Самарской области средняя общеобразовательная школа №2
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Методическая разработка урока
2 класс, УМК «Планета знаний»
предмет «Окружающий мир»
тема: «Приборы и инструменты»
Разработала:
учитель начальных классов
Краснова Юлия Геннадьевна
г. Сызрань
Тип урока:получение новых знаний
Цель урока:
- сформировать у учащихся общее представление о значимости наблюдений, опытов, исследований для познания мира.
Задачи урока:
- познакомить с приборами и инструментами и их назначением;
- развивать умение работать в группах, наблюдательность, логическое мышление, внимание, организованность.
- воспитывать уважение к товарищам по группе, чувство взаимопомощи и доверия.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- значение наблюдений, опытов и исследований для познания мира.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры простейших приборов, инструментов и их назначение.
Универсальные учебные действия,
формируемые на данном уроке
коммуникативные
регулятивные
личностные
познавательные
Сотрудничать с товарищами в группе при выполнении заданий
Чётко выполнять действия по картам-инструкциям в структуре урока
Проявлять уважение к товарищам в группе, умение слушать точку зрения, отличную от своей, формулировать и отстаивать свою точку зрения, ценить взаимопомощь и поддержку товарищей в группе
Сформировать общее представление о приборах, инструментах и их назначении. Находить информацию в разных источниках.
- Микропрепараты крови, картинки с изображением забора крови (для 1 группы); лупы, микропрепараты крови (для 2 группы); цифровой микроскоп, нетбук ученический с установленным программным обеспечением «Ken-a-vision», микропрепараты крови (для 3 группы); белый халат (для учителя).
- Компьютер для учителя, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
- Словари: медицинская энциклопедия (для 1 группы), информация с Интернет-ресурса «Википедия» (для 2 группы), большая российская энциклопедия (для 3 группы).
- Картинки с изображением лопаты, молотка, пилы, часов, компьютера, фотоаппарата.
- Карты-инструкции по работе в группе (разложены на столах у каждой группы).
- Квадратики красного, зеленого и желтого цвета (разложены на столах по количеству уч-ся в каждой группе)
- Презентация по теме «Приборы и инструменты».
- На доске заранее написаны новые термины, с которыми уч-ся познакомятся во время урока: медтехник-лаборант, лупа, микроскоп, инструменты, приборы.
Формы обучения: групповая (ведущая форма обучения), фронтальная, коллективная.
План:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Сообщение темы урока.
Объяснение новой темы:
Работа в группах.
Моделирование проблемы и поиск путей решения.
Обобщение.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, закройте глазки, положите голову на стол.
Затем, учитель произносит слова, а в это время надевает белый халат.
На уроке будь активным,
Прилежание не забудь,
Будь внимательным и добрым,
Отправляемся мы в путь!
II.Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, как вы думаете, людей какой профессию я представляю? О какой профессии говорят: «Люди в белых халатах…»?
Дети: Это врачи.
Учитель: А чем занимаются врачи?
Дети: Лечат от разных болезней, спасают жизни людей.
Учитель: Но мы сегодня не врачи, а медтехники-лаборанты. А для работы мне понадобятся 3 научные группы: 1 группа, 2 группа, 3 группа. У каждой группы на столах лежит карта-инструкция, которая поможет вам эффективно сотрудничатьво время работы.
КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ
Обсудите все вместе проблему.
2)Сверьте друг с другом правильность ответов и выполненных заданий.
Выберите отвечающего.
ПОМНИТЕ!!!
Учитель: О готовности группы к работе вы мне будете сообщать таким образом: поднимите руки вверх и положите их аккуратно на плечи своему соседу слева и справа.
Итак, 1 группа готова?
2 группа готова?
3 группа готова?
Учитель: Чтобы узнать о профессии медтехник-лаборант, давайте найдем эту информацию в словарях, которые лежат у каждой группы на парте. (Отвечающие в каждой группе поочередно читают найденную информацию).
1 гр. – читает из Медицинской энциклопедии;
2 гр. – Википедия;
3 гр. – Большая российская энциклопедия.
Учитель делает вывод совместно с учениками: медтехник-лаборант – человек, который работает в лаборатории, проводит исследования и опыты; должен уметь работать с лупой, микроскопом.
Учитель:Ребята, наше занятие сегодня будет проходить не в учебном классе, а в лаборатории, я руководитель лаборатории, а вы – мои младшие научные сотрудники.
- В лаборатории должна быть не только чистота, но и тишина, чтобы правильно выполнить исследования и сделать верные выводы.
III. Сообщение темы урока. Слайд 1
Учитель:На партах у каждой группы стоит разное оборудование, потому что темасегодняшнего урока «Приборы и инструменты». А задача – всем вместе разобраться, на основании каких признаков оборудование можно отнести к группе инструменты, а что относится к приборам.
IV. Объяснение новой темы:
1) Работа в группах
Учитель: проверяет готовность работы групп к исследованию, ставит задачу каждой группе и напоминает о правилах взаимодействия и сотрудничества в группах:
1 гр. – рассматривает фото с кровью;
2 гр. – изучает образцы крови с помощью лупы;
3 гр. – исследует кровь с помощью цифрового микроскопа.
Учитель:проверяет готовность групп к обсуждению
1 группа готова?
2 группа готова?
3 группа готова?
Учитель: Что удалось рассмотреть 1 группе?
Дети: Мы посовещались и решили, что отвечать в нашей группе будет и (называет отвечающего в своей группе)
Отвечающий 1 группы: Кровь красная. Однородная.
Учитель: что удалось рассмотреть 2 группе?
Дети: Мы посовещались и решили, что отвечать в нашей группе будет и (называет отвечающего в своей группе)
Отвечающий 2 группы:Мы исследовали кровь с помощью лупы, но нам практически ничего не удалось рассмотреть. Мы сделали такой же вывод, как и уч-ся из первой группы: кровь красная, однородная.
Учитель: Как выглядит образец крови у 3 группы?
Дети: Мы посовещались и решили, что отвечать в нашей группе будет и (называет отвечающего в своей группе)
Отвечающий 3 группы: Нам удалось рассмотреть микропрепарат и сделать такой вывод: кровь состоит из клеток красного и белого цветов.
2) Моделирование проблемы и поиск путей решения.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на результаты исследований каждой группы.
Слайд 2
Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем проблема? Почему каждая группа сделала разные выводы в результате исследования?
Дети: Причина в том, что у каждой группы было разное оборудование.
Учитель: Ребята, давайте еще раз вспомним, с помощью какого оборудования каждая группа проводила исследования?
Дети: (1 гр.- мы проводили исследование невооруженным глазом,
2 гр.- мы использовали лупу,
3 гр.- а у нас был цифровой микроскоп, подключенный к нетбуку)
Слайд 3
Учитель: Рассмотрите, пожалуйста, устройство лупы и микроскопа. ( Идет обсуждение в каждой группе)
Учитель: Что вы увидели, сравнивая строение лупы и микроскопа?
Дети: Лупа имеет более простое строение, чем микроскоп.
Учитель: итак, вывод первый – если оборудование имеет более простое строение, его можно отнести к группе инструменты, а если более сложное, то это уже прибор.
3) Обобщение.
Учитель: А сейчас, чтобы разобраться еще с одной особенностью приборов и инструментов, обратимся к первоисточнику – учебнику. (Ученик каждой группы читает из учебника текст и работает по плану с карандашом в руках)
Прочитай внимательно текст;
Отметь наиболее важные моменты;
Обсуди в группе.
Учитель: Какие еще важные особенности приборов и инструментов вы узнали?
1 гр. – устно отвечает об особенностях приборов;
2 гр. – устно отвечает об особенностях инструментов;
3 гр. – зачитывает важные моменты об инструментах и приборах.
Учитель: Итак,вывод второй – с помощью инструментов выполняются ручные виды работ, а приборы имеют более сложное устройство и позволяют фиксировать результаты своих наблюдений. Значит лупа – это….?
Дети: Инструмент, потому что просто устроен, с помощью лупы можно рассматривать объекты.
Учитель:А микроскоп - …?
Дети: Прибор.
Слайд 4
V. Физминутка.
Учитель: А сейчас, устав от сидячей работы в нашей лаборатории, давайте немного отдохнем.
Не вставая со своих рабочих мест, облокотитесь на спинку стула, положите руки на колени и выполните несколько вращений головой сначала в одну сторону, затем в другую. А теперь поочередно поднимайте и опускайте плечи. Поднимите руки высоко вверх, а теперь медленно их опустите.
Учитель:проверяет готовность групп к дальней шей работе:
1 группа готова?
2 группа готова?
3 группа готова?
VI. Закрепление нового материала.
Учитель:А теперь и поиграем. Игра «Угадайка».(учитель читает загадки для всех, ребята каждой группы показывают отгадку, выбрав картинку с изображением и дают отчет по плану:
Назови предмет.
Прибор это или инструмент? Почему?
Люди каких профессий его используют и с какой целью?
Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата)
Наведет Стеклянный глаз, Щелкнул раз – И помнит нас. На что ни взглянет этот глаз – Все на картинке передаст. (Фотоаппарат)
Он в хозяйстве очень нужен, Он с гвоздями очень дружен. Гвоздики я забиваю, Маму с папой забавляю.
(Молоток)
На руке и на стене, И на башне в вышине: Ходят, ходят Ровным ходом - От восхода до захода. (Часы)
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила)
Что за чудо-агрегат Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, Самым лучшим другом стать?
(Компьютер)
VII.Итог урока. Рефлексия.
Звучит рассказ учителя в рамках акции «Не опоздайте с добром».
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке узнали много новой и полезной информации, пополнили свой словарный запас новыми словами. Давайте еще раз их повторим.
Дети все вместе читают эти слова с доски.
Учитель: На ваших столах лежат квадратики трех цветов. Выберите, пожалуйста, цвет в соответствии с качеством вашего участия и работы на уроке.
– я не разобрался, было скучно, неинтересно
– мне было очень интересно, но я испытывал затруднения
– на уроке было интересно и легко, я тему понял
Учитель: Всем спасибо за работу на уроке! Наш урок закончен!