Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели:
= сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
= познакомить с внешним видом, бытом, занятиями и верой славян;
= развивать устную монологическую речь, воображение, творческие способности, умение анализировать и делать выводы, проводить связь с жизнью;
= воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;
= способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к сотрудничеству для достижения общего положительного результата.
Тип урока: изучение нового материала
Форма поведения: урок-исследование
Оборудование для учителя: физическая карта; мультимедийная презентация, тестовое задание
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»
А.А. Плешаков 4 класс, план - исследования.
Ход урока
Организационный момент
Я дарю вам свою улыбку,
Вы в ответ поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
Присаживайтесь, пожалуйста.
Актуализация изученного
Вспомните, какой раздел помог вам получить представление о временных отрезках, на которые ученые разделяют историю человечества. ( Страницы всемирной истории) –
открыть эту надпись
= Назовите самую длинную эпоху в истории человечества
(Первобытная история) –перевернуть лист1 на доске
= Назовите эпоху отражающую время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн.
( История Новейшего времени) – перев. лист 3
= Какая эпоха насчитывает несколько тысячелетий, о тех далёких временах рассказывают замечательные постройки?
( история Древнего мира) – лист5
= Назовите время рыцарей и замков, изобретение книгопечатания.
( история Средних веков) – лист6
=Назовите эпоху выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений.
( история Нового времени) –лист8
Перечислите эпохи по порядку, устно выстроив временную цепочку.
Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели, какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас. Выдающихся успехов достигли учёные.
= Назовите современное техническое средство для хранения, обработки и передачи информации.
(Компьютер) – лист7
= Техническое изобретение новейшего времени для быстрого приготовления и моментального разогрева пищи.
(СВ печь) – лист4
= Какое самое страшное оружие изобрели в ХХ веке?
(Атомное) – лист2
= Назовите организацию, которую создали страны-победительницы для сохранения мира на земле.
(ООН) – лист9
Прочитайте выделенное слово.
(Отечество)
Что означает это слово?
(предположения ребят)
В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова записано: Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Вхождение в тему урока
Подумайте и скажите, почему мы стали сегодня на уроке вести речь об этом?
(предположения учащихся)
Раздел, который вы начнёте изучать сегодня на уроке, называется «Страницы истории отечества».
Как вы думаете, о чём вы узнаете, изучая этот раздел?
(Историю образования нашего государства и важнейшие события в
жизни нашей страны)
Откройте учебник на стр. 33 и прочитайте темы данного раздела.
С какой темы начинается изучение этого раздела?
( «Жизнь древних славян»)
Следовательно, какова же будет тема нашего урока сегодня?
Открыть её на доске
Запишите тему урока в рабочих листках.
( Листок см в приложении к уроку)
Постановка темы и задач урока
Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков?
(Нам интересно знать, как жили русские люди
раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что
любили наши предки и что отвергали, чем занимались,
какую одежду носили, каким богам поклонялись.)
Молодцы, ребята!
История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.
Какие вопросы вы должны сегодня на уроке рассмотреть?
(Предположения детей)
На доске высвечивается план урока. Внешний вид славян
Расселение славян
Быт и жилища славян
Занятия славян
Религия славян
Традиции славян (На доске прикрепить напеч. листки)
5. Переход к изучению нового материала
Итак! Отправляемся в гости древним славянам.
-- Встаньте. Станьте ровно, руки согнув в локтях за спиной, распрямив плечи. Послушайте меня.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, то есть «прославившиеся своими подвигами». И название славян происходит от слова «славящиеся».
Слайд 2
«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».
В 5 веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. Слайд 3 (Показать стрелочкой на карте территорию)
Присаживайтесь!
Отройте учебник на стр. 35. рассмотрите внимательно карту, посмотрите легенду карты.
В ходе этого движения, вы увидели, что славяне, в ходе этого движения, разделились на три ветви. Назовите их.
(Восточные славяне, западные славяне, южные славяне) – открыть
листки на доске
Запишите это в своём рабочем листке. Теперь откройте рабочую тетрадь на стр. 13 и раскрасьте территории, которые занимали южные славяне, западные и восточные славяне различными цветами.
Наши предки - восточные славяне. Они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины. О них мы будем сегодня вести речь на уроке.
6. Изучение нового материала
Чтобы выполнить план урока, проведем небольшое исследование.( Исследователи – это те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает что-либо.)
Это словарное слово, обратите внимание на его правописание.
Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. У каждой группы будет свой предмет исследования - учебник и дополнительные материалы, выбранные мною.
Я буду консультантом и координатором ваших действий.
В ходе исследования 1 группа должна выяснить расселение древних славян, используя карту
2 группа: быт и жилища восточных славян
3 группа: занятия восточных славян.
4 группа: верования древних славян.
(подойти и дать конверты)
У вас есть сигнальные карточки: красные – очень трудно, не справляюсь;
жёлтые – нужна помощь, консультация;
зеленые – всё понятно, справлюсь сам.
Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? Приступайте к работе.
**Работа учащихся в группах ( Самостоятельная работа учащихся)
** Выступления учащихся
Итак, ребята, время вышло. Слушаете выступление и заполняете рабочий листок
Выступает
1 группа, которая исследовала вопрос расселения древних славян.
а) . . .
б) –
в) – слайд 4 (карта с племенами) + карточки перевернуть на доске
Слайд 5– документ Нестор – летописец со словами
г) – слайд 6 - ( схема: русские, украинцы, белорусы)
Д.з – нанести на контурную карту в рабочей тетради расположение восточных славян.
Физминутка для газ: = сядьте ровно, руки на парте, выполните круговые вращения головой по
часовой стрелке, а затем против часовой стрелки
= сильно зажмурьте глаза, расслабьте их, посмотрите влево, вправо, вверх,
вниз т. Д
Почему же славяне выбирали эти территории? Как они обустраивали свою жизнь расскажет 2 группа. По ходу их выступления заполняете рабочий листок
2 группа. Быт и жилища славян.
а) – слайд 7 – ( поселение славян) – в конце включ.
б) –
в) – посмотрите на иллюстрацию в учебнике стр. 37
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян, соберите картинку.
(у девочек - женская рубашка, у мальчиков мужская рубашка)
Слайд 8 ( картинка одежда славян)
Физминутка Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай раз и делай два!
2. Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Выполнив физминутку, вы, наверное, уже поняли, что далее надо выяснить, чем занимались славяне. Об этом нам поведает 3 группа. Не забываем про рабочий листок.
3 группа (ходу выступления перевернуть карточки с названием занятий на доске)
Люди всегда трудились, чтобы выжить. Постепенно занятия разделились. Чем могли заниматься мужчины? А чем могли заниматься женщины?
Соотнесите занятие славян с картинкой мужчины и женщины.
Жизнь наших предков зависела от природы. Поэтому они жили в гармонии с природой, берегли её. Лес, деревья, солнце, ветер, земля – всё это казалось славянам живым, одушевленным.
О том, во что верили славяне, расскажет нам 4 группа. Не забывайте заполнять рабочий листок.
4 группа Боги древних славян.
(по ходу выступления перевернуть карточки)
Богов славяне представляли в образе людей. Посмотрите как они выглядели.
Слайд 9
Вера их называлась языческой. Язычество – это … (см лист на стенде)
А храмы их назывались …. См лист и Слайд 10
Духи, в которых верили славяне.
(по ходу выступления перевернуть карточки)
Слайд 11 - Назовите, какие духи здесь изображены.
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.
Многие из них сохранились до наших дней.
- Как вы думаете, какие это праздники?
Праздники
Масленица. (слайд )
-Кто помнит как на Руси встречали Масленицу?
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хо-роводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины символ Солнца.
-Слышали праздник Иван-Купала? Кто может рассказать об этом празднике?
Иванов день. (Слайд )
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солн-ца. Ночью прыгали через костры славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
VI. Физкультминутка.
- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:
Барашеньки крутороги.
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (ходьба на носках),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).
Троица. (Слайд )
Девичьим праздником назывался семик неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь гоняла русалок, играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
- Сохранились ли эти праздники до наших дней?
7. Обобщение изученного материала
= На какие ветви разделились древние славяне?
= Перечислите племена, которые заселили территорию восточных славян.
= Назовите основные виды деятельности славян.
= Каким богам покланялись славяне?
= Как называлась вера древних славян?
8. Рефлексия
Выбери правильный ответ и обведи в кружок.
ТЕСТ (У каждого на столе тест) (Слайд ).
А теперь проверка. (Слайд ).
9.Домашнее задание на рабочих листках
-Прочитать текст на стр. 34-39.
-Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3
10. Подведение итогов
Оцените свою работу на уроке (Слайд ).
Зеленая карточка Я активно работал. Успешно справлялся с заданиями. Я доволен собой. | Жёлтая карточка Было трудновато, но я справился. Я вполне доволен собой. | Красная карточка Задания были трудными. Мне нужна помощь. |
По своему характеру славяне были храбрыми, сильными и выносливыми, добродушными, гостеприимными. Любили славяне потчевать гостей. Уходя из дома, они оставляли открытыми дверь и пищу, для каждого, кто войдёт. В письменах говорится, что славяне были очень честными, данное слово держали твердо. Они говорили: «Если не сдержу слово, да будет мне стыдно»
Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства». Я надеюсь, что вы всегда будете об этом помнить.
Слайд ( Спасибо за урок)
ТЕСТ (У каждого на столе тест)
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
6. Славяне селились:
а) в пустыне;
б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;
в) в горах
7. Что такое бортничество?
а) изготовление бочек из дерева;
б) выдалбливание лодок;
в) собирание мёда диких пчёл.
8. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
а) ружьё;
б) лук со стрелами;
в) саблю.
9. Что у славян первоначально применялось вместо денег?
а) шкуры пушных зверей;
б) изделия из металла;
в) продукты питания.
10. Древние славяне были:
а) язычниками;
б) христианами;
в) мусульманами.
Тема урока _______________________________________________________________________
1. Древние славяне
_____________________ _______________________ __________________________
2. Восточные славяне
Названия славянских племен | Географические ориентиры поселения |
| Правый берег реки Днепр, около г. Киев. (чистые поля) |
| В лесах по реке Припять, г. Искоростень. ( от древо – дерево) |
| Между реками Припятью и Березиной. ( дрягва – болото) |
| По рекам Десна. Сейм. Сулла. (соседи полян) |
| У берегов озера Ильмень, город Новгород. |
| По верховьям рек Днепр, Волга и Западная Двина, г. Смоленск. (родоначальник Кривь) |
| У реки Сож, к востоку от кривичей. ( первый вождь Радимир) |
| В бассейне реки Оки. ( родоначальник Вятко) |
Д.з. – подписать названия рек, морей и названия племён в соответствии с географическими ориентирами на контурной карте в рабочей тетради.
3. Как жили славяне.
Селились __________ _____ и ________ . Вокруг поселения ставили _______________ . Жили в ___________________ и ______________ . Топили ________ по ____________ .
Частокол – это ______________ из обтесанных, заостренных и обожжённых на огне бревен.
Топить по чёрному – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Занятия славян.
_____________________________________ _______________________________________ _____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
5. Верования славян.
Имена богов | Чему и кому покровительствовали боги |
| - бог вселенной |
| - бог солнца |
| - грома и молний |
| - повелитель ветра |
| - покровитель скота |
| - богиня земли и плодородия |
| - богиня весны и семейного согласия |
| - бог годового природного цикла |
_____________________ - это вера славян в обожествлённые силы природы и души усопших.
Славян же по названию веры называли ________________________ .
Имена духов | Место их обитания |
| - очень добрый и заботливый хозяин во дворе. Добрый старичок. |
| - воплощал жизнь леса, те явления, перед которыми человек терялся |
| - олицетворял жизнь воды, реки, озера, болота. Старик с опухшим лицом, волосы на голове и бороде длинные и зелёные. |
| - дух водяной в образе девушки с рыбьим хвостом |
Д.з. -прочитать текст на стр. 34-39, подготовив пересказ; задание в тетради на стр. 13-14;
- составить тест или кроссворд, нарисовать рисунок по теме урока.