Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе по курсу «Мир природы и человека» Тема: «Дыхание человека»»
Конспект урока в 3 классе по курсу «Мир природы и человека»
Тема: «Дыхание человека»
Цель: Сформировать представление учащихся о значении дыхания и органах дыхания (нос, трахея, бронхи, лёгкие).
Задачи:
Образовательные:
-Повторить состав воздуха, выяснить особенности дыхания человека и некоторых животных с опорой на картинки, дать представление о газообмене в легких и условиях хорошего газообмена в легких;
-Сформировать представления о важности физкультуры (в т.ч. дыхательных упражнений для здоровья человека);
Развитие речи:
-Закрепить в собственной речи новые слова: трахея, бронхи, лёгкие;
-Формировать навыки связного высказывания с использованием слов - терминов;
Коррекционно-развивающие:
Развивать сукцесивные процессы;
-операции анализа, синтеза, сравнения;
-умение делать простые выводы по наблюдению, по схеме, по тексту;
- двигательную сферу с целью правильного дыхания;
- пространственные представления ( верх, низ, спереди, сзади);
Воспитательные:
Воспитывать мотивацию к здоровому образу жизни;
-бережное отношение к своему здоровью и органам дыхания.
Развивать интерес к предмету МПиЧ;
БУД:
-Формировать навыки работы с текстом, опорным схемам, по инструкции;
-Участвовать в диалоге учитель-ученик;
-Формировать умение решать элементарные проблемные задания на логику.
– Попробуйте на некоторое время задержать дыхание. – Что почувствовали? (Хочется сразу глубоко вдохнуть.) – Это наш организм требует, чтобы мы вдохнули. И мы глубоко вдыхаем.
Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: для чего и как мы дышим?
Объяснение. «Для чего нужно дышать?»
Дыхание — жизненно важный процесс, без которого невозможна жизнь живых организмов. Если без пищи или воды человек может какое-то время просуществовать, то без дыхания не продержится больше 5–7 минут.
-Давайте с вами вспомним, чем же мы дышим?
Воздухом.
-А из чего состоит воздух? (из газов).
-Какой газ использует человек для дыхания?
Продолжите высказывание:
На вдохе мы потребляем кислород, а выдыхаем……(углекислый газ).
Откройте учебник на стр. 48.(Проблемная ситуация)
- Кто изображен на рисунках? (работа с учебником)
-Как вы думаете, дышат ли те, кто изображен на картинках?
- Только ли человек дышит?
- Дыхание характерно для всех видов живых организмов.
-А как вы думаете все ли они одинаково дышат или кто-то дышит по- другому?
Все живые существа: люди, звери, птицы, насекомые нуждаются в дыхании, т.е. в кислороде.
Объяснение «Органы дыхания».
Работа с плакатом «Органы дыхания»
Первый орган дыхания, через который воздух попадает в наш организм – нос.
В носовой полости воздух согревается и очищается от пыли, от разных бактерий. Поэтому надо стараться дышать через нос. Нос работает как фильтр.
- А если мы будем вдыхать ртом, что тогда произойдет? (Ответы детей)
Затем воздух попадает в дыхательное горло – трахею. Она проводит воздух дальше.
Трахея разделяется на две трубки – бронхи.
- Почему трахея делится на 2 бронха? (потому что у человека 2 легких).
Через бронхи воздух попадает в лёгкие. Из легких кислород попадает в кровь.
Каждый из этих органов выполняет свою работу. Главный орган дыхания — это лёгкие. Они защищены от повреждений грудной клеткой.
В лёгких происходит обмен газов: при вдохе кислород поступает из воздуха в кровь.
При выдохе легкие сжимаются и выталкивают в бронхи использованный воздух (углекислый газ), который через трахею и нос выводится из организма.
Органы дыхательной системы:
нос;
трахея;
бронхи;
лёгкие.
5.Закрепление.
Работа в тетради (подпиши названия органов дыхания)
-Какую часть воздуха усваивает наш организм? (кислород)
6.Дыхательная гимнастика.
- Важно не просто дышать, а дышать правильно Дышать надо не поверхностно, а брюшиной (дыхание животом). Тогда кислород в наш организм будет поступать лучше.
Показ учителем.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Упражнения для дыхательной гимнастики
Каша кипит. Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Бегемотик (облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Часики. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Надуй шарик. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Трубач. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Ворона. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
7. Объяснение. Почему важен чистый воздух для человека?
Если мы долго не выходим на улицу, то мы можем почувствовать головную боль, слабость, усталость, ухудшается память, внимание. С чем же это связано? (наступает кислородное голодание). Нашему организму не хватает свежего воздуха. Для дыхания человеку нужен свежий, чистый воздух. Поэтому прогулки и движение на свежем воздухе важны для здоровья человека. Об этом нужно заботиться.
8. Работа с учебником стр. 50.
-Где человек может дышать свежим воздухом?
-Как обогатить помещение свежим воздухом?
9.Обобщение материала.
Работа с картинками.
- Выберите из пары картинок ту, на которой воздух чище?
Вывод:
Может ли человек и другие живые существа жить без дыхания?
Какие органы дыхания вы узнали?
Как человек может обеспечить для себя чистый воздух?
Оценки.
Домашнее задание: стр.49 ответы на вопросы, карточка.