kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Наши подземные богатства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.

2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой.

4. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта России, карта области (края), коллекция полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Хозяйка подземных богатств

В свое царство пустит нас!

Учитель. Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.

На доске и в тетрадях записывается тема: «Наши подземные богатства».

II. Проверка знаний и умений.

Работа в группах.

– Перечисли водоемы нашего края.

– Расскажи о значении водоемов в природе и жизни людей.

– Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

– Почему при купании в водоемах нужно соблюдать осторожность?

– Сформулируйте правила поведения у водоема, соответствующие этим знакам.

Несколько учащихся по выбору учителя выполняют работу по индивидуальным карточкам.

1. Найдите лишний объект:

а) пруд, море, река, океан;

б) море, река, озеро, ручей;

в) устье, исток, склон, приток.

2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Выход подземных вод на поверхность – … (ключ). Огромное пространство соленой воды на Земле – … (океан). Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами, – это … (море).

Место впадения реки в другую большую реку или море называется … (устье). А место, где река берет свое начало, называется … (исток). Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой, – это … (пруд).

3. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Они встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются.

Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве (например, песок, глина, гранит, известняк). Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

В нашей стране есть большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральском бассейне. (Учитель показывает на карте.) Менее богаты ими месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин. Есть у нас и многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, а также в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля (многие из которых коксующиеся), Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах Сибири. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова, Аданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток); сырье для получения алюминия – бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах Западной Якутии, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России имеются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразное сырье для производства минеральных строительных материалов – граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д. Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу нашей страны.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения полезных ископаемых:

1) название полезного ископаемого;

2) его свойства;

3) условное обозначение;

4) способы добычи;

5) значение и применение;

6) месторождения.

Учитель. Итак, начинаем изучение полезных ископаемых (работа с коллекцией):

1) показ с пояснением;

2) зачитывание статьи из учебника;

3) дополнительный материал учителя.

Описание полезных ископаемых. Сообщение подготовленными детьми.

1. Гранит.

2. Известняк

3. Песок, гравий, галька, валуны, щебень

4. Горючие ископаемые

Своим образованием эти породы обязаны организмам, накапливающим углерод в тканях под воздействием солнечной энергии.

Торф образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озер болотистыми растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоемов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков при этом не происходит, так как не хватает воздуха (кислорода); происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом (50–60 %) торфа различного качества.

Показ презентации о Кузнецком бассейне.

Ископаемые угли образовались из остатков богатой растительности, росшей десятки миллионов лет назад в болотистых долинах, в устьях и дельтах больших рек, на низких берегах теплых морей. При наступлении моря леса погибали. Оказавшись под водой, без доступа кислорода, древесина при участии бактерий подвергалась особому виду разложения, которое продолжалось миллионы лет и в конце концов привело к образованию ископаемых углей. В зависимости от исходного растительного материала и разных условий его разложения образовались различные угли: каменные, антрациты, залегающие в связи с условиями образования среди глинистых сланцев и песчаников.

Бурый уголь – плотные слоистые или рыхлые землистые массы, имеющие бурую, коричневатую, темно-серую, иногда черную окраску. Они содержат до 61 % углерода, и чаще всего их потребляют на топливо, а также на получение парафина посредством сухой перегонки.

Каменный угольплотные пласты или неслоистые массы черного цвета. Содержание углерода в каменных углях доходит до 83,5 %. Некоторые разновидности каменных углей при сухой перегонке выделяют много газов и смолистых веществ, а остающаяся масса спекается в тусклый, очень твердый, мелкопористый и легкий кокс; такие каменные угли называются жирными, или коксующимися, и применяются для выработки кокса и многочисленных продуктов сухой перегонки. Другие разновидности при сухой перегонке кокса не дают, а лишь распадаются на мелкий порошок; такие угли называются тощими и используются на топливо.

5. Железная руда

Учитель. Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Ученики. Железная руда.

Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:

Учитель проводит коллективную проверку схемы. Далее предлагает учащимся прочитать статью «Охрана подземных богатств» на с. 168–169 учебника.

Учитель. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как же надо охранять подземные богатства?

Учащиеся дают ответы.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Что же мы называем полезными ископаемыми?

Ученики. Все природные богатства, которые добывают люди.

Учитель. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

V. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

Домашнее задание.

С. 159–170. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 3, 4, с. 170.

Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.

 

Просмотр содержимого документа
«"Наши подземные богатства"»

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА.
ОХРАНА ПОДЗЕМНЫХ БОГАТСТВ

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.

2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой.

4. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта России, карта области (края), коллекция полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Хозяйка подземных богатств

В свое царство пустит нас!

Учитель. Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.

На доске и в тетрадях записывается тема: «Наши подземные богатства».

II. Проверка знаний и умений.

Работа в группах.

– Перечисли водоемы нашего края.

– Расскажи о значении водоемов в природе и жизни людей.

– Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

– Почему при купании в водоемах нужно соблюдать осторожность?

– Сформулируйте правила поведения у водоема, соответствующие этим знакам.

Несколько учащихся по выбору учителя выполняют работу по индивидуальным карточкам.

1. Найдите лишний объект:

а) пруд, море, река, океан;

б) море, река, озеро, ручей;

в) устье, исток, склон, приток.

2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Выход подземных вод на поверхность – … (ключ). Огромное пространство соленой воды на Земле – … (океан). Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами, – это … (море).

Место впадения реки в другую большую реку или море называется … (устье). А место, где река берет свое начало, называется … (исток). Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой, – это … (пруд).

3. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Они встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются.

Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве (например, песок, глина, гранит, известняк). Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

В нашей стране есть большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральском бассейне. (Учитель показывает на карте.) Менее богаты ими месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин. Есть у нас и многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, а также в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля (многие из которых коксующиеся), Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах Сибири. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова, Аданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток); сырье для получения алюминия – бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах Западной Якутии, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России имеются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразное сырье для производства минеральных строительных материалов – граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д. Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу нашей страны.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения полезных ископаемых:

1) название полезного ископаемого;

2) его свойства;

3) условное обозначение;

4) способы добычи;

5) значение и применение;

6) месторождения.

Учитель. Итак, начинаем изучение полезных ископаемых (работа с коллекцией):

1) показ с пояснением;

2) зачитывание статьи из учебника;

3) дополнительный материал учителя.

Описание полезных ископаемых. Сообщение подготовленными детьми.

1. Гранит .

2. Известняк

3. Песок, гравий, галька, валуны, щебень

4. Горючие ископаемые

Своим образованием эти породы обязаны организмам, накапливающим углерод в тканях под воздействием солнечной энергии.

Торф образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озер болотистыми растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоемов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков при этом не происходит, так как не хватает воздуха (кислорода); происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом (50–60 %) торфа различного качества.

Показ презентации о Кузнецком бассейне.

Ископаемые угли образовались из остатков богатой растительности, росшей десятки миллионов лет назад в болотистых долинах, в устьях и дельтах больших рек, на низких берегах теплых морей. При наступлении моря леса погибали. Оказавшись под водой, без доступа кислорода, древесина при участии бактерий подвергалась особому виду разложения, которое продолжалось миллионы лет и в конце концов привело к образованию ископаемых углей. В зависимости от исходного растительного материала и разных условий его разложения образовались различные угли: каменные, антрациты, залегающие в связи с условиями образования среди глинистых сланцев и песчаников.

Бурый уголь – плотные слоистые или рыхлые землистые массы, имеющие бурую, коричневатую, темно-серую, иногда черную окраску. Они содержат до 61 % углерода, и чаще всего их потребляют на топливо, а также на получение парафина посредством сухой перегонки.

Каменный угольплотные пласты или неслоистые массы черного цвета. Содержание углерода в каменных углях доходит до 83,5 %. Некоторые разновидности каменных углей при сухой перегонке выделяют много газов и смолистых веществ, а остающаяся масса спекается в тусклый, очень твердый, мелкопористый и легкий кокс; такие каменные угли называются жирными, или коксующимися, и применяются для выработки кокса и многочисленных продуктов сухой перегонки. Другие разновидности при сухой перегонке кокса не дают, а лишь распадаются на мелкий порошок; такие угли называются тощими и используются на топливо.

5. Железная руда

Учитель. Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Ученики. Железная руда.

Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:

Учитель проводит коллективную проверку схемы. Далее предлагает учащимся прочитать статью «Охрана подземных богатств» на с. 168–169 учебника.

Учитель. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как же надо охранять подземные богатства?

Учащиеся дают ответы.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Что же мы называем полезными ископаемыми?

Ученики. Все природные богатства, которые добывают люди.

Учитель. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

V. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

Домашнее задание.

С. 159–170. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 3, 4, с. 170.

Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Наши подземные богатства"

Автор: Кириенко Лариса Алексеевна

Дата: 27.12.2020

Номер свидетельства: 568672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Наши подземные богатства "
    ["seo_title"] => string(28) "nashi-podziemnyie-boghatstva"
    ["file_id"] => string(6) "205686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429972614"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока окружающего мира  на тему: «Наши подземные богатства» "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-nashi-podziemnyie-boghatstva"
    ["file_id"] => string(6) "174452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125754"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация к уроку "Наши подземные богатства". УМК "Школа России" 4 класс, окружающий мир."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_nashi_podziemnyie_boghatstva_umk_shkola_rossii_4_klass_o"
    ["file_id"] => string(6) "431739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1507648515"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства". "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-nashi-podziemnyie-boghatstva"
    ["file_id"] => string(6) "215591"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432734928"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация к уроку окружающий мир по теме "Наши подземные богатства""
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiiakurokuokruzhaiushchiimirpotiemienashipodziemnyieboghatstva"
    ["file_id"] => string(6) "285198"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454100622"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства