kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "«Жизнь древних славян»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ребята получают представление о жизни  древних славян, о территориях, на которых расселились восточные славяне. Учащиеся учатся анализировать карту расселения племен древних славян, рассказывать об их жилищах и верованиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "«Жизнь древних славян»»



Предмет: окружающий мир, 4 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Жизнь древних славян»

Место урока в теме: 1-й урок в разделе «Страницы истории Отечества»

Тип урока: открытие новых знаний


Цель: - формировать представление о жизни древних славян;

Задачи урока:

Образовательные: - дать представление о территориях, заселённых восточными славянами, предках русских, украинцев, белорусов; анализировать карту расселения племен древних славян; знать занятия восточных славян; рассказывать об их жилищах и верованиях; формулировать выводы по изученному материалу.

Развивающие: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к природе, интерес к истории своего народа.

Планируемые достижения учащихся:

Метапредметные:

Регулятивные:

- понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока; составлять рассказ на материале учебника, планировать собственную учебную деятельность; осуществлять самопроверку и оценку своих достижений.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определять способы решения проблем; использовать карты, текст и иллюстрации учебника для получения информации о жизни восточных славян; формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные:

слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Мотивацию к изучению нового учебного материала; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; уважать и испытывать чувство гордости за достижения предков;



Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), оценочный лист, карточки с историческим документом, карточки с заданиями.


Ход урока.


  1. Орг. момент.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю России

Интересно изучать.


2. Актуализация изученного материала. (3 мин.)

- Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? (Земля отцов, Родина). Как мы должны относиться к своей родине? (Любить свою родину, свой народ, защищать от врагов.)

Раздел учебника «Страницы истории Отечества» поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Н. Кончаловская


(Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.


Создание проблемной ситуации.

(На столе лежат предметы быта)

- Посмотрите у меня на столе лежат предметы.

-Прочитайте слова на слайде, кому могли принадлежать эти предметы?

- ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили в далеком прошлом.

Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки - это люди, которые будут жить в будущем.

- Кто-нибудь знает, кто были наши предки? От какого народа мы с вами произошли? Чтобы узнать к какому народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.


  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом.

  2. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом.

3. Большое животное, на которое охотились древние люди.

  1. Отрезок времени в сто лет.

  2. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

  3. На берегах, какой реки возникло Египетское государство.

  4. Наука, которую иногда называют «наукой лопаты»


3. Сообщение темы и целей урока. (2 мин)

- Прочтите ключевое слово? (славяне)

- К кому мы сегодня будем путешествовать? (к славянам)

- Давайте сформулируем тему урока. На доске даны слова темы, но они перепутаны, поставьте их в правильном порядке.

- Какая будет тема урока?

- Жизнь древних славян

Мы отправляемся в путешествие к славянам.

В путешествии вы узнаете много нового, будете выполнять задания,

сами себя оценивать и баллы выставлять в лист самооценки. Подпишите фамилию и имя.

- Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни древних славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их составьте схему по данной теме.

Где селились древние славяне?

Чем занимались древние славяне?

Как жили древние славяне?

Во что верили?


5. Изучение нового материала.

План у нас есть. Вперёд за новыми знаниями.

- Если мы заглянем в прошлое, в 5 - 8 века, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Когда же здесь поселились славяне, хотите знать.

- Совершим небольшое видеопутешествие. Работаем с картой.

- Где расселились славяне? (в восточной части Европы)

- В каком веке славяне поселились в Восточной Европе? (в 9-м)


- На какие 3 ветви делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)


Посмотрите на карту, между какими морями поселились славяне (Между Черным и Балтийским морями)

По берегам каких рек поселились славяне? (по берегам рек: Западная Двина,

Днепр, Волга, Дон).

Славяне жили племенами, а какие у них были племена вы узнаете, поработав с документами.

- Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён.

Подчеркните названия племен в тексте. Каждому ученику карточка (Звучит аудиозапись.)

- Карточка № 1. - Подчеркните названия племен в тексте.

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


- Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полочане, словени, северяне).

Я покажу на карте на карте у доски, а вы работайте с картой в учебнике.


-Что значит слово сели, подберите однокоренное слово? (поселились)

- Вы обратили внимание, что много слов с заглавной буквы. Почему? (названия рек, озёра, города)

Еще почему мы их пишем с большой буквы?

(имена собственные)


- К какой ветви относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).


- Восточные славяне были предками русских, украинцев и белорусов. В дальнейшем потомки белорусов, украинцев и русских образовали свои государства - Россия, Белоруссия, Украина. Но помните, происхождение у нас одно, языки близки, история общая. Мы братские народы и должны быть дружны, как говорится народное братство, дороже всякого богатства.

Мини-итог: где жили восточные славяне?

На какой вопрос плана ответили?

--Сегодня мы будем исследователями. Кто это? (Те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает, что-то).

Работать будем группами. У каждой группы будет свое задание. - Я буду выступать в роли консультанта.

1-группа - Чем занимались?

2- группа - Как жили?

3-я группа - Во что верили?

(Группы получают карточки с заданиями и делают записи в карточках)

Задания для 1-группы, 2 группы, 3 группы. Группы по очереди представляют проекты.

  1. Физминутка.

Ребята вы сообща поработали, а теперь встаньте. Славяне жили в суровых условиях и всё делали сообща. Представьте себе, что вы славяне, зима, вы замерзли, как древние славяне могли согреться. Для этого давайте встанем, потопали ногами, разотрите свои руки, а теперь потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой. Все знают зимой можно согреться, выполняя какую-нибудь работу. Славяне никогда не сидели без дела, у них было много занятий.

Первая группа расскажет о занятиях славян.

Рассказ сопровождается презентацией.

Группа 1.

Учебник стр. 36-37

Славяне были ____________________________________________________.

Мужчины занимались______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Кузнецы ковали_________________________________________________

Женщины готовили ______________________________________________

_________________________________________________________________.

Сообща они занимались ____________________________.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо.


Вывод: Давайте посмотрим на предметы, которые у меня на столе.

Из чего сделаны? Какое ремесло? (кузнечное, гончарное, плетение)


Мини-итог: какие занятия были у славян?

Работа на карточках.

-Теперь ваших знаний достаточно, чтобы выполнить следующее задание.


Соедините линиями занятия с его продуктами

рыболовство мед

скотоводство пшеница

земледелие корова

бортничество щука

охота грибы

собирательство дерево

строительство медведь

Проверим, смотрим на слайд.

Оцените себя в оценочном листе, сколько правильных ответов, столько баллов.



Выступление группы 2.

Свой проект представит вторая группа.

С. 37-38

Место для поселения выбирали ____________________________________

_______________________________________________________________.

Ставили рубленые избы___________________________________________

__________________________________________________________________.

Рядом в загонах ___________________________________________________

__________________________________________________________________.

Неприхотливым было убранство дома: ______________________________

__________________________________________________________________.

Печь топили ______________________________________________________

__________________________________________________________________.

Посудой служили _________________________________________________.

Одежда была _____________________________________________________.

Мини-итог: В чем жили древние славяне?

Из всего этого можно сделать вывод, что жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым.

Итак, о верованиях славян нам расскажет 3 группа.

Выступление группы 3.

Свой проект представит третья группа. Какой у вас был вопрос?

С. 38

Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все казалось славянам живым, одушевленным. Они считали _______________________________

_________________________________________________________________. Главный бог -____________________________________________________.

Молились славяне богам о

Славяне верили, что дом охраняет _____________________, в лесу водится ________________________, в реках и озерах живут ___________

__________________.

Мини-итог: Во что верили славяне?

С чем была тесно связана жизнь древних славян? Почему? (Жизнь древних славян была тесно связана с природой. Люди не могли жить отдельно от природы, все что нужно для жизни еду, жильё, одежду они брали в природе)

Какой самый главный бог у славян? (Перун)

Славяне поклонялись не одному богу, а многим богам. Вера во многих богов называется – язычество. Посмотрите видео, каким еще богам поклонялись славяне. (Просмотр видеоролика)



-Мини-итог: Что такое язычество?

Давайте оценим работу в группе.

Сколько баллов поставим первой группе? Почему?



Теперь проверим ваши знания, выполним тест.



Тест.

Выбери правильный ответ и обведи в кружок (подписать тест)


А) Славяне жили:

  1. В пустыне.

  2. По берегам рек и озёр, на холме.

  3. В горах.


Б) Что такое бортничество?

  1. Изготовление бочек из дерева.

  2. Выдалбливание лодок.

  3. Собирание мёда диких пчёл.


В) Русские, украинцы, белорусы произошли от:
1. восточных славян;
2. западных славян;
3. южных славян.

Г) Жилище древних славян?

1)Землянка.

2)Чум.

3). Пещера.


Д) Древние славяне были:
1) христианами
2) язычниками
3) мусульманами



Проверим себя, правильные ответы на слайде.

Поставьте баллы. Теперь посчитайте баллы за все задания, внизу даны критерии, сколько баллов на какую оценку.

Кто получил «5», поднимите руки, «4»-поднимите руки. А кто получил «3»?

6. Итог урока. - К кому мы сегодня путешествовали?

- Понравилось вам путешествие?

- Что нового вы узнали о жизни славян?

7. Рефлексия.

Посмотрите на экран, поиграем в игру «Дополни предложения».

я узнал ...

было интересно.

было трудно ...

могу похвалить себя за то, что ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

  1. Домашнее задание.

Стр. 34-39 – вопросы

Подготовить сообщение о славянском празднике





































Приложение





Лист самооценки


Ф.И. ученика _____________________________________


Задание на соответствие.


Работа в

группах

Тест

Сумма

баллов

Оценка

1-7 баллов

1-5 балла

1-5 баллов
















Норма оценки:

7-10 баллов – оценка «3»

11-15 баллов – оценка «4»

16-17 баллов – оценка «5»





Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»





Карточка №2.

Соедините линиями занятия с их продуктами.


рыболовство мед

скотоводство пшеница

земледелие корова

бортничество щука

охота грибы

собирательство дерево

строительство медведь


Тест.

Выбери правильный ответ и обведи в кружок (подписать тест)

А) Славяне жили:

1. В пустыне.

2. По берегам рек и озёр, на холме.

3. В горах.

Б) Что такое бортничество?

1. Изготовление бочек из дерева.

  1. Выдалбливание лодок.

  2. Собирание мёда диких пчёл.

В) Русские, украинцы, белорусы произошли от:
1. восточных славян;
2. западных славян;
3. южных славян.
Г) Жилище древних славян?

1)Землянка.

2)Чум.

3).Пещера.

Д) Древние славяне были:
1) христианами
2) язычниками
3) мусульманами








Группа 1.

(Учебник стр. 36-37.)

Задание: Чем занимались древние славяне?

Мужчины занимались______________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________.

Охотились на ___________________________________________________,

Кузнецы ковали___________________________________________________,

Женщины готовили ________________________________________________

_________________.

Сообща они занимались ____________________________.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо.





Группа 2.

(С.37-38)

Задание: Как жили древние славяне?

Место для поселения выбирали _______________________________________

__________________________________________________________________.

Ставили рубленые избы или селились в ____________________________.

Такие жилища почти до половины __________________________________.

Рядом в загонах и хлевах держали____________________________________.

Неприхотливым было убранство дома:______________________________

__________________________________________________________________.

Печь топили _____________________________________________________.

Посудой служили _________________________________________________.

Одежда была _____________________________________________________.

Группа 3.

Задание: Во что верили древние славяне?

С.38

Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все казалось славянам живым, одушевленным. Они считали _______________________________

_________________________________________________________________. Главный бог -____________________________________________________.

Молились славяне богам о ________________________________________,

Славяне верили, что дом охраняет _____________________, в лесу водится ________________________, в реках и озерах живут ___________________,

__________________.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "«Жизнь древних славян»

Автор: Лаврентьева Надежда Петровна

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Методическая разработка урока ИЗО "Русская народная изба""
    ["seo_title"] => string(61) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-izo-russkaia-narodnaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "313996"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459592976"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Методическая разработка урока по окружающему миру " Жизнь древних славян", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_zhizn_drievnikh_slav"
    ["file_id"] => string(6) "385720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485797576"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка урока истории: "Быт и нравы Древней Руси""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaistoriibytinravydrievnieirusi"
    ["file_id"] => string(6) "315931"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459990758"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Методические разработки "Хлеб - всей жизни голова""
    ["seo_title"] => string(50) "mietodichieskiierazrabotkikhliebvsieizhiznigholova"
    ["file_id"] => string(6) "273502"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452240984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства