| 2. Актуализация знаний | -Ребята, а давайте вспомним какая тема была вами изучена на прошлом уроке? -О чем шла речь в предыдущей теме? -Молодцы! -На протяжении нескольких уроков вы совершали увлекательное путешествие по Древней Руси, много узнали о жизни и быте наших предков - славян. Давайте вспомним. - Кого мы называем нашими предками? - А теперь внимательно посмотрите на слайд. Какое изображение на экране лишнее? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше? - Что делает этот старец? Кому он молится? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше? | -Русская трапеза -О том чем питались наши предки и какими традиционными считались ранее блюда -Тех, кто жил перед нами, давно -Картинка славянина, который молится. -Молится. Богу | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
| 3. Переход к изучению новой темы | - Давайте попробуем догадаться, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке и сформулировать тему. Для этого откроем учебник на странице 84 и прочитайте тему вслух. - Прочитайте первый абзац на стр.84. И скажите, какая цель будет основной сегодня у нас на уроке? -Правильно, сегодня мы поговорим о веровании наших предков. Познакомимся с язычниками и также узнаем, в кого веровали язычники. - На уроке мы должны узнать, каким богам поклонялись древние славяне, каких духов боялись и какие праздники проводились в честь богов. | -Боги древних славян. -Познакомиться с Богами древних славян. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные УУД (ориентироваться в системе знаний) |
| 4. Изучение новой темы | -Давайте продолжим читать наш текст, начиная со второго абзаца стр.84 -Остановимся здесь и ответим на вопросы. - Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какой Бог изображен на слайде. - Кто такой Перун? За что он отвечал? - С чем сравнивали молнию в руках Перуна? - На что похож гнев Перуна? -Читаем дальше. -Остановимся. -Посмотрите на слайд. Какой Бог изображен? - Кто такой Даждьбог? За что он отвечал? -Когда праздновали день Даждьбога? -Что делали в этот праздник? -Читаем дальше. - Кого же древние славяне считали живым существом, божеством? - Что, по мнению древних славян, рождала земля? -Что говорили в народе герои, когда обращались к земле-матушке. Найдите в учебнике ответ. -У нас выделено слово сторицей. Ребята, а вы знаете, что это такое? -Сторица - вознаграждение, возмещение, превышающее ущерб, убытки во много раз. - Вы, наверное, заметили, что в тексте говорилось праздниках различных Богов. -А какие вы знаете языческие праздники, когда люди поклонялись Богам? -Сейчас мы узнаем про один из этих праздников. Отгадаем его название с помощью загадки. Этот праздник — объедение, Мы блины печём с утра! К ним мёд, сметана и варенье, Что за праздник, детвора? -Вы узнали, что это за праздник? -Откроем учебник на стр.86. Прочитаем текст, чтобы узнать про обычаи и традиции этого праздника. -Остановимся. -Сколько длиться праздник Масленица? - Что является символом Масленицы? -Что сжигали на Масленицу? - С какой целью сжигали соломенное чучело на Масленицу? -Посмотрите на слайд. Перед вами Бог солнца (Ярило). Именно он символизирует праздник Масленицы, блины, чучела и т.д -Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. -Попробуйте объяснить смысл этой пословицы. -А как вы отмечаете Масленицу? -Посмотрите на слайд. Давайте окунемся в атмосферу Масленицы. Это картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». -Давайте послушаем описание этой картины. Широкая Масленица! Честная Масленица! Сахарные твои уста! Сладкая твоя речь! Игры, забавы — веселье, смех, балагурство. Картина «Масленица» показывает нам весёлое народное гуляние: катание с крутых снежных гор, яркую шумную карусель, лихую езду в расписных санях, игру в снежки, песни под задорную гармошку. - Одну из удалых забав Масленицы - взятие снежного городка изобразил на своей картине художник Василий Иванович Суриков. - Так же на масленицу было принято делать обереги в виде чучела, которое по традиции в конце масленой недели сжигали на костре. Оберег делался из белой пряжи, после чего перевязывался красной нитью, которая символизирует жизнь. Вы можете внимательно рассмотреть данные обереги, потрогав их. (раздаю детям два оберега из пряжи) | -Бог-Перун - Перун – грозное божество, покровитель войны и мира, военный дружинник, распорядитель войны и мира. - С блеском металла воинского оружия. - На пущенную им стрелу, которая поражает жилища, и кажется, что им недовольно божество. -Даждьбог - Даждьбог – бог, дающий достаток, богатство, хороший урожай. Он солнечное божество. -Весной - Пекли сладкие пироги и сжигали соломенную куклу. - Мать сыра земля. - Травы и цветы, деревья и коренья, плоды и ягоды, а корни деревьев и цветы сосуды, по которым течёт вода — кровь земли. -«Поклонись землице, наградит тебя сторицей» -Нет -Масленица, Ивана Купалы -Масленица -Целую неделю -Блины -Чучело - Чтобы отогнать от людей зло, нечистую силу, избавить от болезней. -Не жизнь, а Масленица - Пословица «не жизнь, а масленица» означает весёлое, привольную, беззаботную жизнь. Ответы детей | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий |
| 6. Первичное закрепление | -Сейчас попробуйте отгадать название еще одного праздника, о котором мы поговорим. Послушайте загадку. В ночь летнюю эту русалки гуляют, В лесу папоротник цветком украшают. Огни на реке, хороводы, венки, Кто прыгнет удачно - исполнится мечтания дни! -Кто узнал этот праздник? -Вы что-нибудь знаете об этом празднике? -Давайте прочитаем текст на странице 88-89 и узнаем про этот праздник. - Какой праздник отмечали славяне 6-7 июля? - Что делали на празднике Ивана Купалы? - Что символизировали вода и огонь на празднике Ивана Купалы? -Посмотрите на слайд. Перед вами пословица. Прочитайте ее. -Как вы думаете из за чего во время праздника Ивана Купалы возникла эта пословица? -Ребята, обратим внимание на стр 89 внизу страницы нам дан текст. Прочитайте его. -В тексте курсивом выделено слово «суеверие». Кто знает, что оно обозначает? - Суеверия могут проявляться в виде веры в приметы, использования талисманов, магических жестов и других обрядовых форм. -Сейчас мы с вами выполним следующее задание. У вас на столах лежат карточки с пустым кругом. Ваша задача разрисовать кружок так, чтобы получился венок, который был атрибутом людей на празднике Ивана Купалы. На слайде вы можете увидеть примеры данных венков. | -Иван Купала Ответы детей - Праздник Ивана Купалы - водили хороводы, купались, прыгали через костры. -Очищали человека от болезней и нечистых мыслей. -«Иван Купала – обливай кого попало!» - Люди думали, что в этот день вода имеет особую силу и помогает избавиться от злых духов, приобрести здоровье. Поэтому считалось за радость, если человека обливали водой в этот день, никто даже не обижался, а наоборот, все веселились. \ - Суеверие — вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Выполняют задание. | Познавательные УУД(перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) |
| 8. Подведение итогов и оценивание | -Ребята, давайте вспомним тему нашего урока -Что мы с вами сегодня изучили на уроке? -Какие цели ставили на урок? Достигли мы их? -С какими Богами мы сегодня познакомились? -Как ты думаешь, почему Масленицу и Ивана Купалу отмечают до сих пор, даже после принятия христианства на Руси? Посмотрите на слайд и оцените свою деятельность на уроке, продолжив фразу: -На этом наш урок окончен, всем спасибо! До свидания! | - Боги древних славян. -В каких Богов верили славяне. Узнали о праздниках «Масленица» и «Иван Купала». - Познакомиться с Богами древних славян. Да, достигли. -Перун и Даждьбог -Масленицу и Ивана Купалу отмечают до сих пор, несмотря на принятие христианства на Руси, из-за сохранения традиций и элементов языческой мифологии в праздничных обрядах и обычаях. | Коммуникативные УУД (учувствовать в диалоге; слушать и понимать других) |