Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: " Организм человека"»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Организм человека».
Ключевые слова: окружающий мир, 3 класс, внимание к окружающим
Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Личностные: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Метапредметные (регулятивные):
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные:
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в книгах;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные:
выполнять парные и групповые задания в классе;
сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Оборудование: карточки с заданиями, модель организма человека, толковый словарь.
Ход урока:
Организационный момент
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса
Нам с тобой земля-волшебница,
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
А кто этот волшебник? (ПРИРОДА)
Актуализация знаний
- Какой большой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа)
- Что такое природа? (Это все, что нас окружает и не создано человеком)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая)
Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? (Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья).
Постановка учебной задачи. Формулировка темы
Кто знает сказку «Красная шапочка»? А кто ее автор? (Шарль Перро)
Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки.
- Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Чтобы лучше видеть, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Скажите, о чем Красная шапочка спрашивала волка? (о руках, об ушах, о глазах, о зубах? ОБ ОРГАНАХ)
Что отвечал ей волк? ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ (наводящие вопросы)
Давайте сформулируем тему урока.
Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Сегодня мы будем говорить об ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение нового материала
Скажите, а что значит организм?
Где мы можем узнать точное определение данного понятия? (в словаре)
В словаре дается такое понятие
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Отгадайте загадку.
На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы внутреннее и внешнее строение).
-Чем отличаются изображения? (На одних мы видим внешнее строение, а на других внутреннее устройство часов).
-Скажите, а для чего часам механизм?
-Если сравнить организм человека и часы, что можно сказать о человеке?
-У человека есть тоже механизм, только мы называем это органы.
-А какие органы человека вы знаете? (называют органы, разделяем и делаем вывод о внутренних органах и внешних органах)
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
-У вас на столах есть карточка, на ней изображен человек. Сейчас вы будете работать в парах.
-Посмотрите на него, вспомните названия частей тела, обсудите с товарищем и подпишите части тела.
Давайте проверим.
Быть у каждого должна
Очень "умной" голова.
Я верчу ей как умею
Голова сидит на шее.
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот.
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь.
Стройным будешь ты всегда,
Коль пряма твоя спина.
Занимать должны от скуки
Мы, конечно наши руки.
Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – туловище.
Проверьте все ли части вы подписали?
Скажите, руки и ноги, как можно назвать по другому? (конечности)
Давайте разомнем наши внешние части тела.
Физминутка
Кивните мне головой.
Погладьте себя по животу.
Поднимите правую руку вверх.
Поднимите левую руку вверх.
Попрыгайте на правой ноге.
Попрыгайте на левой ноге.
-О внешнем строении поговорили, давайте поговорим о внутреннем.
-Какие внутренние органы вы знаете?
-Ребята, давайте вернемся к определению.
-Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
-Что же такое система? Давайте посмотрим в словаре.
Система органов – это несколько органов, которые выполняют одну общую работу. Система органов?
-Как вы думаете, какие системы образуют внутренние органы?
Правильно:
Опорно-двигательная это кости и мышцы. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань отвечает за подвижность частей тела
Нервная состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность.
Пищеварительнаявключает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.
Кровеносная состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада.
Дыхательная состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом.
А еще выделяют:
Покровная система это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.
Выделительная система состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция — это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы.
Половая система производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение
Эндокринная система включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества — гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом.
А теперь давайте посмотрим на схему на странице 123 учебника и запомним названия некоторых внутренних органов. Это понадобится нам для самостоятельной работы.
Давайте посмотрим модель строения человека.
-Как вы считаете, нужно ли нам изучать наш организм? Для чего?
-Для того, чтобы наш организм не уставал, давайте немного разомнемся.
Физминутка
-А какие науки изучают наш организм?
Найдите ответ на стр. 123 учебника.
ЧИТАЕТ УЧЕНИК
Анатомия – наука, которая изучает строение тела человека.
Физиология – наука, которая изучает работу органов человека.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
КАКИХ УЧЕНЫХ ЗНАЮТ?
А знаете ли вы кто такой Иван Петрович Павлов?
Прочитайте о нем на стр. 125 учебника.
Самостоятельная работа.
Соотнесите название органов человека и подпишите, к какому строению они относятся.
( Детям выдаются карточки : первый столбик рисунок человека с внутренними органами, второй столбик – название органов человека)
Закрепление изученного материала
Организм человека – это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? Болен человек или нет?
Организм человека имеет показатели (температура, боль, давление), которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье.
А все ли мы сами можем себе продиагностировать, вылечить?
Это могут сделать врачи. Каких врачей вы знаете?
А знаете ли вы, что существуют такие врачи, как
Аллерголог - специалист по лечению аллергии.
Гастроэнтеролог - врач, лечащий нарушения работы желудочно-кишечного тракта.
Гепатолог – врач, занимающийся диагностикой и лечением болезней печени.
Иммунолог - специалист, который занимается иммунной системой.
Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше.
Нефролог - врач, специализирующийся на лечении болезней почек.
Трихолог - лечит заболевания волос и кожи головы.
Флеболог - врач, который лечит заболевания вен
Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - здоровье, только когда его у нас уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Давайте начнем заботиться о нашем организме прямо сейчас.
сидеть прямо;
опираться спиной на спинку стула;
не опираться грудью на стол;
ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
туловище, голову, плечи держать ровно;
положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)
Давайте поговорим, каким мы хотим, чтобы было наше здоровье.
Какое оно? Крепкое, хорошее, надежное, дорогое.
Что нужно делать, чтобы его сохранить? Беречь, исследовать, ухаживать
Что для нас наше здоровье, как вы к нему относитесь? Здоровье это наше богатство.
Рефлексия:
-Мне было интересно…
- Мне было не интересно…
- Я узнал….
Домашнее задание:
Придумать небольшой рассказ, который заканчивался ба пословицей о здоровье.