Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель:
Обучающие: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения существенной информации, преобразование и обобщение информации в ходе групповой и коллективной работы по выделению существенных признаков групп животных.
Развивающие: развивать общеучебные умения и навыки: речь, внимание, память, мышление; интерес к предмету; развивать смекалку.
Воспитывающие: воспитывать качества, необходимые детям для успешной учёбы.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты: выяснить существенные признаки группы животных, выполнить классификацию животных.
- Личностные УУД ( ЛУУД) :
- Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия ( РУУД ):
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные универсальные учебные действия ( ПУУД ):
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Проводить сравнение;
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- Владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия ( КУУД ):
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Контролировать действия партнера.
Обучающиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты;
- выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
- высказывать свое мнение при выполнении задания.
- формулировать своё мнение,
- воспринимать различные точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир 1 класс» (2 часть) УМК «Планета знаний», учебная презентация, сигналы для рефлексии.
Оборудование: карточки с тучками, солнышками. Наклейки для самооценивания.
Ход урока.
- Орг. момент (слайд № 2)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Будем мы сейчас трудиться,
Будем мы сейчас учиться!
Психологическая минутка.
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями?
– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Какое у вас настроение сейчас? (хорошее)
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
– У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение? Выберите её, покажите.
– Посмотрим, изменится ли оно к концу урока.
- Постановка учебной задачи
Сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы сегодня маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий. Все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах – обитают живые существа. Однажды я услышала спор двух мальчиков. Один говорил, что пчела - это птица, ведь она летает. Другой говорил, что летают только птицы, плавают рыбы, а ходят звери.
Кто из них прав, как вы думаете?
Хотите ли вы разобраться в этом?
Давайте определим тему урока. (Насекомые, рыбы, птицы, звери).
Что бы вы еще хотели узнать на уроке?
- Ввод темы
Я предлагаю вам отгадать загадки. А отгадки запишем в пустые клеточки. (слайд № 3) (Маркером заполняются клеточки, пишутся отгадки).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (жук)
Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (кит)
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видя солнца. (крот)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Он серый, большой,
На четырёх столбах.
Посмотришь на него,
И скажешь только, ах!
Хобот к верху поднимает,
Всех из фонтана поливает. (слон)
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть – не мигаю.
Крылья есть – не летаю.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком. (рыба)
Шелестя, шурша травой,
Ползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел? (змея)
Прочитайте выделенное слово (животные)
- Новая тема
Просмотр видеофильма «Живет на свете красота» (слайд 4)
-Посмотрим клип «Живет на свете красота».
Мир животных, населяющих нашу планету, очень разнообразен. Они живут на суше, в земле, некоторые приспособились к жизни в воде. Люди разделили их на классы. Давайте рассмотрим некоторые из них. (слайд 5)
1. Отгадайте загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать ее хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Кто же это? (Открытие части экрана – картинка).
Да, это может быть и оса, и бабочка, и стрекоза.
Как называется эта группа животных? (насекомые)
Из всех животных на Земле больше всего насекомых. Их более 1 млн. видов.
Давайте рассмотрим пчелу на с.80 учебника.
Рассмотрите части тела пчелы. Для составления характеристики будем использовать план. (Вывешивается план на магнитную доску).
У пчелы есть следующие части тела: ____
Сколько ног у пчелы? (6)
Сколько основных частей тела? (3 – голова, грудь, брюшко)
Есть ли усики? (есть)
Рассмотрите основные части у стрекозы. Назовите их.
Сравните пчелу и стрекозу. В чем их сходство, а в чем различие? (Открытие части экрана – надпись).
Пчела и стрекоза похожи ____
Пчела и стрекоза отличаются ____
Данная группа животных называется ____
Сделаем вывод. А теперь сравним наш вывод с выводом на доске. (Открытие части экрана – вывод).
Читаем вывод: у всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног.
2. Чего на Земле больше: воды или суши? (воды на Земле больше, чем суши). В воде живут многие живые организмы – растения, животные. (слайд 6)
Отгадайте загадку.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)
- Каких животных отнесли к этой группе? (Открытие части экрана - картинка). (Лещь и щука)
- Как можно назвать группу этих животных? (рыбы)
Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океане уже плавали рыбы. С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдалённо напоминают первых океанских рыб. Люди скопировали форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Посмотрите, голова плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. Шеи у рыб нет. С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть целым и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.
Рассмотрите строение леща и щуки. (Вывешивается план на магнитную доску).
У леща есть следующие части тела: _____
(Открытие части экрана – надпись). В чем сходство и в чем различие? _____
Его тело покрыто _____
Лещ и щука похожи _____
Лещ и щука отличаются _____
Данная группа животных называется _____
Сделаем вывод. А теперь сравним наш вывод с выводом на доске. (Открытие части экрана – вывод).
Прочитайте вывод в рамочке.
Физкультминутка (слайд 7)
3. Отгадайте загадку. (слайд 8)
Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
- Каких животных отнесли к этой группе? (Открытие части экрана – картинка). (Грач и воробей)
- Как можно назвать группу этих животных? (птицы) (Открытие части экрана – надпись).
Рассмотрите строение грача и воробья. В чем сходство и в чем различие?
(Вывешивается план на магнитную доску).
У грача есть следующие части тела: _____
Его тело покрыто _____
Грач и воробей похожи _____
Грач и воробей отличаются _____
Данная группа животных называется_____
Сделаем вывод. А теперь сравним наш вывод с выводом на доске. (Открытие части экрана – вывод).
Прочитайте вывод в рамочке.
4. Отгадайте загадку. (слайд 9)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
А питается он листьями –
Листьями деревьев. (жираф)
- Каких животных отнесли к этой группе? (Открытие части экрана – картинка). (Волк и куница)
- Как можно назвать группу этих животных? (звери) (Открытие части экрана – надпись).
Рассмотрите строение волка и куницы. В чем сходство и в чем различие? (Вывешивается план на магнитную доску).
У волка есть следующие части тела: _____
Его тело покрыто _____
Волк и куница похожи ____
Волк и куница отличаются ____
Данная группа животных называется _____
Сделаем вывод. А теперь сравним наш вывод с выводом на доске. (Открытие части экрана – вывод).
Прочитайте вывод в рамочке.
Физкультминутка (слайд 10)
- Закрепление первичных знаний
1. Распредели животных по группам. (слайд 11)
(Вызвать к доске четыре ученика. Они должны распределить животных по группам, помогая друг другу исправлять ошибки).
2. Работа в тетрадях с. 20, 21 (слайд 12)
(слайд 13) Первое задание. Кто здесь лишний? Закрась кружок красным цветом. Назови оставшихся животных одним словом. (Ученик выходит к доске. Делает задание. Работа проверятся с помощью сигнальных карточек: кто с ним согласен?)
(слайд 14) Второе задание. Кто здесь лишний? Раскрась кружок красным цветом. Объясни, как ты догадался. (Ученик выходит к доске. Делает задание. Работа проверятся с помощью сигнальных карточек: кто с ним согласен?)
(слайд 15) Третье задание. Возьми три разноцветных карандаша и раздели животных на три группы. Сделай так, чтобы все насекомые были на красном фоне, звери – на зелёном, а рыбы – на синем. (Ученики выходят к доске. Делают задание. Работа проверятся с помощью сигнальных карточек: кто с ним согласен?)
(слайд 16) Четвёртое задание. Нарисуй бабочку по точкам и раскрась её. (Самостоятельная работа).
- Рефлексия (слайд 17)
Вспомним историю о споре мальчиков.
Кто же оказался прав?
Почему они оказались оба неправы?
Что бы вы посоветовали мальчикам?
Выберите любое высказывание и продолжите его.
Сегодня я узнал…………….
Было интересно…………….
Было трудно…………………
Теперь я умею……………….
Захотелось ли вам продолжить изучение мира животных?
Где можно найти эти сведения?
(книги, телевидение, интернет)
Как могут вам пригодится полученные знания в жизни?
– Найдите у себя на столе солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
– Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей работы я тоже могу выразить солнышком. Мне было очень интересно с вами на уроке. Вы молодцы!
– Урок окончен.