Организационный | - Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем и у нас всё получится. Желаю вам удачи и успехов на уроке. | -Приветствуют учителя, гостей. |
Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока. | - Отгадайте загадки. 1.Не огонь, а греет. 2.На небе ночном Не лампа, а светит. Засверкали серебром. Как мячик, круглое. Это ночью поздно Как тыква, желтое. (Солнце) Засверкали … (Звезды) (За правильные ответы ребята получают солнышки) -А почему я загадала загадки про Солнце и звезды? | - Отгадывают загадки. - Это будет тема нашего урока |
Актуализация знаний | -На прошлом уроке мы с вами уже говорили о Солнце, звездах и созвездиях. Давайте поиграем в игру «Да-нет» и вспомним изученный материал. 1) Солнце – это планета. (нет) 2) Солнце – это звезда. (да) 3) Звезды – огромные пылающие шары. (да) 4) Солнце – самая большая звезда. (нет) 5) Солнце – ближайшая к Земле звезда. (да) -Проверяем ответы, ребята получают солнышки. Делаем вывод: Солнце – это ближайшая к Земле звезда, раскаленный огненный шар. | - Отвечают на вопросы и заполняют таблицу знаками + или – |
Работа по теме урока | - С нами всегда на уроке присутствует Муравьишка Вопросик. Он хочет все знать, поэтому задает вопросы Мудрой Черепахе. Какой вопрос он сегодня задает черепахе? Прочитайте. (с.32 в учебнике) - Может быть, на небе живет волшебник и ночью включает звезды, а днем их выключает? Давайте поможем Муравьишке ответить на его вопрос. -Солнце больше или меньше Земли? -Солнце больше Земли, но кажется меньше, потому что находится очень далеко от Земли, 150 млн км. (Показать мяч и горошину) -Что дает нам Солнце? Если не будет Солнца, то на Земле не будет жизни, поэтому древние люди поклонялись Солнцу, как богу. У нас в классе есть семья коренных народов севера – ханты. Для этих народов Солнце – самое святое, т.к. это жизнь. Юля, как сказать Солнце на хантыйском языке? Так выглядит орнамент Солнце на одежде (рисунок). -Т.к. Солнце – ближайшая к Земле звезда, оно и создает нам день. - Почему звезды кажутся нам маленькими, хотя есть звезды больше Солнца? Другие звезды очень далеко от Земли, поэтому их свет не виден днем, их перекрывает свет Солнца. А ночью, когда Солнца нет, тогда и виден свет звезд. Это можно продемонстрировать – фонариком освещаем лист с отверстиями, видны на потолке точки-звездочки (созвездие Большая Медведица), включаем лампу – солнце, звездочки не видны. | - Читают тему урока: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Отвечают на вопросы учителя. - Солнце больше Земли. - Другие звезды находятся еще дальше от Земли, чем Солнце. -Свет и тепло -Юля отвечает на вопрос учителя. (катэл - солнце) -Наблюдают за экспериментом. Делают вывод. |
Применение знаний в новой ситуации | Работа по учебнику (с.32) 1) -На картинке вы видите разные звезды. Есть звезды карлики, есть звезды гиганты. Какая звезда самая большая? Какого она цвета? Самая маленькая, цвет. Какие еще звезды вы видите? (Регул, белая; сириус, голубая) Звезды – это огненные пылающие шары. Они различаются по размеру, цвету и температуре. Какого цвета бывают звезды? Как вы думаете, какие звезды самые горячие? Самые горячие – голубые и белые, потом – желтые, потом - красные. Расположите звезды на ступеньках. 1, 2, 3. 2)Практическая работа. Лепка звезд из пластилина. Подписать звезды. | -Альдебаран, красного цвета. -Солнце, желтого цвета. -Голубые, белые, желтые, красные. -Ответы детей. -Рассказывают правила работы с пластилином. -Выполняют работу. |
Рефлексия, подведение итогов. | - Ребята, что узнали на уроке, что запомнили, чему учились? -Игра «Третий лишний» - Ребята, подсчитайте, сколько у вас солнышек? Выберите себе соответствующую звезду (8-10 - синяя , 6-7 – желтая, 5 и - Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы сегодня активно работали на уроке! Спасибо за урок! | -Отвечают на вопросы. Делают вывод. -Выполняют инструкции |