Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему мир на тему "Что такое почва"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Г. ПОЧЕП БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Открытый урок по окружающему миру
в 3 «В» классе по теме:
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Волкова Любовь Викторовна
2015 – 2016 учебный год
Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний
Цель:
Формировать у учащихся понятие “почва”;
Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Задачи: 1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность. 3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы. 4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.
Оборудование:
образцы почвы,
прозрачный стакан с водой,
пипетка,
стекло (лабораторное),
колба,
спиртовка,
штатив,
держатель,
компьютер
мультимедийный проектор
презентация
таблицы
опорные слова
учебник
рабочая тетрадь.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
Ход урока
I. Организационный момент:
Прозвенел уже звонок
Начинается урок!
(Учитель и ребята проверяют готовность к уроку)
Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
1) Почему морская вода имеет вкус?
2) Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)
3) В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили?
4) Как называется этот способ? (Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)
5) Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения)
6) Как люди охраняют воду от загрязнения? ( Строят очистные сооружения)
7) Назовите правила бережного расходования воды. ( Зарывать кран, чтобы вода не текла понапрасну, когда умываешься, сделай тонкую струйку)
III.Самоопределение к деятельности.
В нашу лабораторию пришло письмо.
- Интересно, что это? Читаем записку:
Бьют меня ногами
Режут грудь ножами
Каждый хочет растоптать
А я с подарками опять.
- Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")
(показ среза земли, взятого с обрыва)
А о каких подарках идет речь?
Послушайте рассказ :Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок ,помидоров, морковок.
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
- Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.
- Согласны?
- С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)
- Знаете ли Вы, что такое почва?
- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись "Что такое почва?")
- Что еще хотели бы узнать о почве?
- Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись "Свойство почвы")
- А кто из вас знает, из чего состоит почва?(Появляется следующая надпись «Состав почвы»)
- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
- Значит, с чем познакомимся?
- Кто догадался?
- Правильно.
- С видами почв. (Ниже надпись "Виды почв")
- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись "Почва человеку")
"Что такое почва?"
"Свойства почвы
«Состав почвы»
"Виды почв"
"Почва человеку"
V. Работа по плану:
Учитель:
- Приступим к работе, следуя составленному плану.
- Так, что же такое почва?
- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?
(учитель предлагает детям рассмотреть срез земли)
- Внимательно рассмотрите верхний слой.
- Какого он цвета.
- Сделайте вывод.
- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
(На экране вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли"). Также это определение вы можете прочитать в учебнике на с. 64. В рабочей тетради с. 36 запишем определение.
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
Свойство почвы.
Учитель:
- Переходим к выполнению следующего пункта плана.
- Я полью водой цветок горшке. Что вы видите? Правильно, вода впиталась в землю. А это значит, что земля способна пропускать воду
- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.
- Что увидели? (траву, растения, деревья)
- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
- Это - плодородие. (Появляется на экране еще одна надпись со словом "Плодородие")
- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?
-Правильно. Словарь, а также мы обращаемся к учебнику с.64 и читаем определение там.
- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)
VI. Практическая работа. Проведение опытов.
- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
- Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой вы будете записывать в таблицу. А таблица находится в рабочих тетрадях на с. 37
Опыт № 1
Учитель: Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
(Дети делают запись в таблицу)
(размешиваем почву в стакане с водой отставляют в сторону)
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
(Дети делают запись в таблицу)
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель:Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
(Дети делают запись в таблицу)
Опыт № 4(рассматриваем отстоявшую воду с почвой)
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель:Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
(Дети делают запись в таблицу)
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети:Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
(Дети делают запись в таблицу)
VII. Подведение итогов практической работы:
Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.
Дети:Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
(Вывод на экране)
VIII. Физкультминутка
(Включается фонограмма песни «Танец маленьких утят»)
IX.Закрепление материала
1. Игра “Хлопки”.
Учитель:А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Учитель:(Экологический момент):Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
Дети:растения получают из почвы всё что в ней содержится, в почве обитают мелкие животные.
Учитель:Что вы знаете об этих животных?
Дети:Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети:Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
3.Самостоятельная работа в рабочей тетради с. 38 №5
X. Рефлексия.
Наш рабочий день подошел к концу :
Что нового каждый для себя узнал на уроке?
Почему землю называют кормилицей?
- На все ли пункты плана ответили? (Нет)
- Поэтому часть работы предлагаю взять домой и перенести на следующий урок.
XI. Итог урока.
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Назовите свойства почвы.
- Что особенно понравилось на уроке?
Домашнее задание.
Подготовить сообщение «Как человек использует почву и ее охраняет? Виды почвы»
Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»
1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения- обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.
Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:
- словесный метод: при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ ,беседу
-наглядный метод: в виде наблюдения за ходом работы учащихся
-практический метод: выполнение разнообразных упражнений ,опытов
-частично- поисковый-для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу
-метод проблемного изложения учебного материала
-метод самостоятельной работы- так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы
2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм , учит самостоятельному анализу, сравнению ,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины ,умению дискутировать ,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок.
3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций ,игровые моменты ,разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы , при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, стимулирование проводил на каждом этапе урока.
4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора младших школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать ,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности.
5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.