kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе «Вода и её значение для живого»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока:

  1. Довести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения, познакомить с источниками питьевой воды, убедить в необходимости сохранения их чистоты.
  2. Способствовать развитию мышления, обучать первоначальным навыкам экспериментальной работы.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе «Вода и её значение для живого»»

Министерство образования Республики Марий Эл


МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»





Из опыта работы




Урок окружающего мира


Тема:

«Вода и её значение для живого»

(Царица-водица)

2 (1-4)





Провела:

учитель начальных классов

Пронина Надежда Фёдоровна





г. Козьмодемьянск


Основные задачи урока:

  1. Довести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения, познакомить с источниками питьевой воды, убедить в необходимости сохранения их чистоты.

  2. Способствовать развитию мышления, обучать первоначальным навыкам экспериментальной работы.

  3. Воспитывать бережное отношение к воде.


Оборудование:

- плакат «Рыбы немы…»

- видеофильм «Приключения капитана Врунгеля» (конец 10 серии)

- видеозапись с изображением поверхности Горномарийского края Республики Марий Эл

- рисунки разных видов поверхности (гористая поверхности, равнина, холмистая равнина)

- рисунок с изображением журавля

- карточки для индивидуальной работы по теме: «Виды поверхности»

- магнитофон и аудиокассета «Приключения Гулливера» (начало сказки)

- увеличенная форма крестословицы с рисунками (с. 34, задание 1 из учебника Поглазовой О. Т.«Окружающий мир» (1 часть))

- стакан, открытка (для фокуса)

- ёмкость с минеральной водой

- ёмкость с водой из ключа

- ёмкость с водой из-под крана

- ёмкость с солёной водой (30 г соли (желательно морской) на 1 л воды))

- пробирка, фильтр, раствор марганцовки розового цвета

- схемы «Соотношение пресной и солёной воды на Земле»,

«Соотношение земли и суши»

- слова на карточках «ключ», «родник», «колодец», «река», «экономно» и предложение «Марганцовка потеряет цвет, если вода…»


Ход урока:


1. Организационный момент.


- Сегодня на уроке мы будем повторять пройденный материал, и изучать новый. Как вы должны повторять и изучать новое, ответьте, прочитав записанные слова:

Рыбы немы, не беда,

Ведь у них во рту вода.

Хуже, если ты, малыш,

На уроке всё молчишь.

(Дети читают стихотворение и отвечают на поставленный вопрос.)

Слайд 1 презентации


2. Повторение пройденного по теме «Виды поверхности».


- На прошлом уроке мы узнали о том, какие бывают горы, их части, познакомились с некоторыми особенностями гор. Давайте повторим пройденное.


а) индивидуальная работа по карточкам (карточки разной степени сложности)


К арточка 1.

Подпиши части горы.









Карточка 2.

Сравни рисунки между собой. Подпиши каждый, вспомнив виды поверхности.


1 . 2. 3.





Карточка 3.


Творческое задание.

Вспомни части горы. Впиши их в стихотворение по смыслу.


Шапка снежная надета

На ----- зимой и летом. (горе)

Слайд 2 презентации


За вечерним, за чайком

У--------- отдохнём. (подножья)


А потом, а потом

На крутой полезем ----.(склон)

б) фронтальная работа


Ответьте на вопросы:

-Как называются возвышения, которые встречаются на поверхности Земли?

(холм, горы)


- Чем отличается холм от горы?

(у горы более крутые склоны, чем у холма,

на вершине горы снежная шапка, а холм покрыт растительностью;

на холмах люди могут организовывать трудовую деятельность, на горах – нет)


-Как называют цепь, состоящую из нескольких гор?

(горный хребет)


-Что является горным хребтом: Эверест или Уральские горы?

(Уральские горы)


- Поднимите руки вверх, возьмитесь за руки. Модель чего у вас получилась?

(модель горного хребта) Докажите.


- Какую «работу» выполнили за многие тысячелетия текущие в горах звонкие реки?

(проточили пропасти)


-Почему считают, что находиться в горах опасно?

(можно сорваться в пропасть, может сойти снежная лавина или каменная осыпь)


- Чем привлекают человека горы?

(В горах люди добывают разные руды. Из них выплавляют металлы: железо, медь, алюминий и другие. Гранит и мрамор тоже добывают в горах. Их используют для облицовки зданий, станций метро, набережных рек. Из драгоценных металлов золота и серебра делают украшения.)


- Посмотрите отрывок внимательно. Запомните всё, что увидите, вам предстоит ответить на вопросы по этому отрывку.

(Детям показывается отрывок из 10 серии «Приключения капитана Врунгеля», где на вулкане была построена баня.)

- Где для мореплавателей устроили баню? (На вулкане)

- Что такое вулкан?

(огнедышащая гора)


- Докажите, что вулкан – гора.

(есть склон, вершина, подошва)


- У какой части горы сидели мореплаватели?

(у подошвы горы)


- По рисункам определите, какая из изображённых поверхностей может бать поверхностью Республики Марий Эл?


-К какому виду поверхностей относится поверхность Республики Марий Эл?

(холмистая равнина)


-Чтобы в этом убедиться, посмотрите видеозапись, сделанную в Горномарийском районе Республики Марий Эл.

(просмотр видеозаписи)



  1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.


- Сформулируйте тему урока, прослушав магнитофонную запись и «включив» своё воображение. Аргументируйте своё предположение.

(Звучит начало сказки «Приключения Гулливера» Д. Свифта. Запись иллюстрирует тихий шум волн, осторожно накатывающихся на берег во время полного штиля. Огромное морское пространство. Чувство покоя, безмятежности.)


-О чем же мы будем сегодня говорить? Кто затрудняется ответить, пусть вспомнит, чем заканчивался отрывок про капитана Врунгеля (на путешественников упала капля воды).


- Действительно, на уроке речь пойдёт о воде, о её значении для всего живого. Мы познакомимся с источниками питьевой воды, узнаем, почему и как нужно беречь воду. (Все эти основные вопросы вынесены на доску в виде плана, состоящего из 3 пунктов).


Дети читают вслух.

Слайд 3 презентации


1) Докажите, что без воды нет жизни на Земле.

2) Укажите источники питьевой воды.

3) Почему воду нужно беречь?




4. Беседа о воде, о её значении для живого.


  1. О чём вы можете рассказать, пользуясь этим схематическим рисунком?


Синий – вода, жёлтый – суша.


- Сушей или водой занята большая часть поверхности Земли? (водой)

- Как должны были назвать люди? (возможно, планетой Вода)


2) Работа по учебнику Поглазовой О. Т. «Окружающий мир» (1 часть), с. 34, задание 1, крестословица «Водица». (На доске увеличенная форма этой крестословицы.)


-Прочитайте задание. Пользуясь рисунками, расскажите, кому и для чего нужна вода.


(Вода водит корабли; моет, чтобы мы были чистыми, соблюдая правила гигиены; охлаждает, чтобы не перегревались животные и растения; поит людей и деревья; исцеляет (лечит); гасит (если возник пожар)).


Дополнительная информация: Слайд 4 презентации

- рыбы живут в воде

- лебеди по ней плавают

- человек использует воду для заготовок на зиму

- деревья не могут без воды жить

- смачивает кожу лягушки, не давая ей высыхать


Хитрый вопрос:

Может ли обойтись без воды автомобиль, подводная лодка, фабрика или завод?


Вывод делают сами учащиеся, отвечая на вопрос:

Почему крестословицу назвали «водица»? (т. к. вода нужна всем)



Справка: верблюд может прожить без воды 8 дней, добывая её из своих жировых запасов, человек – 3 дня. За год человек выпивает тонну воды, если выполняет ежедневную норму расхода, равную

3 литрам.


5..Знакомство с источниками питьевой воды.


1)– Посмотрите на глобус и отгадайте загадку «Кругом вода, а с питьём – беда». (Это в морях и океанах с питьём – беда, т. к. вода в них солёная).


- Определив, с какой безударной гласной пишется прилагательное «с.лёная», вы узнаете, сколько граммов соли содержится в 1 литре морской воды.


На доске: «сол.ная»

О – 30 г соли на 1л воды


А – 10 г соли на 1л воды


(т. к. «солёная» пишется через «о», то получается, что в 1л воды содержится 30 г соли)


- Желающие могут попробовать на вкус солёную морскую воду и сказать можно ли её использовать для приготовления пищи или для умывания, например?

(учащиеся приходят к выводу, что морская вода не пригодна; она разъедает кожу, её неприятно и не вкусно пить)


- Посмотрите на другой схематический рисунок и, сравнив соотношение соленой и пресной воды, скажите, какой воды на Земле больше?


Голубой – пресная, зеленый – солёная.




- Источники пресной (или питьевой) воды немногочисленны, о них мы узнаем из учебника.


2) Работа по учебнику Поглазовой О. Т. «Окружающий мир» (2 часть), с. 35, задание 2.


(Загадки читают заранее подготовленные ученики, отгадки каждый вписывает в специально отведённые места на странице учебника.)



Словарная работа: Слайд 5


Ключ (или источник, родник) – место выхода подземных вод. Если посмотреть на ключ сверху, то действительно, он похож на ключ от двери, возможно, потому его так и назвали. Так же ключ (источник) начинает(открывает) реку, подобно ключу, открывающему дверь. По-другому, ключ называют родником, почему? (родина или начало реки)


Колодец, иначе называемый журавлём, получил своё название из-за сходства с птицей. Сравните рисунок, изображающий журавля с рисунком колодца в вашем учебнике. Какое сходство вы находите? (длинный шест, с помощью которого достают воду из колодца, похож на длинную журавлиную шею и т. п.)



- Кто из вас доставал воду из колодца?

- Как называется ключ, находящийся на территории нашего города? (Красный)

- На берегу какой реки расположен наш город? (на берегу реки Волги)


Вывод: Ключ, колодец, река – это источники пресной воды. Как вы это понимаете?

(пресную воду можно пить, готовить на ней пищу и т. п.)


6.Эксперимент по изучению чистоты воды и очищению загрязнённой воды.



- Вот вода из ключа и вода из реки (демонстрируется вода из разных источников, налитая в прозрачные стаканы.) Какую воду вы бы выпили сейчас, если бы хотели пить?

(дети говорят, что пили бы воду из ключа, потому как вода из реки выглядит далеко нечистой).


- Ребята, чистоту воды можно определить ещё и опытным путём. Прочитайте предложение, которое написано на доске.


(Дети читают вслух хором: «Марганцовка потеряет цвет, если вода … (чистая, грязная)».


- Предположите, в чистой или грязной воде марганцовка потеряет цвет?

(ответы детей)


Далее учитель отливает в заранее заготовленные пробирки воду из ключа и отдельно воду из реки. После этого, пипеткой капает в каждую пробирку раствор марганцовки розового цвета, также приготовленный заранее. В результате проведённого опыта, выясняется, что марганцовка потеряла цвет в грязной воде.


Справка. Слайд 6

В биологически грязной воде марганцовка обесцвечивается.


- Почему вода в реках грязная? (предприятия не имеют очистных сооружений, некоторые люди моют машины на берегу, бросают в реку отходы и т. д.)


- Как не допустить загрязнение реки?


Проблемный вопрос:

-Кто из вас знает, является ли питьевой вода, принесённая нами из реки?


Справка. Загрязнённую воду можно очистить с помощью фильтра, вскипятить.


(Учитель демонстрирует учащимся, как с помощью фильтра очищают воду, в том числе и на предприятиях. На фильтре остаются частички, из-за которых вода зрительно казалась грязной. В свою очередь вода по цвету стала такой же, как из ключа.)


- Теперь воду вскипятим, и уничтожатся микробы, которые мы не видим невооружённым микроскопом глазом. Потому и кипятит мама воду, беспокоясь за наше здоровье. Некипячёной можно употреблять в пищу воду из ключа, колодца, минеральную воду, которую покупают в магазинах. О том, как она очищается в природе, какие существуют «природные» фильтры, вы можете узнать из справочников, энциклопедий, или, если вы не торопитесь, дождаться, когда этот материал будет изучаться в школе.


7..Беседа о необходимости бережного отношения к питьевой воде.


Итак, прежде чем подать воду в водопровод, её очищают. Для этого существуют специальные службы. За деятельностью этих специальных служб, строго следит санитарно – эпидемиологическая станция. Именно по распоряжению санэпидстанции воду хлорируют.

- Расскажите по рисункам учебника, где и для чего мы используем воду в доме.


Работа в парах по учебнику Поглазовой О. Т. «Окружающий мир» (2 часть) с. 35, задание 3.

(ответы детей после работы в парах) Слайд 7


- Сколько воды требуется человеку для жизни, в том числе для соблюдения правил гигиены? (очень много)

- Какую воду мы для этого используем: солёную или пресную? (пресную)

- Много ли её содержится на планете Земля? (немного)

-Какой мы должны сделать вывод о расходовании воды?

(Воду нужно расходовать бережно (экономно)).

-Допишите это новое слово в предложение, данное в учебнике. Продолжите другую фразу: «Краны в доме должны быть… (закрыты)».

- Рассмотрите внимательно рисунок и скажите, почему сердится Мойдодыр? (потому, что у него не закрыли кран или кран неисправный, и вода подтекает)


Вывод по данному этапу урока:


Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей

.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)



8.Обобщение по уроку.


  1. Чтение текста по учебнику Поглазовой О. Т. «Окружающий мир» с. 34 учащимися сначала про себя, затем вслух.

  2. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного:


- Где есть вода? (высоко в небе, глубоко под землёй)

- Почему человеку трудно в пустыне? (нет воды)

- Тогда почему плохо в океане, ведь там воды много? (нет питьевой воды)

- Кому нужна вода? (вода нужна всем)

-Прочитайте вывод, данный в учебнике.


  1. Переходим на обобщение по плану, предъявленному в начале урока.


- Докажите, что без воды нет жизни на Земле.

- Назовите источники питьевой воды.

- Почему воду нужно беречь?


Слайд 8 презентации

Познакомьтесь с проведённым опросом в одном из волжских городов, сравните с ситуацией в нашем районе.


  1. Дополнительный материал


Так как человек почитает воду, существует много выражений, связанных с водой.


«Молчать – воды в рот набрать».

«Много времени прошло – много воды утекло».

«Угадал – как в воду глядел».

«Очень похож – как две капли воды».

«Дальний родственник - седьмая вода на киселе» и т. д.


  1. Опыт с водой. «Парящая в воздухе вода»


- Почему не вытекает вода из перевёрнутого стакана?


Материал: стакан или бокал, вода, открытка.

Проведение: стакан или бокал наполняют водой до краёв и закрывают открыткой. Придерживая открытку рукой, одним взмахом переворачивают стакан дном вверх. После этого осторожно убирают руку, поддерживающую открытку. Вода из стакана не вытекает.

Объяснение: давление воздуха снизу больше давления воды.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пронина Надежда Фёдоровна

Дата: 02.08.2020

Номер свидетельства: 555279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока на тему: «Молекулярно- кинетическая теория в нашей жизни» с применением кейс технологии "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moliekuliarno-kinietichieskaia-tieoriia-v-nashiei-zhizni-s-primienieniiem-kieis-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "101339"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства