(К) Комментированный просмотр. Народные судьи не назначались, а выбирались народом. Свой статус бии достигли благодаря своему уму, умению красиво говорить, быть справедливыми, добрыми, помогали всем, кто обращался к ним за помощью. Каждое слово биев старались запомнить! Толе би, Казыбекби и Айтекеби – речь идет о трех выдающихся биях. Педагог уточняет слово «судья». Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделенное судебной властью (К, И) Работа в азбуке-тетради. Предлагает высказать свое мнение о том, какими качествами характера обладали бии. Как относился к ним народ? Дети думают, анализируют, высказывают свое мнение. (К, Г) Ролевая игра «Ситуация». Выбор из числа детей трех биев (по элементу казахскогоорнамента), которые должны разрешить ситуацию. Дети делятся на 3 подгруппы и обыгрывают ситуацию, которую разрешают «бии». Первой подгруппе ситуация: Мальчик вышел из автобуса и не подал руку девочке; девочка несет тяжелый рюкзак, а мальчик идет рядом. «Бии» приходят к умозаключению, что мальчики должны проявлять доброту и внимание по отношению к девочкам. Второй подгруппе: мальчик не уступает дорогу старшим. «Бии» приходят к умозаключению, что проявлять уважение к старшим – одно из главных правил. Третьей подгруппе: друзья ссорятся. «Бии» приходят к умозаключению, что надо жить дружно. (К) Динамическая пауза «Мы теперь батыры». Дружно встали Раз, два, три! Мы теперь батыры! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо… Ноги шире, руки в бок Защищать пойдем народ. (К) Информация от педагога. Казахстан – древняя страна, огромная и богатая. А богата она лесами и озерами, реками и пустынями, горами и долинами. В старину нашу Родину охраняли и защищали воины – батыры. Настоящий батыр, сын степей, защитник Родины. Тот, кто готов отдать жизнь за свой народ. Их имена навечно останутся в памяти казахстанцев. В честь Дня защитника Отечества и наступающего Дня Победы предлагаем еще раз вспомнить о нескольких великих воинах казахской земли. Это только малая часть тех, кто достойно сражался за мир. (К, И) Работа в азбуке-тетради. Педагог предлагает рассмотреть батыров, прослушать стихотворения. Беседа по содержанию. Назвать имена батыров. Назвать основные качества батыров. Батыр – это храбрый, смелый, доблестный воин. Это слово распространено в казахском фольклоре и быту. Батырами называли воинов, для которых не было таких понятий, как трусость и предательство. О героях тех времен сложено немало эпосов и сказаний, которые передавались из уст в уста сквозьстолетия. (И, К) Работа в азбуке-тетради. Помоги Куанышу выработать те качества характера, которые необходимы батыру. (К) Педагог напоминает о том, что мы живем на земле, которая имеет свою историю: прошлое, настоящее и будущие. Предлагает вспомнить некоторые этапы истории (звучит песня А. Александрова «Священная война»). Педагог подводит к тому, что долгих 4 года на нашей земле шла самая страшная и кровопролитная война. Наш народ разгромил фашизм и спас отнего народ. Победа пришла 9 мая в 1945 года. (К, И) Работа в азбуке-тетради. Рассмотреть портреты героев-казахстанцев М.Маметовой, А.Молдагуловой, Б. Момышулы. Педагог дает информацию об их подвигах. Предлагает назвать героев войны. (Дети называют героев ВОВ того региона, в котором проживают) Задание: попросите кого-то из членов семьи рассказать о прадедушках и прабабушках – участниках Великой Отечественной войны. (Педагог предлагает послушать о ветеране Великой Отечественной войны одного из детей). |