3.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока. Введение в тему урока. | 2-3 | Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.(звучит муз. композиция) «Ой ты гой еси, люди добрые! Старина новизне низко кланяется. Собирайтесь вы, люди добрые, Не в дорожку-путину ближнюю, А в даль - далекое путешествие. Необычное, непривычное. Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст, А за 1000 лет против времени». Вновь перенесемся к нашим предкам-славянам в Древнюю Русь А тему нашего путешествия вы определите сами, отгадав кроссворд. | | | | | | | | | | | | | | 1. | к | и | е | в | | | | | | | | | | | | | | | 2. | к | р | е | м | л | ь | | | | | | | | | | | | | | 3. | в | е | ч | е | | | | | | | | | | 4. | Т | о | р | г | о | в | и | щ | е | | | | | | | | | | | | | | | | | 5. | р | е | к | а | | | | | | | | | | | 6. | о | п | о | л | ч | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | 7. | г | а | р | д | а | и | к | и | | | | | | | | | | | | | | | 8. | о | л | е | г | | | | 1.Столица Древней Руси в x веке. 2.Особо укрепленная часть у древних городов. 3.Собрание в древнем городе для решения важнейших дел. 4.Торговая площадь. 5.Обязательное условие для появления города в древности. 6.Войско, которое набирало вече из жителей города и окрестных деревень, для отпора врагу в помощь князю. 7.Как называли иностранцы торговый путь «из варяг в греки». 8.Кто из русских князей перенёс столицу из Великого Новгорода в Киев. -Какое слово получается в выделенном столбце? (Крещение.) -Что означает слово крещение? (Крещение - одно из христианских таинств.Обряд, означающий приобщение к церкви) - Молодцы! И так, о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Мы сегодня узнаем о крещении Руси) -Запишите тему урока. (Крещении Руси) Давайте подумаем и поставим цель нашего путешествия, что мы хотим узнать о крещении Руси: 1.Сформировать представление о богах древних славян 2.Познакомиться с тем, как Русь стала христианской; 3.Сформировать представление о значении принятия христианства на Руси. В ходе путешествия мы с вами познакомимся с Русью языческой, побываем в гостях у Князя Владимира, узнаем как проходило крещение на Руси и какое значение оно имело. | Беседа. Наглядный. ИКТ | Коллективная. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока. Обеспечивает мотивацию выполнения заданий. Подводит к формулированию детьми темы и цели урока. | Высказывают свое мнение. Выявляют цели урока. Записывают тему в тетрадь. | Личностные: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; Регулятивные: -соблюдение культуры учебного труда; - оценивать результаты своей деятельности. |
3.Работанад новым материалом. | 18-20 | Как вы понимаете слово язычество? (Язычество– это многобожие, вера во многих богов.) В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозными, но справедливыми. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. Каким же языческим богам поклонялись Древние славяне расскажут нам ребята, которые приготовили о них сообщения. (Дети поочерёдно рассказывают о языческих богах древних славян). Сварог – верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня. Большинство славянских богов – дети Сварога. Даждьбог - сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие. Стрибог– царь ветров. Все ветры называли Стрибожьими внуками. Они выпускали из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах. Белбог- бог примирения и согласия, дружбы и искренности, добра, удачи, счастья и блага, а также покровитель искусств и торговли. Ему приносятся жертвы в виде веселья, игр и радостного пированья. Белобога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем. Святобор- верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата. Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье. Хозяином воды считался Водяной– старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда-то утонуло, становилось его добычей. Жизнь Водяного начиналась только ночью, тогда и купаться нельзя и воду лучше не пить. Всю зиму Водяной спит. Просыпается он только 3 апреля.В тот день трещит по рекам лёд – это Водяной потягивается. А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились. -Вот так и ладили славяне со своими духами и богами. А те, в благодарность, оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. -Ребята вам понравились сообщения ваши товарищи о языческих богах древних славян? Оцените их работу в оценочных листах. -Нам пора идти дальше, нас в гости ждёт сам Князь Владимир. Князь Владимир родился в 963 году. Воспитывал его дядя Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а затем взял и Киев.Он был храбрым воином и с молодости ходил в далёкие походы. Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей. После охоты или похода молодой князь любил слушать рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и для своего народа. - А как он это делал узнаем, прочитав легенду записанную летописцем Нестором в «Повести временных лет». -Какое новое слово вы встретили?(Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись -Работаем в группах: я раздаю вопросы на карточках. Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны прочитать отрывок из легенды, который у вас есть тоже на карточках. -Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группах. 1 карточка: -Какие посланники приходили к Владимиру? -Как почитают бога мусульмане? -Найдите и зачитайте о немецкой вере. Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить». Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали. 2 карточка: -Какие посланники приходили к Владимиру? -Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев? -Найдите и зачитайте, что случилось с землёй хазарских евреев. После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить. 3 карточка: -Какие посланники приходили к Владимиру? -Что Владимир приказал своим боярам да купцам? Зачитайте. -Найдите и зачитайте слова бояр и купцов о разных верования, которые вернулись через год к Владимиру. В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит». Отправились десять лучших мужей по свету ровно через год воротились обратно. О мусульманах сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». О католиках – «красоты не видели никакой». Лишь православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают. Какой можно сделать вывод? -Итак, Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи. И Князь Владимир решил принять христианство. Что означает слово ХРИСТИАНСТВО? (Христианство – вера в единого бога в Иисуса Христа) - Оцените себя, как вы поработали в группе и поставьте оценку в оценочный лист.
| Беседа. Демонстрация. Словесный. Работа с книгой.ИКТ | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах. Груп - повая | Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока. Выдвигает проблему. Предлагает индивидуальные задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует:взаимопроверку; коллективнуюпроверку | Записываем в тетрадь первую остановку урока: Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы. Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника. Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение. Работают с карточками парами. Делают взаимопроверку. Ставят оценку товарищу. Проверяют по слайду.
Записываем в тетрадь второй этап урока.
Работают в группах. | Личностные: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; Регулятивные: - формулирование познавательной цели; -планирование своих действий; -выдвижение гипотезы. Познавательные: -добывать новые знания. |
5.Продолжение изучения новой темы | 9-10 | Скажите, какую же веру приняла Русь? (христианство) Как же проходило крещение Руси? Об этом нам расскажет фрагмент мультфильма "Сказание о крещение Руси" (Приехав в Киев, Владимир приказал креститься сначала своим боярам, а затем – всем киевлянам. Это было в 988 году. Послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, попы же совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле повсюду стольких спасенных душ». Деревянные идолы безжалостно уничтожались. Идолов сожгли или бросили в реки.) -Ребята, ответьте мне на вопрос: -Где крестили киевлян? -Как крестили киевлян? -Как поступил князь с идолами? - Все ли славяне сразу приняли христианскую веру? -Но большинство славян искренне поверили в Иисуса Христа, в его ученье и приняли заповеди Бога, которые должен был соблюдать каждый христианин. -А вы знаете эти заповеди, давайте их повторим. (Повторяют заповеди по цепочке) 1.Бог для всех один. 2.Не поклоняйся идолам. 3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4.Шесть дней работай, седьмой отдыхай. 5.Люби отца и мать. 6.Не убивай. 7. Не изменяй – люби верно. 8.Не кради. 9.Не доноси и не лги. 10.Не завидуй. -Скажите, ребята, а чему учат заповеди? (Заповеди учат добру, помогать старым, больным и бедным людям. Христианская религия помогала постепенно избавляться от дурных привычек, смягчала нравы людей. ) -Молодцы, оцените свою работу на данном этапе, поставьте оценку в оценочный лист. А теперь нам предстоит определить какое же значение имело крещение для Руси. Работа в учебнике: читаем текст на странице 47 и выделяем карандашом значение крещения Руси. Кто выполнит раньше остальных - пройдет к доске и заполнит таблицу: Значение крещения Руси: 1. Развитие торговли. 2. Появление первых книг. 3. Распространение грамотности. 4. Строительство церквей. 5. Порядок в стране. 6. Славяне стали называться русскими. -Оцените свою работу на данном этапе. -Запишите значение крещения Руси в тетрадь. | Беседа. Демонстрация мультфильма. Словесный. Работа с книгой.ИКТ | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах. Груп - повая | Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока. Выдвигает проблему. Предлагает индивидуальные задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует:взаимопроверку; коллективную проверку | Записываем в тетрадь первую остановку урока: Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы. Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника. Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение. Работают с карточками группой. Записываем в тетрадь третий этап урока.
| Личностные: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; Регулятивные: - формулирование познавательной цели; -планирование своих действий; -выдвижение гипотезы. Познавательные: -добывать новые знания. |
6.Итогурока. | 4-5 | -Подходит к концу наш урок. Итогом урока будет блиц-опрос. Работаем с карточками. Блиц-опрос 1.Кто крестил Русь? а)Святослав б)Владимир 2.На какой реке произошло крещение Руси? а)Дунай б)Днепр 3.Из какой страны пришло христианство? а)Византии б)Греции 4.Когда было введено христианство? а)В 988 г. б)В 898 г. -Итак, достигли ли мы поставленной цели? 5.2.Оценивание учащихся -Ребята, пришло время поставить итоговую оценку за урок: посчитайте все балы, которые вы заработали и разделите их на количество поставленных оценок, полученный результат и есть итоговая оценка за урок. В оценочном листе ставим итоговую оценку за урок. - Ребята, урок понравился? -Всем огромное спасибо! Звучат стихи Н. Гумилева: Есть Бог, есть мир, Они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, Который верит в мир и верит в Бога. (Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона) | Беседа Конспектирование. ИКТ | Фронтальная. Индивидуальная. | Создает эмоциональный настрой на работу. Формулирует задание по теме. Таблицу рисует заранее и вклеивает в тетрадь. Дети её заполняют. | Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор ответов. | Познавательные: -анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; -определение связи между новой и знакомой информацией. Регулятивные: -формирование умение ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: -Обучение высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения. |