1. Орг. момент Мотивационный | 3 | Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём. -Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте ребята поприветствуем их: Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Садитесь ребята! Минутка о погоде (Слайд 2). - Дежурные расскажите нам о погоде за окном сегодня. | Поворачиваются к гостям и говорят: - «Здравствуйте!» Дежурные рассказывают нам о погоде за окном. | Познавательные УУД: умение строить высказывание. Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге, выражение своей мысли. Личностные УУД: Личностная позиция. Регулятивные УУД: Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
2.Актуализация знаний Форма обучения: фронтальная Прием: учебный диалог Прием: лента успеха. Прием взаимо-контроля: «А ты согласен со мной?». Прием: коллективная проверка в соче-тании с контро-лем педагога ис-пользованием «сигнальных карточек». Форма обучения: индивидуальная по уровням. Прием: лента успеха Форма обучения: фронтальная | 7 | - Ребята, сегодня к нам на урок пришли герои из мультфильма. (Слайд 3) - А из какого, вы сможете узнать, если отгадаете загадку: Человечки очень споро Чинят электроприборы! Их не видно, не смотри, Ведь они живут внутри. Нету места мистике, Если рядом… (Фиксики.) -А как зовут наших гостей? - Симка и Нолик пришли к нам не просто так, а они хотят пригласить нас посетить их научную лаборато-рию и побывать в роли ученых. (Слайд 4) - Перед каждым из Вас лежит лесенка успеха, где мы будем оценивать себя при каждом выполненном задании. -Ребята, а кто знает, что такое лаборатория и чем там занимаются? (Слайд 5) -А что мы будем изучать, исследовать на уроке вы узнаете, отгадав загадку, которую приготовила Вам Симка: В морях и реках обитает Но часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю падает опять. - Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор? (О воде) (Слайд 6) - Раскрутим глобус так быстро, что бы все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. - Как вы думаете, какого цвета будет глобус? - Почему?
- Вот сколько на нашей планете воды, ребята! - Нолику очень интересно, а много ли вы уже знаете о воде? - Поэтому он приготовил для Вас небольшие задания. (Слайд 7) -У каждого на столе лежит задание с зонтиком, которое вам необходимо выполнить. - У кого зеленый зонтик надо найти и исправить ошибки в тексте. - У кого желтый зонтик надо вставить пропущенные слова. - У кого красный зонтик нужно вставить пропущенные слова используя слова помощники. Самостоятельная работа: Задание 1 (зеленый зонтик) Найди и исправь ошибку. Вода имеет запах, не принимает форму сосуда, в которой она находится. Если воду довести до кипения, то она превратится в лед. Если её заморозить, то вода превратится в лед. Задание 2 (желтый зонтик) Вставить пропущенные слова в тексте. Вада не имеет запаха, ______________ форму сосуда, в которой она находится. Если воду довести до кипения, то она превратится в ________. Если её заморозить, то вода превратится в _________. Задания 3 (красный зонтик) Вставь пропущенные слова, используя слова-помощники. Вада не имеет запаха, ______________ форму сосуда, в которой она находится. Если воду довести до кипения, то она превратится в ________. Если её заморозить, то вода превратится в _________. (Лед, пар, принимает) -Проверим как вы справились с заданиями. - Кто не сделал ошибок нарисуйте на своей лесенке успеха ( № 1) зеленый кружок, у кого есть 1 -2 ошибки нарисуйте желтый кружок, а кто не смог выполнить задание нарисуйте красный кружок. Оцените себя! Фронтальный опрос детей: -Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки – молодцы, а теперь у кого 1-2 ошибки – вам надо подучить, а если в классе те, у кого больше 2 ошибок? Вы особенно молодцы, потому что смогли признать свои ошибки. |
Дети отвечают все вместе - Фиксики. Дети поднимают руки и отвечают на вопрос учителя: - Симка и Нолик. - Это помещение, где изучают, исследуют.
Ответ: Вода -Вы согласны со мной? Работа с сигнальными карточками. - О воде. -Голубым. - Потому что большую часть поверхности занимает вода. (Голубым цветом изображены моря, реки, океаны нашей планеты). Дети берут каждый свое задание с зонтиком и выполняют его. Самопроверка. Дети рисуют в лесенке успеха круги зеленые,желтые,красные. Оценивают себя. | Познавательные УУД: умение строить высказывание 1.Общеучебные УУД (речевое развитие) Коммуникативные УУД: постановка вопросов, участвуют в учебном диалоге. Личностные УУД: Личностная позиция. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные УУД: выражение своей мысли. Регулятивные УУД: самооценка, самоконтроль Личностные УУД: Смыслообразование (мотивация), личностная позиция. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, самооценка, самоконтроль. |
3. Постановка цели и задач урока Форма обучения: фронтальная Прием: учебный диалог Прием: учебный диалог | 5 | -Ребята, пока Нолик проверял Ваши задания, Симка решила отгадать кроссворд. (Слайд 8) -Давайте поможем ей! 1. Покружилась звёздочка В воздухе немножко. Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) 2. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. (Роса) 3. Растёт она вниз головой, Растёт не летом, а зимой. Но солнце её припечёт – Она заплачет и умрёт. (Сосулька) 4. Рассыпался горох На семьдесят дорог. Никто его не подберёт. (Град) 5. Старик- шутник: На улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз) 6. Я и капля дождевая, Я снежинка вырезная, Я по травке разлитая. Кто же я? (Вода) 7. Не пешеход, а идёт. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку… Очень трудная загадка! (Дождь) 8. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (Река) 9. Без крыльев - летит, Без ног - бежит. (Облако) Молоко над речкой плыло - Ничего не видно было. Растворилось молоко - Сразу видно далеко. (Туман) - Какое ключевое слово получилось? (Круговорот) (Слайд 9) - Как вы думаете тема нашего урока какая? (Слайд 10) - Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Изучить круговорот воды в природе.) | Дети отгадывают загадки. -Снежинка -Роса -Сосулька -Град -Мороз -Вода -Дождь -Река -Облако -Туман -Круговорот Тема урока: Круговорот воды в природе. -Изучить круговорот воды в природе. | Личностные УУД: личностная позиция. Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, участвуют в учебном диалоге. Регулятивные УУД: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4. Первичное усвоение новых знаний Метод: Проблемное изложение Форма обучения: Фронтальная Прием: учебный диалог Метод: Исследовательс-кий Форма обучения: групповая Прием: учебный диалог Форма обучения: фронтальная Прием: учебный диалог | 14 | - А сейчас нам Аня Кульпина прочитает стихотворение, а вы послушаете и постарайтесь объяснить его смысл. (Слайд 11) Спросил на днях малыш-сосед У струйки, льющейся из крана: - Откуда ты? Вода в ответ: - Издалека – из океана! Потом малыш гулял в лесу, Росою искрилась поляна. - Откуда ты? – спросил росу. - Поверь, и я из океана! | - Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донёсся шепот: - Знай, малыш, И я пришла из океана! На поле лёг туман седой. Малыш спросил и у тумана: - Откуда ты? Ты кто такой? - И я, дружок, из океана! | - Каким образом в вашем стакане с обычной водой могут собраться капельки со всего мира? (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ!) - Этот вопрос вызвал у вас затруднение. (Слайд 12) - Чтобы ответить на него Симка предлагает провести небольшое исследование. Для этого разделимся на 3 группы по рядам. - Результаты нашего исследования будем записывать в «Лист наблюдений», которые находятся на ваших столах. - Прежде чем начать, вспомним правила работы в группе. -Ребята, в каких трёх состояниях может находиться вода? (в жидком, твердом, газообразном) - При каком условии происходит превращение воды из одного состояния в другое? (При изменении температуры) -Давайте проверим это. -Прошу по одному человеку из команды подойти ко мне и взять блюдечки со льдом. - Как вы думаете, что произойдет с кубиком льда, если его положить на ладонь руки и почему? Проведите опыт в группах и запишите его результаты отвечая на все вопросы в листе наблюдения 1.Что произойдет с кубиком льда, если его положить на ладонь руки? (Он растает от тепла руки, записывают свои предположения в «Лист наблюдений»): 2.Изменилась ли температура вашей ладошки? (Да/нет) 3.Она стала выше или ниже? Почему? (Она стала ниже) (Кубик льда растаял и забрал тепло руки) Провожу опрос групп по проведенному исследованию. -Садимся все на свои места и рисуем зеленый кружок в лесенке успеха за выполненное задание (№ 2) - Ребята, а что произойдет, если довести воду до кипения в чайнике? (Когда вода закипит, она перейдет из жидкого состояния в газообразное состояние, в пар.) -Как называется этот процесс? (испарение) - Чтоб нам не терять время, вода у меня уже нагрета. Выливаю горячую воду в 3-х литровую банку. Ребята какой процесс вы сейчас наблюдаете? Что произошло с паром? (Вода из газообразного состояния перешла обратно в жидкое состояние. Капли воды стекают вниз по стенкам сосуда). -Как называется этот процесс? (Этот процесс называется конденсацией) -Как называется это явление? - Круговорот воды происходит и в природе. | Аня Кульпина рассказывает стихотворение. Дети затрудняются в ответе на поставленный вопрос учителя. Работа в граппах по рядам. Результаты исследования записывают в лист наблюдения. Вспоминают правила работы в группе. -В жидком, твердом и в газообразном состоянии. -При изменении температуры Ребята проводят исследо-вание со льдом Отвечает каждая группа. -Когда вода закипит, она перейдет из жидкого состояния в газообразное состояние, в пар. -Испарение. -Вода из газообразного состояния перешла обратно в жидкое состояние. Капли воды стекают вниз по стенкам сосуда -Конденсация. .-Круговорот воды. | Познавательные УУД: умение строить высказывание Регулятивные УУД: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные УУД: Самооценка, самоконтроль Познавательные УУД: умение строить высказывание Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, участвуют в учебном диалоге.
|
6. Первичная проверка понимания Форма обучения: фронтальная Прием: учебный диалог | 6 | (Слайд 14) - Пока мы с вами играли Симка и Нолик придумали сказку. Жила-была Капелька на цветке, а может быть, и в море, а может, в океане, а может быть, и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир. На экране: схема круговорота с каплей на поверхности земли. - Пригрело как-то яркое солнышко. На экране: сверкает солнышко. - Что произошло с нашей Капелькой? Вот и наша капелька устремилась вверх. На экране: капля перемещается вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несёт её всё дальше и дальше, и на пути ей встречается много капелек-сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли всё прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако. - Что произошло дальше? - В виде каких осадков может выпадать накопившаяся влага? (в виде дождя и снега) - Итак, полетела наша капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадёт, где ещё побывает и что нового увидит. На экране: капля перемещается. Судьба выпавших капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море, в почву. Вот и наша Капелька прилетела на землю, встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть, и ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь. На экране появляются все капельки. - Как называется процесс о котором говориться в сказке? (КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ). - Вода в природе постоянно движется, совершая круговорот. Его движущей силой является Солнце, а главным источником воды –Мировой океан. | -Устремилась вверх. -В виде дождя и снега. -Круговорот воды в природе. | Познавательные УУД: умение строить высказывание Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, участвуют в учебном диалоге.
|
7. Первичное закрепление Форма работы: парная Прием: учебный диалог Приемы: взаимоконтроля («А ты согласен со мной?»), «Кто быстрее?». Прием: ТРКМ | 7 | - А теперь Симка и Нолик хотят проверить как Вы усвоили тему. Работа в парах. (Слайд 15) Перед Вами элементы и картинка природы. -Ваша задача построить схему круговорота воды в природе, накладывая элементы на картинку. - Проверим, как вы справились с заданием фиксиков. -Кто все сделал правильно, нарисуйте зеленый кружок на лесенке успеха (№ 3). -Кто допустил 1-2 ошибки нарисуйте желтый кружок. Красный кружок– кто допустил 3 и более ошибки. Вы старались как могли, но Вам еще надо потрудиться и подучить. -Оцените себя. - Симке и Нолику очень понравилась как вы работали на уроке, но к сожалению нам уже пора с ними прощаться. (Слайд 16) -Предлагаю сделать им памятный подарок и составить СИНКВЕЙН всем вместе на тему «Вода». Провожу фронтальный опрос. -Молодцы ребята, я думаю Симка и Нолику очень понравятся наши работы. | Проводят работу в парах. | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция 1.Логические УУД: синтез, как составление целого из частей. Познавательные УУД: умение строить высказывание Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) | 1 | - Подведём итог работы на уроке окружающего мира. - Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? (Слайд 18) - Ребята, а сейчас каждый из вас пусть оценит свою работу за весь урок. Молодцы, спасибо всем за урок! (Слайд 19) | Подводят итоги совместно с учителем Оценивают свою работу на уроке Прощаются | Регулятивные УУД: контроль своих действий на уроке, оценка, прогнозирование, планирование Личностные УУД: Самоопределение (внутренняя позиция) |