| 2. Актуализация знаний | -О чём вы говорили на прошлых уроках? -Какую одежду древних славян вы запомнили? -Давайте вспомним, как выглядела одежда древних славян. На слайде изображены разные предметы одежды. Вам нужно вспомнить их названия (2 вида рубахи, лапти, валенки) -Чем отличаются эти 2 рубахи? - из какой ткани изготавливали одежу? - что служило одеждой новорожденного ребёнка? Почему? - какие головные уборы запомнили? - Что из них носили женщины? - а что мужчины? -Какую обувь раньше носили? -Все правильно, тему вы запомнили хорошо, значит можно двигаться дальше. | -Об одежде древних славян -Рубаха, лапти, валенки Выполнение задания -Рабочая рубаха делалась из небеленого льна либо окрашивалась естественными природными красителями. Праздничная рубаха, как правило, делалась из выбеленного льна. -Из льна -Одеждой для новорожденного мальчика служила рубаха отца, а для девочки-рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна была уберечь ребенка от плохих людей и болезней. -Венчик, боярская шапка, шапка Мономаха, картуз, женская шляпа. -Венчик, кика, зимний платок, женская шляпа. -Боярская шапка, шапка Мономаха, картуз, папаха. -Лапти, валенки | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
| 3. Переход к изучению новой темы | -Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим на слайд. -Что вы видите? -А вся ли одежда одинаковая? -А как вы это поняли? Верно! -А чем же отличается одежда богатых людей от одежды простых людей? -Кто догадался, какая тема нашего урока? -Тема урока: Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. -А какую цель мы можем поставить на наш урок? -Цель урока: познакомиться с особенностями одежды в разные исторические периоды, её материалами, стилем и значением в жизни людей того времени, узнать почему люди украшали одежду. | -Одежду -Нет -На первой картинке одежда простых людей, на второй картинке одежда богатых людей. -Богатая одежда отличалась обилием декора и украшений, качеством ткани. -Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. -Узнать особенности одежды в разные исторические периоды, её материалы и значение в жизни людей того времени. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные УУД (ориентироваться в системе знаний) |
| 4. Изучение новой темы | -Открываем учебник на странице 70. Давайте прочитаем текст. Чтение текста учащимися Вопросы: 1.До какого века богатые и бедные носили традиционный русский костюм? 2. Что не нравилось Петру 1 в русской мужской одежде ? Почему? -Как вы понимаете выражение работать “спустя рукава”? -Выражение работать “спустя рукава” означает делать что-либо небрежно, неаккуратно. Когда человек работал в поле или выполнял другую ручную работу, ему было неудобно, если рукава были недостаточно подняты. Поэтому они поднимались и закреплялись. Если же рукава были спущены, это означало, что человек простаивает и не занимается работой. -Посмотрите на картины стр. 71 -К какому веку относится изображенная на картинах одежда? -Кто изображен на картинах? -Какого цвета их одежда? -Как вы думаете, удобно ли было носить такую одежду? Почему? 3. Откуда Петр 1 позаимствовал новую моду? Откройте страницу 74. Обратите внимание на текст «Этот удивительный мир!». Кто хочет прочитать текст? -Кто издал указ? -Что приказал царь? -Что происходило с теми, кто не слушался царского указа об одежде? -Как наказывали за ношение бороды без жетона? -Как люди относились к новым порядкам? Представьте, что вы живете в то время. Как бы вы отреагировали на указ царя? -Кто бы поддерживал изменения, а кто был против? Почему? Продолжают читать текст на стр. 71 4.Опишите мужской наряд, используя слова из текста -Знаете ли вы, что такое камзол? На слайде: Камзо́л — это старинная короткая мужская одежда, обычно без рукавов. -На слайде также представлено изображение камзола Чтение текста учащимися на стр. 72 5.Из каких тканей шилась женская одежда? -Ребята, я вам принесла кусочек ткани-шелка, потрогайте, из какой ткани раньше шили женские наряды. 6.Чем отличался парадный костюм от повседневного? -Посмотрите на портреты. К какому веку относятся эти портреты? -Как вы думаете, кем были эти люди? Почему вы так решили? - Что на голове у мужчины? -Что надето на женщине? Чтение на стр. 73 и беседа Работа со словами, выделенными в тексте. На слайде: Фрак — это верхняя часть мужского парадного костюма с длинными узкими фалдами сзади и вырезанными спереди полами. -Посмотрите на изображение фрака на слайде Цили́ндр — это мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом. -Посмотрите на изображение цилиндра. Он так называется, потому что имеет форму геометрической фигуры – цилиндра. 7.В каком веке одежда стала более скромной и удобной? -Рассмотрите портреты. Мужчины носили фраки, жилеты, галстуки, цилиндры. Женщины носили платья с завышенной талией, сшитые из легких тканей. Оба портрета изображают людей из высшего общества начала 19 века. - - -Теперь проверим, как хорошо вы запомнили новые слова. На слайде будут появляться изображения некоторых частей одежды мужчин и женщин в то время. Ваша задача – сказать, что это. На слайде появляются изображения камзола, фрака, цилиндра, парика женщины и мужчины -Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! -Сейчас выполним небольшую творческую работу. Попробуйте нарисовать модели одежды на шаблонах, которые я раздала. 1 ряд рисует богатых дворян и купцов, 2 ряд - крестьян, 3 ряд – женщин. Задание выполняете самостоятельно. На него вам 5 минут, потом слушаем по 1 человеку с ряда. | -до 18 века -Из европейских стран -Боярская одежда с широкими длинными рукавами. Было неудобно работать в одежде с длинными широкими рукавами. -Лениво, небрежно -17 век -Бояре и боярышни -Синего, красного -Нет, из-за широких длинных рукавов. -Петр I -Переодеться в венгерские и немецкие платья и брить бороды -Штраф или обрезание полов кафтана -Требовали купить дорогой жетон -Приживались с трудом, многие продолжали носить привычную одежду -Белая рубашка с кружевными манжетами, воротник с оборкой, камзол, расшитый драгоценностями, перчатки, шляпа и парик -Нет -Шелка, бархата, шерсти -более дорогой тканью и отделкой -18 век -Состоятельными людьми, так как у них богатая и роскошная одежда. -Кудрявый, белый -Пышное платье -в 19 веке Читают текст Ответы детей Выполняют задание по рядам | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий |
| 6. Первичное закрепление | -Посмотрите на рисунки стр 75. Люди всегда украшали одежду, для того чтобы одежду приятно было носить, чтобы на нее приятно было смотреть, чтобы она была красивой. Но оказывается не только для этого. Многие украшения на одежде издревле были оберегами. Они должны были оградить (уберечь) человека от болезней, горя, ранней смерти, неурожая и других бед. Слово «обере́г» происходит от слов «беречь», «оберегать». Изображение на слайде оберега Обере́г – предмет, уберегающий от бед Оберегали людей и небольшие украшения – амуле́ты. Их носили на теле. Изображение на слайде амулета Амуле́ты – небольшой предмет, который, по суеверным представлениям, способен оберегать его обладателя от несчастий и болезней. Амулеты могут быть изготовлены из разных материалов, например, камня, дерева, стекла или металла -А теперь переходим к практической работе, данное задание вы будете выполнять индивидуально: у вас в учебниках изображены примеры оберегов и ваша задача, основываясь на данных примерах создать свой амулет, шаблоны представлены у вас на столах. -Поднимите ваши амулеты. | Дети слушают и выполняют задание. | Познавательные УУД(перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) |
| 8. Подведение итогов и оценивание | -Ребята, давайте вспомним тему нашего урока -Что мы с вами сегодня изучили на уроке? -Какие цели ставили на урок? Достигли мы их? -Из каких тканей шилась женская одежда? -Чем отличался парадный костюм от повседневного? -Как назывались небольшие украшения, которые оберегали людей? -Посмотрите на слайд и оцените свою деятельность на уроке, продолжив фразу: -На этом наш урок окончен, всем спасибо! До свидания! | -Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. -Какая одежда была во времена Петра 1, в 19 веке, чем украшали одежду. -Узнать особенности одежды в разные исторические периоды, её материалы и значение в жизни людей того времени. Да, достигли. -Шелк, бархат, шерсть. -Более дорогой тканью и отделкой. -Амулеты. | Коммуникативные УУД (учувствовать в диалоге; слушать и понимать других) |