумно? Есть ли у слона музыкальный слух? Могут ли слоны узнавать себя в зеркале? 

Ответы на эти вопросы вы найдете, посетив в Московском зоопарке  Музей слонов.


Рекомендации для занятий дома

  1. Найти дополнительные сведения о жизни животных жарких районов. 











































Приложение

Баобаб - это одно из самых толстых деревьев в мире — при средней окружности ствола 9—10 м, его высота всего 18-25 м.

Огуречное дерево - Общий вид этого невысокого дерева весьма своеобразен. Стебель служит резервуаром, запасающим воду на весь долгий засушливый сезон. Плоды, напоминающие огурцы, усеяны шипами.



Огуречное дерево - Общий вид этого невысокого дерева весьма своеобразен. Стебель служит резервуаром, запасающим воду на весь долгий засушливый сезон. Плоды, напоминающие огурцы, усеяны шипами.








Животные саванны

Страусы – самые большие птицы на земле. Ростом они выше людей. Средний страус имеет рост 2,5 метра и весит 120 кг.

Страусы бегают так быстро, что ни один чемпион мира по бегу не сможет догнать эту птицу. Страус может бежать со скоростью 70 километров в час!

Яйца страуса - самые крупные в природе. Одно страусиное яйцо равно 25 куриным. Каждое яйцо страуса весит от килограмма до двух.

У страуса хорошая окраска. Голова такого же цвета, что и покрытая пылью земля, а тело тёмное. Хищники принимают его за куст. Как только хищник приближается, страус вскакивает и убегает.

Страусы не умеют летать. У них длинные и очень сильные ноги, на которых они очень быстро бегают, делая 4—5-метровые шаги.

Страусы — птицы сильные и задиристые. У них отличное зрение. Они сразу замечают подозрительного зверя и сами бросаются ему навстречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади. Рядом со страусами всегда пасутся антилопы, зебры и газели. Увидев опасность, страус подает сигнал, и животные убегают.

Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. Гнездо устраивает страус-отец. Он делает в песке большую, но неглубокую ямку, а страусиха откладывает яйца. Птенцов высиживают оба: ночью сидит страус, днем — страусиха. С вылупившимися страусятами нянчится отец. Он охраняет их, учит защищаться от врагов и, растопырив крылья, прикрывает малышей от палящего солнца.

Страусов легко приручить, и люди обучают их пасти стада овец и возить тележки с человеком и поклажей.

Кстати, страусы настолько хорошо защищены от хищников, что живут до 70 лет!

Страусы могут длительное время обходиться без воды, получая влагу из поедаемых растений, однако при случае охотно пьют и любят купаться.



Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.

Учитель. Для чего слону такие большие уши? (Слайд 27).

Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. [4]

Учитель. Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (Слайд 28).

Физкультминутка. Дети представляют себя слониками, “обмахиваются” ушами, “трубят” хоботом.

По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.

О появлении у слона хобота много ходило легенд и историй. Одну из них мы сейчас увидим. (Видео в приложении.)

Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. (Слайд 29).

Вот у какого замечательного животного мы побывали в гостях.

Учебная диагностика. (Слайд 30).

– В каких районах Земли мы побывали?
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах
Рефлексия.

А вам нравятся слоны?

Я предлагаю сделать слоника из геометрических фигур. Рассмотрите рисунок. Какие геометрические фигуры мы будем использовать? Возьмите разноцветные фигуры и наклейте на листочки.

А теперь возьмите мячик.



А наш путеводитель-учебник поможет нам лучше узнать эти страны. – текст на стр.18

(Чтение текста по учебнику и работа с ответами)

Что такое саванна?

Что такое тропические леса?

1. В каком районе вы побывали?

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном)

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном)




Список литературы:

  1. О.Д. Ушакова. Загадки, считалки, скороговорки.– СПБ. – :Издательский дом литера, 2007.

  2. Я.Марголин; Где у растения дом; От а до я со всеми остановками.– Москва.: Детская Литература, 1981.

  3. Ганейзер Г. Георгафия в картинках. – М.: Детская литература, 1971.

  4. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 1 класс: К учебному комплекту А. А. Плешакова “Мир вокруг нас: 1 класс”. – М.: Издательства “Экзамен”, 2005.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"

Автор: Русяева Светлана Михайловна

Дата: 02.04.2020

Номер свидетельства: 544953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Где живут слоны?" "
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-gdie-zhivut-slony"
    ["file_id"] => string(6) "203952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429565073"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по окружающему миру "Где живут слоны?" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-gdie-zhivut-slony"
    ["file_id"] => string(6) "167830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423144679"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Какие бывают животные» урок окружающего мира в 1 классе."
    ["seo_title"] => string(58) "kakiiebyvaiutzhivotnyieurokokruzhaiushchieghomirav1klassie"
    ["file_id"] => string(6) "316731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460148474"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Планета знаний» под редакцией Г. Г. Ивченковой «Насекомые, птицы, рыбы, звери»."
    ["seo_title"] => string(136) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-proghrammie-planieta-znanii-pod-riedaktsiiei-g-g-ivchienkovoi-nasiekomyie-ptitsy-ryby-zvieri"
    ["file_id"] => string(6) "307615"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458383091"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему "В зоопарке" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-zooparkie"
    ["file_id"] => string(6) "123420"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414496370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства