kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Крещение Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Крещение Руси". В ходе урока применяются технологии продуктивного чтения, критического мышления и интерактивная игра "Зигзаг". Урок строится как работа в группах сменного состава. В разработку включены презентация к уроку в программе Notebook10 и интерактивный кроссворд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Крещение Руси»

Крещение Руси

I. Проверка готовности учащихся.

II. Проверка домашнего задания. Постановка темы урока.

На предыдущем уроке вы получили задание составить кроссворд по изученному материалу. Этот кроссворд подготовил Саша Макарцов. Давайте его разгадаем.

- Что означает ключевое слово «крещение»? Обратимся за помощью к словарю. (Один ученик находит значение слова в on-line толковом словаре. Остальные в это время выдвигают свои версии толкования слова.)

- Какое отношение имеет крещение, церковный праздник, церковный обряд к нашему предмету – истории?

III. Актуализация опорных знаний, продолжение проверки домашнего задания.

Идет демонстрация презентации в сопровождении коротких сообщений заранее подготовленных учеников.

Слайд 1

- Продолжаем наш разговор о наших предках – древних славянах.


Слайд 2 (карта «Расселение славян») – Красовский Олег

Историю русской государства можно начинать с заселения в I тысячелетия до нашей эры севера и центра Восточно-Европейской равнины многочисленными славянскими племенами. Они жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием.

Расселение славянских племен происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг, на запад и на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную. Предками современных русских, украинцев и белорусов являются восточные славяне. В летописях называют около 15 племенных объединений восточных славян: словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне и другие племена.


Слайд 3 (Путь «из варяг в греки») – Ситникова Александра

Огромное значение для развития Руси имел водный торговый путь, связавший Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Путь возник в конце IX - начале X веков. Кривичи и другие племена весной свозили в Смоленск, Чернигов и другие города большие долбленые ладьи, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали товарами и отправляли вниз по Днепру, затем плыли вдоль до Царьграда. По пути возили: из Византии - пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева - хлеб, различные художественные изделия, серебро в монетах; из Сев. Руси - лес, мех, мед, воск. Неспокойно было на “пути из варяг в греки”. Много людей погибло в постоянных войнах между племенами. Необходимо было объединить под своей властью те земли, через которые продвигались купцы.


Слайд 4 (князь Владимир) – Сорокин Дмитрий

В 980 году на киевском престоле воцарился новый князь – Владимир, которому впоследствии народ дал прозвание Красное солнышко. Это время было неспокойным. Кочевые племена нападали на русские земли, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. Князь Владимир собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников. Но Владимир понимал, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в религии. Сначала он попытался приспособить язычество к потребностям государства. Начал он с того, что в Киеве, возле своего дворца, соорудил место - пантеон (что означает “все боги”). На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов. Главным должен был стать Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золотыми усами. Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги. Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.


Слайд 5 (Крещение Руси)

- О том, как проходило крещение Руси, вы можете узнать, прочитав статью учебника «Владимир и крещение Руси» (с.43) (самостоятельное чтение статьи учебника)

- Расскажите, как проходил обряд (пересказ материала учебника)


III. Постановка проблемного вопроса

- У древних славян были боги, в которых они искренне верили. Зачем необходима была смена религии? Попробуем вместе найти ответ на этот вопрос.


Для этого мы разделимся на две группы: сторонников язычества (язычников) и христиан. Символом группы язычников станет домашний божок – домовой (выставляю фигурку на стол), а покровителем христиан станет ангелочек (также выставляется в центр стола)

- Ваша задача: найти положительные и отрицательные стороны вашей религии, проанализировав тексты из справочной литературы. Результаты своих исследований внесите в опросные листы.


Опросный лист

  1. Боги – один или много, кто именно (перечислите).

  2. Назначение религии.

  3. Обряды.


Языческие божества и верования


Предки наши до конца Х века были язычниками: они поклонялись обожествленным силам природы. Наши предки на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, земледелии и скотоводстве. Поэтому и верили в духов. В своих обрядах они искали возможность умилостивить, задобрить богов.

Славяне поклонялись многим богам. Верховным божеством славян был Сварог. Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Были и другие боги. Ярила - бог плодородия, Даждьбог - богом Солнца, Перун, бог грозы, грома и молнии, Велес – покровитель домашних животных.

Кроме того, были еще «второстепенные божества», которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. Это Домовой, Овинник, Банник, Водяной, Леший и другие.

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами. Иной мир воспринимался, с одной стороны, как очень далёкий (находящийся под землёй или на небе). А с другой стороны, как близкий, часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель, дикое животное.

В более поздний период многие обряды отправлялись непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и духов-покровителей. Обряды в честь высших божеств справлялись у святынь — священных деревьев, камней, источников. Позднее наиболее почитаемым богам стали устраивать святилища со статуями из камня и дерева и священным неугасимым огнём и даже строить храмы. В жертву приносились драгоценности, плоды и злаки, различные животные. В некоторых случаях (даже «светлым» богам) приносили в жертву людей. Для защиты от темных богов использовали амулеты – обереги.



Христианство

Христианство - это религия, которая проповедует то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан одним Богом, и создан без зла.

Главное в христианстве – помочь человеку обрести новые духовные ценности, жить в мире с собой и окружающим. Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства. И тогда после смерти человек будет вознагражден. Его ждет вечная и счастливая жизнь в раю. Кто же не выполняет этих правил, плохо себя ведет, тот после смерти попадет в ад на вечные мучения.

Христианское учение заключено в священных книгах. Одной из них является Евангелие. Евангелие проповедует о чудесах Христа, о его смерти и спасении. Враги Иисуса распяли его на кресте, но вскоре он воскрес и вознесся на небо. После этого крест стал священным знаком христиан. Верующие носят на груди маленькие крестики. Крестами увенчаны купола церквей, где христиане молятся богу.

Для того, чтобы благословение Божье нисходило на человека, вводятся специальные обряды. Первоначально их было два: крещение - погружение человека в воду или обливание его водой в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов; и причащение. Позже появились и другие обряды (таинства).


- Результаты своей работы внесите в сводную таблицу (работа с интерактивной доской)

Слайд №6

(Дети распределяют по графам изображения богов, таблички с названиями обрядов, назначением религии.)

- Итак, вернемся к тому вопросу, который нас так интересовал. Почему же произошла смена религии? (Язычество имело одностороннее направление – обожествление сил природы, к тому же было слишком жестоко.)


IV. Физкультминутка (зрительный тренажер «Зевс»)


V.Осмысление нового материала.


Князь Владимир понимал, что единственным верным путем, способствующим дальнейшему развитию страны, будет смена религии. Но религий много: есть мусульманство, католицизм, иудаизм, христианство. Какую выбрать?

К X веку многие народы и государства окружали Русь. Множество послов в Киев-град приходили, каждый свою землю и свою веру нахваливал. Не сразу смог сделать выбор Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит». Отправились десять лучших мужей по свету и ровно через год воротились обратно.

- Послушайте, что рассказали путешественники (учитель зачитывает рассказы, написанные на свитках)


Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».

Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: «красоты у них в храмах не видели никакой», слишком много строгости, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.

После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.

В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают.

VI. Интерактивная игра «Зигзаг» (осмысление нового материала).


- Что же получила Русь, приняв христианскую веру? Давайте вместе ответим на этот вопрос.



Каждый участник «рабочей» группы на 3 минуты становится членом новой, «экспертной» группы, определяемой по номеру на его бейджике. Таким образом все дети перегруппируются в 6 групп по 2 человека. В «экспертной» группе каждый знакомится с текстовой информацией и находит ключевую фразу, отвечающую на вопрос: значение принятия христианства для развития Руси. В случае затруднения с формулировкой можно воспользоваться конвертом-помощником. Результаты вашей работы вы объедините в кластер.



1. Примерно за сто лет до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии. Православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку - "кириллицу" и перевели на славянский язык богослужебные книги. Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры.

2. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

 3. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.

4. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским. Укреплялось территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились.

5. Новая вера способствовала укреплению связей Руси со странами христианской Европы. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли ее связи с другими государствами Европы, вырос ее авторитет. На нее стали смотреть как на равную.

6. Христианство несло с собой новые духовные ценности. Новая вера призывала людей думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей. Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами и болями, не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и несчастным, уважать родителей, власть государства.

Конверт-помощник:

  • Появление письменности

  • Вытеснение языческих обычаев

  • Развитие культуры и ремесла

  • Укрепление территориальное единства Руси

  • Укрепление связей с государствами Европы

  • Приобщение к новым духовным ценностям



Оба полученных кластера вывешиваются на доску, проводится их сравнительный анализ.


VII этап урока. Проверка и общение знаний, подведение итогов, рефлексия.


А) Самостоятельная работа по изученному материалу «Волшебный цветок»


- Перед вами текст. Прочитайте его.

- Найдите ответы на вопросы, которые я буду задавать, и подчеркните предложение карандашом соответствующего цвета.


Принятие христианской религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Языческие обряды отличались жестокостью. Чтобы задобрить богов, приносились человеческие жертвы. Интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.  

Князь Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г., а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ. По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Перуном. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепило власть князя над всеми поданными. Укрепляло и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами значительно расширились.

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Вместе с христианством Русь приняла письменность на основе славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием в IX веке. Обретя письменность, Русь получила доступ к византийской книжной культуре. Христианство способствовало также развитию образования, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры.


  1. Что стало причиной смены языческой религии на христианскую? (красный цвет)

  2. Когда происходило крещение? (синий цвет)

  3. Какое международное значение имело принятие христианства? (желтый цвет)

  4. Какое значение принятие христианства имело для развития русской культуры? (зеленый цвет)


Взаимопроверка.


Б) Подведение итогов.


- Вспомните тему урока.

- К чему относятся эти картинки?

Слайд №8 (язычество, христианство, знак вопроса)

- Что означает этот знак вопроса? (Почему произошла смена религий?)


- Встаньте те, кто открыл что-то новое для себя.

Познавать новое – это самое лучшее, что может сделать человек для себя, для своего развития.


VIII. Домашнее задание.


- Какое домашнее задание вы бы задали друг другу?

- Чтобы лучше выполнить это задание, обратитесь к учебнику с.43-45




















Просмотр содержимого документа
«приложение»



Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: «красоты у них в храмах не видели никакой», слишком много строгости, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.







Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».







После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.













В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают.



Просмотр содержимого презентации
«кроссворд к уроку»

1. Славянский праздник. 1 2. Основной торговый путь – «из варяг в …» 5 3. Объединения славян. 3 4 4. Бог грома и молнии. 2 5. Фантастическое существо,  обитающее в воде. щ 6. Одно из племен восточных славян. 7. Основное занятие восточных славян.

1. Славянский праздник.

1

2. Основной торговый путь –

«из варяг в …»

5

3. Объединения славян.

3

4

4. Бог грома и молнии.

2

5. Фантастическое существо,

обитающее в воде.

щ

6. Одно из племен восточных

славян.

7. Основное занятие

восточных славян.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Крещение Руси"

Автор: Коратаева Светлана Алексеевна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока по окружающему миру "Крещение Руси" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "139275"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417693623"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока по теме: "Крещение Руси"."
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_po_tiemie_krieshchieniie_rusi"
    ["file_id"] => string(6) "441526"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512038513"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему:Продолжение преобразований России после Петра I. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prodolzhieniie-prieobrazovanii-rossii-poslie-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "188181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426619349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства