kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по окружающему миру " Жизнь древних славян", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок -исследование. Конспект разработан с использованием элементов разноуровневой технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тест»

Тест


1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.


2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.


3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс


4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.


5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.


Просмотр содержимого документа
«приложения к уроку окр.мир»

Жизнь древних славян









1. Внешний вид

славян.

2. Расселение

славян.

3. Быт и жилища

славян.


4. Занятия славян


5. Религия славян.


6.Традиции славян.

Восточные



Западные




Южные






поляне

древляне


дреговичи


северяне

словене


кривичи

радимичи


вятичи





рыболовство


охота


бортничество


собирательство


скотоводство


земледелие


торговля





Боги

Сварог


Ярило (Даждьбог)


Перун


Стрибог


Волос(Велес)

Мокошь


Лада


Коляда




Духи


Домовой


Леший


Водяной


Русалка




Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.


Исследователи – это те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает что-либо.

Гарпун – специальное метательное оружие для ловли рыбы

Куна – денежная единица древних славян ( шкура куниц).

Праща – кожаный ремень для метания камней.

Силки – специальные ловушки из прутьев или верёвок для ловли птиц.

Язычество – это вера славян в обожествлённые силы природы и души усопших.


Святилище или капище – храм славянских богов






1 группа

1. Прочитайте текст на стр. 5 и выполните ниже задания

== Как жили славяне?

Наши предки жили все вместе _____________ - поодиночке они бы погибли. Славяне населяли огромные пространства _______________

Европы. Территория славян находилась между ________________ и

______________ морями. Они селились по берегам рек _____________

______ ,___________ ,__________ , ___________ .


== Перечислите племена восточных славян


Названия славянских племен

Географические ориентиры поселения


Правый берег реки Днепр, около г. Киев. (чистые поля)


В лесах по реке Припять, г. Искоростень.

( от древо – дерево)


Между реками Припятью и Березиной.

( дрягва – болото)


По рекам Десна. Сейм. Сулла. (соседи полян)


У берегов озера Ильмень, город Новгород.


По верховьям рек Днепр, Волга и Западная Двина, г. Смоленск. (родоначальник Кривь)


У реки Сож, к востоку от кривичей. ( первый вождь Радимир)


В бассейне реки Оки. ( родоначальник Вятко)


Национальности русские, украинцы, белорусы произошли от ______________ славян.


1 группа

1. Прочитайте текст на стр. 5 и выполните ниже задания

== Как жили славяне?

Наши предки жили все вместе _____________ - поодиночке они бы погибли. Славяне населяли огромные пространства _______________

Европы. Территория славян находилась между ________________ и

______________ морями. Они селились по берегам рек _____________

______ ,___________ ,__________ , ___________ .


== Перечислите племена восточных славян


Названия славянских племен

Географические ориентиры поселения


Правый берег реки Днепр, около г. Киев. (чистые поля)


В лесах по реке Припять, г. Искоростень.

( от древо – дерево)


Между реками Припятью и Березиной.

( дрягва – болото)


По рекам Десна. Сейм. Сулла. (соседи полян)


У берегов озера Ильмень, город Новгород.


По верховьям рек Днепр, Волга и Западная Двина, г. Смоленск. (родоначальник Кривь)


У реки Сож, к востоку от кривичей. ( первый вождь Радимир)


В бассейне реки Оки. ( родоначальник Вятко)


Национальности русские, украинцы, белорусы произошли от ______________ славян.


2 группа

1. Внимательно прочитай текст на стр. 9 – 11 и выполни задания.

== Как жили славяне?

Жили славяне отдельными ___________ или _____________ , которые возглавлял _____________ или старейшина. Род и семья объединялись в _____________ (люди в ней делали всё сообща, вместе). Общины объединялись в _____________ . Каждое ______________ занимало свою территорию.


== Какое место выбирали для жилья славянские племена?


Славяне селились по _________ ____ и _______ , среди _________ на _____________ ___________ , окруженных ________________ , глубокими __________ и __________ . Вокруг поселений возводили _____________ _______ и ставили __________________, т.е. изгородь из обтесанных, заострённых и обожжённых на огне брёвен.


== Что служило жильём для славян?


Жильём для славян служили __________________ . В них пол был на ___________ углублён в землё, стены сложены из тонких слоёв ____________ , очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. _________ с южной стороны находилась. _______ в полуземлянке не было. Свет проникал через ______________ проём.


