урок 26. Деревянное зодчество.
Русская изба
Цели деятельности педагога | Познакомить с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее внутреннего устройства, основными элементами строения избы, основными элементами декоративного украшения; учить различать архитектурные особенности русской избы; развивать умения рассуждать, наблюдать, сравнивать; воспитывать бережное отношение к наследию предков |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Зодчество, русская изба, сруб, кровля, крыльцо, подклеть, клеть, охлупень, причелина, конек, скульптурный столб |
Образовательные ресурсы | Презентация на тему «Декор русской избы». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_24066.html Деревянное кружево русской избы. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/derevyannoe-kruzhevo-russkoy-izby |
Демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка |
Оборудование | Учебник, карандаши, альбом |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: расширят представление о русском зодчестве, элементах строения русской избы; научатся различать архитектурные особенности русской избы, элементы орнамента, делать зарисовки декоративного оформления русской избы. Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – На Руси главным строительным материалом было дерево (см. Приложение 1 в ресурсном материале к уроку). Поэтому памятников деревянной архитектуры сохранилось совсем немного. И все-таки они есть. Русская изба… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, но сегодня вновь возвращаемся к этому образу | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятель- ности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового мате-риала | Вступительное слово «Русское зодчество». Просмотр слайдов | – Деревня – деревянный мир, с дерева все начинается, им строится, обогревается, дышит. В древние времена почти вся Русь была деревянной. Наши предки селились в лесистых местах, по берегам рек и озер. Русское деревянное строительство – это строительство, созданное трудом и гением мастеров. На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. Из нее строили все – от простых изб, дворцов, культовых зданий до разнообразных подсобных помещений и крепостей. В глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землей, «нижним миром» и сторонами света. Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь, и наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. У человека должна быть надежная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость», – говорили на Руси. И для обеспечения недоступности этой крепости при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков | Слушают учителя, смотрят слайды, анализируют информацию | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятель- ности | Устные ответы |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Элементы строения русской избы». Просмотр мультиме-дийной презентации | Показывает слайды. – Старинное деревянное строительство – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, искусной и яркой. Уже в Х веке на Руси возводились великолепные жилые постройки из дерева с резными наличниками и украшениями (см. Приложение 2 в ресурсном материале к уроку) | Слушают учителя, смотрят презентацию, наблюдают, работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: научатся формулировать ответы на вопросы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятель- ности | Устные ответы |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Деревянное кружево рус-ской избы». Просмотр мультиме-дийной презентации | – А сейчас мы совершим путешествие в мир деревянного кружева. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов – Как же появлялось лицо у дома? Показывает презентацию (описание см. в Приложении 3 ресурсного материала к уроку). – Видели ли вы в нашем городе украшенные резьбой дома? Как вы относитесь к потере традиций украшать свои дома в национальном стиле? | Участвуют в коллективной беседе, рассуждают, смотрят презентацию, наблюдают, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать. Коммуникативные: научатся формулировать ответы на вопросы, рассуждать, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ. Личностные: сориентированы на бережное отношение к наследию предков | Устные ответы |
Словарная работа с опорой на учебник (с. 120– 121) | Заслушивает ответы учащихся, наблюдает, советует, помогает затрудняющимся в выполнении задания с использованием слов: зодчество, русская изба, сруб, кровля, крыльцо, подклеть, клеть, охлупень, причелина, конек, скульптурный столб | Работают с учебником, анализируют информацию, делают выводы | Индивидуальная | Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнительными источниками информации | Устные ответы |
III. Творческая практическая деятельность | Практическая работа | Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Изобразите фронтон дома, украшенный резьбой в стиле древних мастеров | Выполняют задание | Индивидуальная | Регулятивные: научатся сохранять учебную задачу; планировать и оценивать свои действия. Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнительными источниками информации. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятель- ности | Набросок дома (карандаш) |
IV. Итоги урока. Рефлек-сия | Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных рисунков. Организует беседу по вопросам: – Зачем люди украшают свои жилища? – О чём может рассказать декор избы? – Найдите изображения крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница? | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, сориентированы на бережное отношение к архитектурным памятникам. Регулятивные: оценивают свою работу, воспринимают информацию, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Домашнее задание | Учебник (с. 119–121), найти и подготовить рассказ об одном из музеев деревянного зодчества в России | Записывают задание | Индивидуальная | Наблюдение |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.
Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли Северным краем.
Свойства дерева как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. Бревно – его толщина – стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.
На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб либо березу.
Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) – снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя – гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.
Главным, и часто единственным, орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и были известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром до сих пор говорят: «срубить избу». И хорошо нам сейчас знакомые гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.
После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!
После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.
Приложение 2
В летописных свидетельствах имеется много сведений об изящных ансамблях рубленых домов, с золотыми вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного русского искусства. Примером служит деревянный двор княгини Ольги, получивший название «теремного» из-за необычных вышек с шатровым верхом. Русь неотделима от понятия изба. В лесных районах избы известны уже в IV–V веках. Избой называли древние славяне отапливаемый сруб, и под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья, внуки. Русская изба служила обычно двум-трем поколениям, хотя могла простоять и больше 100 лет. Все хозяйственные постройки собраны под одной крышей, и можно подолгу, не выходя из дому, выполнять все хозяйственные работы. Первые типы изб были похожи на простейшие лесные жилища. Постепенно, из века в век совершенствовался облик избы, усложнялась ее планировка, увеличивались размеры. Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. Жилая изба IX–XI веков была квадратной постройкой со стороной 4–5 м. Решение плана избы просто и лаконично. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют русскому крестьянскому жилищу. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основу деревянной постройки на Руси составлял сруб. Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание – ряж, который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше. По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Найдите в учебнике информацию о видах соединения бревен. Рассмотрите иллюстрации и найдите ответ на во-прос, в чем их различие.
Вход в крестьянскую избу был низким, так что можно было споткнуться. Дверной проём устраивали с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Так берегли тепло. Таким образом, каждый входящий невольно должен был поклониться хозяевам, иначе шишку на лбу можно набить. Окна считали «глазами» дома, само слово «окно» происходит от слова «око» – глаз. Окна делали маленькими – для сохранения тепла, и так, чтобы света хватало для работы семьи. Стёклами служили куски слюды. Но чаще использовали бычий пузырь или промасленную холстину. Стёкол в окнах русских изб не было до начала XIX века, и стоили они дорого. Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуей, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту. Самым же дорогим покрытием считался тес (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
Приложение 3
Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень. Вспомните, что символизировал образ коня? Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правый – вечернее, заходящее. В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные». Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром. Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломаные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были «оберегами». Одним из важных элементов украшения избы были наличники. Вслушайтесь в это слово: «наличник» – «находящийся на лице». Фасад дома – это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.