Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Живая и неживая природа зимой"»
Тема: Живая и неживая природа зимой
3 класс (УМК «Школа России»)
Тип урока: изучение нового материала. Цель: формирование у обучающихся представления об изменениях в живой и неживой природе в зимний период.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся различать объекты живой и неживой природы зимой, описывать характерные зимние явления (снегопад, иней, метель, короткий день) и состояние растений и животных (листопадные деревья без листьев, некоторые животные в спячке, птицы улетают на юг).
Метапредметные (УУД):
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
1. Развитие умения анализировать, сравнивать объекты живой и неживой природы. 2. Построение речевого высказывания в устной форме. 3. Синтез информации из иллюстраций и наблюдений.
1. Принятие и сохранение учебной задачи. 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (в ходе выполнения заданий).
1. Умение слушать и вступать в диалог с учителем и одноклассниками. 2. Участие в коллективном обсуждении. 3. Формулирование собственного мнения и аргументация.
1. Формирование уважительного отношения к природе, интереса к её изучению. 2. Осознание красоты и изменчивости окружающего мира.
Личностные: Воспитание наблюдательности, бережного отношения к зимней природе, желания помогать животным (например, подкармливать птиц).
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска / проектор.
Презентация с фотографиями/видео зимних пейзажей, зимующих животных, растений.
Карточки с изображениями объектов живой и неживой природы (разные времена года, включая зиму).
Для опытов: термос со снегом/льдом, стакан с теплой водой, лупа (для рассмотрения снежинок).
Картинки для моделирования «Кто как зимует» (медведь в берлоге, белка в дупле, заяц в шубке, синица у кормушки).
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация (5 мин)
Приветствие, создание эмоционального настроя.
Загадка:
«Растут вверх ногами, не летом, а зимой. Как солнышко припечёт – заплачут и умрут». (Сосульки).
«Белая морковка зимой растёт». (Сосулька).
Беседа: О чём эти загадки? Какое время года они описывают? Как вы догадались? Что вам нравится зимой?
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин)
На доске размещены картинки с объектами природы (солнце, дерево, медведь, река, птица, гора).
Вопрос классу: На какие две большие группы можно разделить все эти объекты? (Живая и неживая природа).
Повторение признаков живой природы (рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает).
Формулировка темы и цели урока учителем вместе с детьми: «Ребята, сегодня мы будем исследователями. Мы отправимся в зимний лес и парк, чтобы узнать, как меняется живая и неживая природа с приходом зимы. Это и будет нашей целью».
3. Открытие нового знания (20 мин)
Этап 1: Исследование неживой природы (10 мин)
Наблюдение за «портретом зимы» (показ слайдов/видео).
Беседа и поиск ответов на вопросы:
Что происходит с солнцем? (Светит меньше, греет слабо, день короткий).
Что происходит с водой? (Водоёмы замерзают, вода превращается в лёд и снег).
Какие осадки выпадают? (Снег, иней, изморозь).
Что происходит с температурой воздуха? (Она понижается, наступают морозы).
Опытно-экспериментальная деятельность (демонстрация или работа в группах):
Рассматривание снежинок через лупу.
Опыт со снегом: что произойдёт, если принести снег в класс? (Тает, превращается в воду). Делаем вывод: снег – это вода в твёрдом состоянии.
Этап 2: Исследование живой природы (10 мин)
Проблемный вопрос: «А что же происходит с животными и растениями, когда становится так холодно? Они же живые!»
Работа с презентацией и карточками:
Растения: Листопадные деревья стоят голые, у них период покоя. Хвойные – зелёные.
Животные:
Птицы: Перелётные улетели на юг. Зимующие (воробьи, синицы, снегири) остались. Как мы можем им помочь? (Кормушки).
Звери: Одни меняют шубку на более тёплую (заяц, белка). Другие впадают в спячку (медведь, ёж). Третьи активны всю зиму (волк, лиса).
Игра «Найди свой домик»: обучающиеся распределяют картинки животных к картинкам их зимних убежищ (белка – дупло, медведь – берлога, лиса – нора и т.д.).
4. Первичное закрепление (7 мин)
Дидактическая игра «Живое – неживое зимой» (работа в парах или у доски).
Обучающимся раздаются карточки с изображениями (сосулька, снежинка, медведь в берлоге, замёрзшая река, голое дерево, снегирь на ветке, снеговик).
Задача: разместить картинки в две колонки: «Живая природа зимой» и «Неживая природа зимой».
Вопрос для обсуждения: Снеговик – это живая или неживая природа? (Это предмет, сделанный человеком, поэтому он не относится к природе).
5. Рефлексия. Итог урока (3 мин)
Возвращаемся к цели урока: Что нового мы узнали о зиме?
Приём «Незаконченные предложения»:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне было интересно…
Теперь я знаю, что зимой…
Вывод (формулируют учащиеся с помощью учителя): С приходом зимы неживая природа замирает: становится холодно, идёт снег, день короткий. Живая природа приспосабливается: растения засыпают, а животные либо улетают, либо меняют шубку, либо впадают в спячку.
Домашнее задание (дифференцированное, на выбор):
Базовое: Нарисовать рисунок «Живая и неживая природа зимой».
Творческое: Сделать фоторепортаж или небольшую аппликацию на тему «Зимние изменения в природе».
Исследовательское (для желающих): С помощью родителей повесить кормушку и понаблюдать, какие птицы прилетают. Сделать 2-3 записи в «Дневнике наблюдений».