== Каково внутреннее убранство жилища славян?


В углу полуземлянки находилась ______________ без трубы, которая топилась по чёрному. Это когда печной дым выдит через дверной проём или отверстие в крыше. От этого все стены в ____________ и _______ . Свободное место занимали __________ и 2 -3 деревянные __________ . В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами –это ____________ .

2 группа

1. Внимательно прочитай текст на стр. 9 – 11 и выполни задания.

== Как жили славяне?

Жили славяне отдельными ___________ или _____________ , которые возглавлял _____________ или старейшина. Род и семья объединялись в _____________ (люди в ней делали всё сообща, вместе). Общины объединялись в _____________ . Каждое ______________ занимало свою территорию.


== Какое место выбирали для жилья славянские племена?


Славяне селились по _________ ____ и _______ , среди _________ на _____________ ___________ , окруженных ________________ , глубокими __________ и __________ . Вокруг поселений возводили _____________ _______ и ставили __________________, т.е. изгородь из обтесанных, заострённых и обожжённых на огне брёвен.


== Что служило жильём для славян?


Жильём для славян служили __________________ . В них пол был на ___________ углублён в землё, стены сложены из тонких слоёв ____________ , очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. _________ с южной стороны находилась. _______ в полуземлянке не было. Свет проникал через ______________ проём.


== Каково внутреннее убранство жилища славян?


В углу полуземлянки находилась ______________ без трубы, которая топилась по чёрному. Это когда печной дым выдит через дверной проём или отверстие в крыше. От этого все стены в ____________ и _______ . Свободное место занимали __________ и 2 -3 деревянные __________ . В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами –это ____________ .

3 группа

1. Прочитай внимательно текст на стр. 14 – 15 и расскажи о занятиях славян, заполнив пропуски.


1. Славяне селились по берегам рек и поэтому одним из основных занятий славян было ____________________ . Орудиями ловли рыбы служили __________, специальное метательное оружие, а позже ____________ - сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки из ивовых веток.

2. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян - ____________ .

Охотились наши предки на диких животных с помощью ________ со стрелами, деревянного __________ с острыми костяными _____________ . Использовали ___________ и ______________ (кожаный ремень для метания камней), а так же ___________ (специальные ловушки из прутьев или верёвок).


3. В лесах обитало много диких пчёл. Славяне занимались ________________________ , т.е. собирали мёд диких пчёл.


4. Лес являлся надёжным кормильцем славян. В нём можно было собрать всё для жизни. Они занимались ___________________ .


5. Охота не всегда была успешной, но оставались детёныши убитых зверей и славяне стали выращивать их. Так появилось ___________________________ .


6. Самым главным делом у славян постепенно становится _________________ . Сеяли славяне _________ , ___________ , _____________ , ______ , _________ , реже - ____________ , ____________ , ___________ , _________ , ____________ .


7. Вели славяне и _____________ - обмен одних товаров на другие.




3 группа

1. Прочитай внимательно текст на стр. 14 – 15 и расскажи о занятиях славян, заполнив пропуски.


1. Славяне селились по берегам рек и поэтому одним из основных занятий славян было ____________________ . Орудиями ловли рыбы служили __________, специальное метательное оружие, а позже ____________ - сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки из ивовых веток.

2. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян - ____________ .

Охотились наши предки на диких животных с помощью ________ со стрелами, деревянного __________ с острыми костяными _____________ . Использовали ___________ и ______________ (кожаный ремень для метания камней), а так же ___________ (специальные ловушки из прутьев или верёвок).


3. В лесах обитало много диких пчёл. Славяне занимались ________________________ , т.е. собирали мёд диких пчёл.


4. Лес являлся надёжным кормильцем славян. В нём можно было собрать всё для жизни. Они занимались ___________________ .


5. Охота не всегда была успешной, но оставались детёныши убитых зверей и славяне стали выращивать их. Так появилось ___________________________ .


6. Самым главным делом у славян постепенно становится _________________ . Сеяли славяне _________ , ___________ , _____________ , ______ , _________ , реже - ____________ , ____________ , ___________ , _________ , ____________ .


7. Вели славяне и _____________ - обмен одних товаров на другие.




4 группа

1. Прочитай текст на стр. 18 – 19 и расскажи, какие боги были у славян, заполнив пропуски.


Имена богов

Чему и кому покровительствовали боги


- бог вселенной


- бог солнца


- грома и молний


- повелитель ветра


- покровитель скота


- богиня земли и плодородия


- богиня весны и семейного согласия


- бог годового природного цикла


== Вера славян в __________________________________________

- называлась ______________________________ . Славян же по названию веры называли _____________________________ .


2. Прочитай текст на стр. 20 – 23 и расскажи о духах, в которых верили славяне.


Имена духов

Место их обитания


- очень добрый и заботливый хозяин во дворе. Добрый старичок.


- воплощал жизнь леса, те явления, перед которыми человек терялся


- олицетворял жизнь воды, реки, озера, болота. Старик с опухшим лицом,

волосы на голове и бороде длинные и зелёные.


- дух водяной в образе девушки с рыбьим хвостом



4 группа

1. Прочитай текст на стр. 18 – 19 и расскажи, какие боги были у славян, заполнив пропуски.


Имена богов

Чему и кому покровительствовали боги


- бог вселенной


- бог солнца


- грома и молний


- повелитель ветра


- покровитель скота


- богиня земли и плодородия


- богиня весны и семейного согласия


- бог годового природного цикла


== Вера славян в __________________________________________

- называлась ______________________________ . Славян же по названию веры называли _____________________________ .


2. Прочитай текст на стр. 20 – 23 и расскажи о духах, в которых верили славяне.


Имена духов

Место их обитания


- очень добрый и заботливый хозяин во дворе. Добрый старичок.


- воплощал жизнь леса, те явления, перед которыми человек терялся


- олицетворял жизнь воды, реки, озера, болота. Старик с опухшим лицом,

волосы на голове и бороде длинные и зелёные.


- дух водяной в образе девушки с рыбьим хвостом






язычество

Просмотр содержимого документа
«ход урока»

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели:

= сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

= познакомить с внешним видом, бытом, занятиями и верой славян;

= развивать устную монологическую речь, воображение, творческие способности, умение анализировать и делать выводы, проводить связь с жизнью;

= воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;

= способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к сотрудничеству для достижения общего положительного результата.

Тип урока: изучение нового материала

Форма поведения: урок-исследование

Оборудование для учителя: физическая карта; мультимедийная презентация, тестовое задание

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»

А.А. Плешаков 4 класс, план - исследования.

Ход урока

  1. Организационный момент

Я дарю вам свою улыбку,

Вы в ответ поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

Присаживайтесь, пожалуйста.


  1. Актуализация изученного

Вспомните, какой раздел помог вам получить представление о временных отрезках, на которые ученые разделяют историю человечества. ( Страницы всемирной истории) –

открыть эту надпись

= Назовите самую длинную эпоху в истории человечества

(Первобытная история) –перевернуть лист1 на доске

= Назовите эпоху отражающую время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн.

( История Новейшего времени) – перев. лист 3

= Какая эпоха насчитывает несколько тысячелетий, о тех далёких временах рассказывают замечательные постройки?

( история Древнего мира) – лист5

= Назовите время рыцарей и замков, изобретение книгопечатания.

( история Средних веков) – лист6

=Назовите эпоху выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений.

( история Нового времени) –лист8

Перечислите эпохи по порядку, устно выстроив временную цепочку.

  • Первобытная история

  • история Древнего мира

  • история Средних веков

  • история Нового времени

  • история Новейшего времени

Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели, какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас. Выдающихся успехов достигли учёные.

= Назовите современное техническое средство для хранения, обработки и передачи информации.

(Компьютер) – лист7

= Техническое изобретение новейшего времени для быстрого приготовления и моментального разогрева пищи.

(СВ печь) – лист4

= Какое самое страшное оружие изобрели в ХХ веке?

(Атомное) – лист2

= Назовите организацию, которую создали страны-победительницы для сохранения мира на земле.

(ООН) – лист9

Прочитайте выделенное слово.

(Отечество)

Что означает это слово?

(предположения ребят)

В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова записано: Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.


  1. Вхождение в тему урока

Подумайте и скажите, почему мы стали сегодня на уроке вести речь об этом?

(предположения учащихся)

Раздел, который вы начнёте изучать сегодня на уроке, называется «Страницы истории отечества».

Как вы думаете, о чём вы узнаете, изучая этот раздел?

(Историю образования нашего государства и важнейшие события в

жизни нашей страны)

Откройте учебник на стр. 33 и прочитайте темы данного раздела.

С какой темы начинается изучение этого раздела?

( «Жизнь древних славян»)

Следовательно, какова же будет тема нашего урока сегодня?

Открыть её на доске

Запишите тему урока в рабочих листках.

( Листок см в приложении к уроку)


  1. Постановка темы и задач урока

Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков?

(Нам интересно знать, как жили русские люди

раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что

любили наши предки и что отвергали, чем занимались,

какую одежду носили, каким богам поклонялись.)

Молодцы, ребята!

История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.

Какие вопросы вы должны сегодня на уроке рассмотреть?

(Предположения детей)

На доске высвечивается план урока. Внешний вид славян

Расселение славян

Быт и жилища славян

Занятия славян

Религия славян

Традиции славян (На доске прикрепить напеч. листки)

5. Переход к изучению нового материала


Итак! Отправляемся в гости древним славянам.

-- Встаньте. Станьте ровно, руки согнув в локтях за спиной, распрямив плечи. Послушайте меня.


Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, то есть «прославившиеся своими подвигами». И название славян происходит от слова «славящиеся».

Слайд 2

«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».


В 5 веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. Слайд 3 (Показать стрелочкой на карте территорию)


Присаживайтесь!


Отройте учебник на стр. 35. рассмотрите внимательно карту, посмотрите легенду карты.

В ходе этого движения, вы увидели, что славяне, в ходе этого движения, разделились на три ветви. Назовите их.

(Восточные славяне, западные славяне, южные славяне) – открыть

листки на доске

Запишите это в своём рабочем листке. Теперь откройте рабочую тетрадь на стр. 13 и раскрасьте территории, которые занимали южные славяне, западные и восточные славяне различными цветами.

Наши предки - восточные славяне. Они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины. О них мы будем сегодня вести речь на уроке.


6. Изучение нового материала

Чтобы выполнить план урока, проведем небольшое исследование.( Исследователи – это те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает что-либо.)

Это словарное слово, обратите внимание на его правописание.


Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. У каждой группы будет свой предмет исследования - учебник и дополнительные материалы, выбранные мною.

Я буду консультантом и координатором ваших действий.


В ходе исследования 1 группа должна выяснить расселение древних славян, используя карту

2 группа: быт и жилища восточных славян

3 группа: занятия восточных славян.

4 группа: верования древних славян.

(подойти и дать конверты)

У вас есть сигнальные карточки: красные – очень трудно, не справляюсь;

жёлтые – нужна помощь, консультация;

зеленые – всё понятно, справлюсь сам.

Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? Приступайте к работе.


**Работа учащихся в группах ( Самостоятельная работа учащихся)


** Выступления учащихся

Итак, ребята, время вышло. Слушаете выступление и заполняете рабочий листок

Выступает

1 группа, которая исследовала вопрос расселения древних славян.

а) . . .

б) –

в) – слайд 4 (карта с племенами) + карточки перевернуть на доске

Слайд 5– документ Нестор – летописец со словами

г) – слайд 6 - ( схема: русские, украинцы, белорусы)


Д.з – нанести на контурную карту в рабочей тетради расположение восточных славян.


Физминутка для газ: = сядьте ровно, руки на парте, выполните круговые вращения головой по

часовой стрелке, а затем против часовой стрелки

= сильно зажмурьте глаза, расслабьте их, посмотрите влево, вправо, вверх,

вниз т. Д


Почему же славяне выбирали эти территории? Как они обустраивали свою жизнь расскажет 2 группа. По ходу их выступления заполняете рабочий листок

2 группа. Быт и жилища славян.

а) – слайд 7 – ( поселение славян) – в конце включ.

б) –

в) – посмотрите на иллюстрацию в учебнике стр. 37

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.


Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян, соберите картинку.

(у девочек - женская рубашка, у мальчиков мужская рубашка)


Слайд 8 ( картинка одежда славян)


Физминутка Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай раз и делай два!

2. Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Выполнив физминутку, вы, наверное, уже поняли, что далее надо выяснить, чем занимались славяне. Об этом нам поведает 3 группа. Не забываем про рабочий листок.

3 группа (ходу выступления перевернуть карточки с названием занятий на доске)


Люди всегда трудились, чтобы выжить. Постепенно занятия разделились. Чем могли заниматься мужчины? А чем могли заниматься женщины?


Соотнесите занятие славян с картинкой мужчины и женщины.


Жизнь наших предков зависела от природы. Поэтому они жили в гармонии с природой, берегли её. Лес, деревья, солнце, ветер, земля – всё это казалось славянам живым, одушевленным.


О том, во что верили славяне, расскажет нам 4 группа. Не забывайте заполнять рабочий листок.

4 группа Боги древних славян.

(по ходу выступления перевернуть карточки)



Богов славяне представляли в образе людей. Посмотрите как они выглядели.

Слайд 9

Вера их называлась языческой. Язычество – это … (см лист на стенде)

А храмы их назывались …. См лист и Слайд 10


Духи, в которых верили славяне.


(по ходу выступления перевернуть карточки)

Слайд 11 - Назовите, какие духи здесь изображены.



- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники?

Праздники


Масленица. (слайд )

-Кто помнит как на Руси встречали Масленицу?

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хо-роводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины символ Солнца.


-Слышали праздник Иван-Купала? Кто может рассказать об этом празднике?

Иванов день. (Слайд )

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солн-ца. Ночью прыгали через костры славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.


VI. Физкультминутка.

- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:

Барашеньки крутороги.

Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)

По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),

По степям бродили (ходьба на носочках),

На дудочке играли (ходьба на носках),

Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).


Троица. (Слайд )

Девичьим праздником назывался семик неделя перед Троицей. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь гоняла русалок, играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

- Сохранились ли эти праздники до наших дней?




7. Обобщение изученного материала

= На какие ветви разделились древние славяне?

= Перечислите племена, которые заселили территорию восточных славян.

= Назовите основные виды деятельности славян.

= Каким богам покланялись славяне?

= Как называлась вера древних славян?


8. Рефлексия

Выбери правильный ответ и обведи в кружок.

ТЕСТ (У каждого на столе тест) (Слайд ).

А теперь проверка. (Слайд ).


9.Домашнее задание на рабочих листках

-Прочитать текст на стр. 34-39.

-Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3


10. Подведение итогов

Оцените свою работу на уроке (Слайд ).


Зеленая карточка

Я активно работал.

Успешно справлялся с заданиями.

Я доволен собой.

Жёлтая карточка

Было трудновато,

но я справился.

Я вполне доволен собой.

Красная карточка

Задания были трудными.

Мне нужна помощь.


По своему характеру славяне были храбрыми, сильными и выносливыми, добродушными, гостеприимными. Любили славяне потчевать гостей. Уходя из дома, они оставляли открытыми дверь и пищу, для каждого, кто войдёт. В письменах говорится, что славяне были очень честными, данное слово держали твердо. Они говорили: «Если не сдержу слово, да будет мне стыдно»


Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства». Я надеюсь, что вы всегда будете об этом помнить.

Слайд ( Спасибо за урок)




























ТЕСТ (У каждого на столе тест)

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

6. Славяне селились:

а) в пустыне;

б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;

в) в горах

7. Что такое бортничество?

а) изготовление бочек из дерева;

б) выдалбливание лодок;

в) собирание мёда диких пчёл.

8. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) ружьё;

б) лук со стрелами;

в) саблю.

9. Что у славян первоначально применялось вместо денег?

а) шкуры пушных зверей;

б) изделия из металла;

в) продукты питания.

10. Древние славяне были:
а) язычниками;
б) христианами;
в) мусульманами.














Тема урока _______________________________________________________________________

1. Древние славяне


_____________________ _______________________ __________________________


2. Восточные славяне


Названия славянских племен

Географические ориентиры поселения


Правый берег реки Днепр, около г. Киев. (чистые поля)


В лесах по реке Припять, г. Искоростень. ( от древо – дерево)


Между реками Припятью и Березиной. ( дрягва – болото)


По рекам Десна. Сейм. Сулла. (соседи полян)


У берегов озера Ильмень, город Новгород.


По верховьям рек Днепр, Волга и Западная Двина, г. Смоленск. (родоначальник Кривь)


У реки Сож, к востоку от кривичей. ( первый вождь Радимир)


В бассейне реки Оки. ( родоначальник Вятко)

Д.з. – подписать названия рек, морей и названия племён в соответствии с географическими ориентирами на контурной карте в рабочей тетради.

3. Как жили славяне.

Селились __________ _____ и ________ . Вокруг поселения ставили _______________ . Жили в ___________________ и ______________ . Топили ________ по ____________ .

Частокол – это ______________ из обтесанных, заостренных и обожжённых на огне бревен.

Топить по чёрному – это ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Занятия славян.

_____________________________________ _______________________________________ _____________________________________ _______________________________________

_____________________________________ _______________________________________

_____________________________________ _______________________________________

5. Верования славян.

Имена богов

Чему и кому покровительствовали боги


- бог вселенной


- бог солнца


- грома и молний


- повелитель ветра


- покровитель скота


- богиня земли и плодородия


- богиня весны и семейного согласия


- бог годового природного цикла


_____________________ - это вера славян в обожествлённые силы природы и души усопших.

Славян же по названию веры называли ________________________ .

Имена духов

Место их обитания


- очень добрый и заботливый хозяин во дворе. Добрый старичок.


- воплощал жизнь леса, те явления, перед которыми человек терялся


- олицетворял жизнь воды, реки, озера, болота. Старик с опухшим лицом,

волосы на голове и бороде длинные и зелёные.


- дух водяной в образе девушки с рыбьим хвостом


Д.з. -прочитать текст на стр. 34-39, подготовив пересказ; задание в тетради на стр. 13-14;

- составить тест или кроссворд, нарисовать рисунок по теме урока.

Просмотр содержимого презентации
«окр.мир древ. славяне»

МБОУ Городецкая сош Трубчевского района Брянской области Урок по предмету «Окружающий мир»   4 класс (По учебнику А.А.Плешакова) Учитель нач. классов: Шупикова В.М.

МБОУ Городецкая сош Трубчевского района Брянской области

Урок по предмету

«Окружающий мир»

4 класс

(По учебнику А.А.Плешакова)

Учитель нач. классов: Шупикова В.М.

Тема урока:  «Жизнь  древних  славян»

Тема урока:

«Жизнь

древних

славян»

План урока

План урока

  • Происхождение и внешний вид славян
  • Расселение славян
  • Жилища и быт славян
  • Занятия
  • Религия
  • Традиции
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ  Реконструкции М. М. Герасимова

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ Реконструкции М. М. Герасимова

Расселение древних славян

Расселение древних славян

Монах Нестор  « Повесть временных лет»,   XII век

Монах Нестор

« Повесть временных лет»,

XII век

Восточные  славяне Русские Украинцы Белорусы

Восточные славяне

Русские

Украинцы

Белорусы

Поселение древних славян

Поселение древних славян

Жилища древних славян Топилась изба по - чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Жилища древних славян

Топилась изба по - чёрному, без

трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Внешний вид древних славян

Внешний вид древних славян

Ярило(Даждьбог) Перун Стрибог Велес Мокошь Лада

Ярило(Даждьбог)

Перун

Стрибог

Велес

Мокошь

Лада

Святилище ( или капище)

Святилище ( или капище)

Нечистая  сила Нечистая сила - «низшие духи» делились на полезных и опасных . -Определите, кто изображен на слайдах и к какой группе духов относятся эти существа?

Нечистая

сила

Нечистая сила - «низшие духи»

делились на полезных и опасных .

-Определите, кто изображен на слайдах и к какой группе духов относятся эти существа?

Масленица  Масленица - праздник встречи Солнца в конце февраля.

Масленица Масленица - праздник встречи Солнца в конце февраля.

Иванов день  Самый известный и колдовской из языческих праздников, сохранившийся и по сей день.

Иванов день

Самый известный и колдовской из языческих праздников, сохранившийся и по сей день.

Троица

Троица

Тест 1 . Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка.

Тест

1 . Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

Тест 1. Русские, украинцы, белорусы произошли от: 4. Свои дома славяне строили: а) восточных славян; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из:  2. Древние славяне жили: а) льна и шерсти; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: б) Перун;

Тест

1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

4. Свои дома славяне строили:

а) восточных славян;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

2. Древние славяне жили:

а) льна и шерсти;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

б) Перун;

Оцените свою работу  Зеленая карточка Я активно работал. Успешно справлялся с заданиями. Я доволен собой.  Жёлтая карточка Было трудновато, но я справился. Я вполне доволен собой.  Красная карточка Задания были трудными. Мне нужна помощь.

Оцените свою работу

Зеленая карточка

Я активно работал.

Успешно справлялся с заданиями.

Я доволен собой.

Жёлтая карточка

Было трудновато,

но я справился.

Я вполне доволен собой.

Красная карточка

Задания были трудными.

Мне нужна помощь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка урока по окружающему миру " Жизнь древних славян", 4 класс

Автор: Шупикова Валентина Михайловна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385720


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства