kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: "Что такое почва?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему: "Что такое почва?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Что такое почва?"»

Работу выполнила: Чудова Наталья 2016з.

Класс

3 класс

Автор УМК

А.А. Плешаков

Тема урока

Урок – анализирующего наблюдения «Что такое почва»

Тип урока

Изучение нового материала

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная

Цель урока

Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве и её роли в жизни человека и растений.

Задачи

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

  • выявить основные свойства почвы;

  • установить состав почвы;

  • узнать о преобладающих почвах родного края;

Развивающие:

  • развивать умение работать со словарями;

  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

  • делать выводы на основе проведённых опытов;

  • развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность;

  • умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.


Формируемые УУД

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемые результаты

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.


Оборудование

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер.







Ход урока

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

1мин

Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!


Актуализация знаний обучающихся








4 мин

Посмотрите на экран:

- О чём говорят эти слова? (на экране)

1. Знаю!

2. Могу!

3 Хочу!


- Итак, вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Тема урока была «Берегите воду!» Ребята, у вас на партах лежит тест. Давайте выполним его. Время на выполнение две минуты. (Взаимопроверка).

Ребята, меняемся тестами с соседом и проверяем. (поверяем по слайдам. В конце появляется таблица оценивания)

Вспомнить, что знаем.

Могу применить полученные знания при выполнении различных заданий. Хотим узнать новый материал


Целеполагание

Самоопределение к деятельности

3 мин

— Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. (Читает Арюна) Ребята, слушаем Арюну внимательно.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

-Ребята, как называется эта кладовая?

- Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений.

Земля


суша планета территория





















Земля

Целеполагание


5 мин

Ребята, давайте разгадайте кроссворд и узнаем, какое ещё значение есть у слова «земля». У каждого из вас есть маршрутный лист, на котором мы будем работать. Итак, обратите внимание на кроссворд, в не всего пять вопросов, давайте вы на них ответите, а потом мы проверим




п

а

р



в

о

д

а


ч

а

с

т

и

ц

а

к

р

у

г

о

в

о

р

о

т




и

с

п

а

р

е

н

и

е


  1. Состояние воды. (Пар.)

  2. Одно из самых главных богатств на Земле. (Вода.)

  3. То, из чего состоят тела. (Частица.)

  4. Беспрерывный процесс в природе. (Круговорот.)

  5. Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

Какое слово у нас вышло?

Правильно, и сегодня мы поговорим о почве.

Слайд.

А что же мы узнаем о почве, давайте предположим и положим наши предположения в корзину идей (приклеена на доске).
















Почва



Мы узнаем, что такое почва.

Узнаем ее состав.

Интересные факты о почве?

Кто живет в почве?


Работа по теме урока


Беседа

5 мин

1. Состав почвы

Что такое почва

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64. Что мы видим.

— Какие животные живут в почве?

Найдите в тексте, что такое почва?

— Почему почва плодородна? Докажите. Ваши ответы-предположения называются гипотезами, это то, что нам нужно подтвердить (слайд) Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Для проверки гипотезы, узнаем её состав. Но перед этим, давайте вспомним, какие условия нужны для развития растения? (Учитель выводит необходимые условия для развития растения на доску)

- Проверим, а есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав.

- Что бы выяснить состав почвы, я буду вам показывать опыты, а вы в своих тетрадях будете записывать результаты опытов, я же буду фиксировать результаты на доске.

Верхний плодородный слой земли.

Животных, живущих в почве



Ответы учеников.


Воздух, вода, питательные вещества — соли

Практическая работа

10 мин

Учитель показывает первый опыт (учитель кладет кусочек почвы в воду)

- Что заметили? Что хотите сказать?

- Зафиксируем в результаты 1 опыта, то что в почве содержится воздух.

Учитель показывает 2 опыт (немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло)


- Что заметили? Что хотите сказать?


- Зафиксируем в результаты 2 опыта, то, что в почве содержится вода.




Учитель показывает 3 опыт (продолжая нагревать почву, появляется не приятный запах, это сгорает перегной)

- Что заметили? Значит, что содержится в почве?


- Зафиксируем в результаты 3 опыта в таблицу о том, что в почве содержится перегной.


Далее учитель проводит 4 опыт (прокаленную почву, насыпает в стакан с водой и размешивает. Появляется осадок в виде песка и глины)

- Что заметили? Что хотите сказать?




Результаты зафиксируем в нашей таблице.






Учитель проводит 5 опыт (Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим над огнем.)

- что заметили? Что хотите сказать?

Ребята, а мы подтвердили нашу гипотезу? В почве содержится то, что необходимо растениям?


- Зафиксируем результат в таблицу.



- Давайте сравним нашу таблицу, и те условия, которые мы отметили необходимыми для развития растений.

- Какой вывод мы сделаем? Подтвердилась ли наша гипотеза о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни?

- Давайте сравним наш вывод с тем, что дан в учебнике на странице 68


- Заметили появление пузырьков воздуха в стакане

— Значит в почве есть воздух

- Стекло стало влажным, а это говорит нам о том, что в почве есть вода


- Появился не приятный запах, в почве содержится перегной

- На дне стакана появилось два вида осадков: с песком и глиной. Делаем вывод, о том, что в почве содержится глина и песок

- На стекле образовался налет, это минеральные соли. Значит в почве содержится минеральная соль.


- Почву называют плодородной. В почве есть вода, минеральные соли, воздух, перегной – все эти вещества необходимы для жизни растениям.

Физкультминутка

1 мин

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают —

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.



Работа по учебнику


5 мин

- Скажите, какие почвы вы знаете? Давайте рассмотрим в учебнике на с.69 разнообразие почв.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Давайте прочитаем эту информацию.

- Что узнали? О каких почвах узнали? Чем они отличаются?

- Скажите, а нужно ли охранять почву? Прочему? Зачем?

- Как будем охранять почву?

(ответы детей)




(Чит. Инф. Из учебника об охране почвы)

Интересные факты о почве

3мин

Ребята, а вы знали, что….

  1. Одним из интересных фактов об этой уникальной субстанции под названием почва, является само ее происхождение. Изначально поверхность Земли была лишь голой каменной пустыней. Но со временем ветры разрушали твердые породы, превращая их в мельчайшие частицы, которые и стали основой для появления почвы. Из-за изменений температур в горных породах образовывались трещины, и происходило их разрушение, а вода и ветер разносили остатки. Затем появились прямо на скалах первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образовывая новое живое вещество, которое в итоге называется почвой.

  2. За год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2 – 3 мм. А сгорает он за несколько минут.

  3. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15 лет

  4. Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см.

Слайд и сделать вывод, что без лесов почва начинает выветриваться и на такой почве уже ничего не растёт и это значит, что почву нужно беречь.

  1. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.

  2. Вероятнее всего, многие слышали о таком явлении как зыбучие пески, которые достаточно опасны для человека. Получаются они в результате того, что верхний слой песка абсолютно высушен солнцем, образовавшаяся на поверхности твердая корка крайне тонка, а трава и вовсе делает ее незаметной.


Рефлексия

5 мин

Посмотрите на слайд и закончите предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….." (выслушать ответы 2-3 учеников)

Игра «Правда или Ложь» (если правда хлопаем в ладоши, если ложь – ничего не делаем)

Плодородие – главное свойство почвы?+

В почве нет воздуха?-

В почве есть вода?+

Растения могут жить без солей? –

Животные повышают плодородие почвы?+


Итог урока

2 мин

— Что такое почва?

— Из чего состоит почва?

— Как образуется почва?

— Что особенно понравилось на уроке?

Слайд

Что узнал, что понравилось?

(За счет разрушения горных пород.)

Домашнее задание


1 мин

1. Учебник: прочитать текст на с. 64—67, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 67.

2. Рабочая тетрадь: № 2-3 (с. 28).





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему: "Что такое почва?"

Автор: Чудова Наталья Владимировна

Дата: 13.06.2024

Номер свидетельства: 652753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "открытый урок на тему "Космическая роль растений""
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyiuroknatiemukosmichieskaiarolrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "309977"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458902573"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Открытый урок на тему: Особенности почвы и её состав. "
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyi-urok-na-tiemu-osobiennosti-pochvy-i-ieio-sostav"
    ["file_id"] => string(6) "168088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423166496"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) ""Что такое хвоинки?""
    ["seo_title"] => string(22) "chto-takoie-khvoinki-2"
    ["file_id"] => string(6) "295939"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455892588"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку окружающего мира "Почва и ее свойства" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-pochva-i-ieie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "185892"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426251517"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Открытый урок по окружающему мир на тему "Что такое почва""
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi_urok_po_okruzhaiushchiemu_mir_na_tiemu_chto_takoie_pochva"
    ["file_id"] => string(6) "365074"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480694842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства