- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе;
- воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
- научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;
- выстраивать рассуждения на заданную тему;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в парах.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развитие навыков сотрудничества во время работы в паре.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
- общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
-логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- оценивают результат своих действий;
- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные:
- согласовывать свои действия с партнером;
- строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения:
- частично-поисковый;
- фронтальная, групповая и индивидуальная.
Ход урок
I Организационный этап
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
Ребята давайте улыбнёмся друг другу и начнем урок.
IIАктуализация знаний
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31. (Почему и зачем?)
Как называют людей, которые часто спрашивают: «Почему?» (почемучки)
- А среди вас есть почемучки?
- А когда вы спрашиваете: «Почему и зачем?» (Чтобы узнать новое).
Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить задание Черепахи.
У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая подскажет вам тему урока. (Работа в парах)
- Картинки у вас получились? - О чем будем говорить сегодня?
Поговорим о звёздах, познакомимся с некоторыми созвездиями.
- Когда мы можем увидеть солнце, а когда - звёзды?
(солнце – днём, а звёзды – ночью)
- А не хотелось бы вам узнать: почему так происходит?
Это и будет темой нашего урока.
- Прочитайте тему урока на экране. Слайд 1.
(Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?)
Какую цель поставим перед собой?
- Познакомиться со звездами, с Солнцем.
Мы должны ответить на два вопроса:
-Почему солнце светит днём?
-Почему звёзды светят ночью?
На солнце сверкает,
Мерцает звездой…
И ты повторяешь:
«А что там?»
Точь – в – точь как тебе,
Но еще в старину
Хотелось узнать Звездочетам.
Смотрели на Солнце они,
На Луну
И тихо шептали:
«А что там?»
III Первичное усвоение новых знаний
Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка предлагает отправиться в необычное путешествие.
- А на чем мы отправимся в путешествие?
Давайте отгадаем загадку Муравьишки.
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Ракета – это космический корабль.
А как называется профессия человека, совершившего полет в космос?
Человек, совершивший полет в космос, называется космонавт.
А кто был первым космонавтом? Ю. А. Гагарин.
А как называется одежда космонавта? Скафандр.
К полёту готовы? Да.
Входит доктор. Так нельзя. Перед полётом надо проверить, все ли здоровы. Все здоровы? В путешествии надо быть очень внимательным. Выполним упражнения на развитие внимания. Физкультминутка. Слайд 2.
Вот теперь мы готовы. И так, приготовились к путешествию.
Сесть удобнее. - Есть сесть.
Пристегнуть ремни. - Есть пристегнуть ремни.
Что сказал Ю.А. Гагарин? Поехали!
III Работа по теме урока
1) Мы пролетаем над нашей планетой.
- На какой планете мы с вами живём?
- Как называется страна, в которой мы живем?
Молодцы! Вы хорошо это знаете. Слайд 3.
И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд. Слайд 4.
Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу. А некоторые дети считают, что звезды вечером зажигаются, а утром гаснут.
- Вы знаете, что такое звезды?
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 32
Звезды – это огромные раскаленные газовые шары. Всё, что раскалено, - светится.
Что это светится вдали? (Солнце) Слайд 5.
- Что вы знаете про Солнце? (ответы детей)
1 уч. Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Солнце очень горячее. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую кашу. Всё, что попадает на Солнце, превращается в газ, даже камни и металлы. А самих ученых раньше называли звездочетами, а сейчас – астрономами.
Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.
Учитель: Солнце от Земли находится на расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.
1 уч. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину)
Слайд 6.
Мудрая Черепаха спрашивает: Что будет, если погаснет Солнце? (ответы детей)
2 уч. Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.
Учитель: Древние люди поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
Муравьишка спрашивает - Слайд 7. Почему говорят, что Солнце светит днем?
- Солнце не просто светит днем, без него день никогда бы не начался.
-Когда Солнце поднимается, оно освещает Землю, и у нас начинается день. Когда Солнце заходит, у нас начинается ночь.
- Что мы можем увидеть на небе ночью? Звезды. Слайд 8.
Звезды находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. Звезды светят и днем, и ночью.
Почему же днем мы их не видим?
Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звезды становятся невидимыми.
После того, как Солнце скрывается за горизонтом, атмосфера становится прозрачной, и на небе видны звезды.
Во время полета в космос космонавты хорошо видят одновременно все звезды, включая Солнце, потому что в космосе нет воздуха.
(Проблемная ситуация)
- Муравьишка считает, что утром звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?
Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Это зависит от температуры. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Солнце – желтая звезда.
Звезд на небе очень много. Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. Слайд 9.
- Какие созвездия знаете вы?
Во время путешествия мы увидели и узнали много нового. Полетели обратно? Закрываем глазки. Открываем.
Вот мы и дома.
Как перенесли полет? Полет прошел нормально! (хором)
Мы долго были в полете. Давайте вспомним, какой сегодня день. Слово информационному сектору.
Сегодня 2 марта. Время года – весна. День недели – четверг.
- В этот день молились Великомученику Фёдору, чтобы он помог найти пропавших людей и утерянные вещи.
- На Руси подмечали, что с этого дня ворона начинает строить гнездо.
- Какова погода на Фёдора, такова она и летом.
Во время полета мы долго сидели, давайте подвигаемся. Физкультминутка.
Слайд 10.
IY Первичная проверка понимания
Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.
- Какого они цвета?
- Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)
Давайте вместе прочитаем.
4 уч. Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.
Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.
Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название. (Альдебаран)
Читаем хором.
- Какую звезду мы ещё не назвали? (Солнце)
- Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)
Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно. А теперь, давайте выполним задание № 3 в тетради на стр. 22.
Прочитать задание и выполнить самостоятельно.
Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”
- Мы уже познакомились с этой звездой?
- А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)
(Слайд 32) Эта звезда находиться в созвездии Телец.
Альдебаран - самая яркая звезда в этом созвездии («последователь»). (Слайд 33)
А это созвездие Большого Пса. Какую знакомую звезду вы видите в этом созвездии? Сириус («ярко горящий») – самая яркая звезда в этом созвездии.
- Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях?
- Правильно. Такие книги называются энциклопедиями. Читая энциклопедии можно узнать обо всём.
Y Первичное закрепление
Тест. Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия.
Проверяем. У кого всё выполнено правильно, поднимите руки. Слайд 12.
YI Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Творческое задание на дом.- А под каким созвездием родились вы?
О каждом созвездии существует миф. Попробуйте вместе с родителями найти миф о своем созвездии и рассказать его на следующем уроке.
YII Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что нового вы узнали на уроке?
Мы ответили на вопрос «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Это значит, что мы достигли нашей цели.
Ребята, я прошу вас внимательно посмотреть на картинки, которые вы собирали.
Какое настроение выражает ваше солнышко? Дорисуйте настроение на картинке. У кого солнышко улыбается? У кого грустит? Почему?