1. Мотивационный | - Здравствуйте ребята, меня зовут Альмира Николаевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Проверьте порядок на столах. - Давайте подарим, друг другу улыбку, пожелания успеха и начнем урок. - Ребята, для того, чтобы наш урок прошел активно, и чтобы у всех все получилось, давайте хором прочтем девиз, которому мы будем придерживаться на протяжении всего урока. «Мы сможем, мы сумеем, мы научимся!» - Для того, чтобы урок прошел эффективно на столах у вас, лежат листы самооценивания, после выполнения каждого задания вам необходимо оценить себя, если задание выполнено верно вам нужно поставить плюс, если задание выполнено неверно, то «-», в конце урока мы с вами посчитаем сколько «+» и «-» у вас получилось и узнаем кто был самым внимательным и активным на уроке. - Хорошо! А теперь давайте приступим к работе. | Приветствуют. Читают девиз урока. |
2. Актуализация знаний | - Давайте вспомним, что проходили на прошлом уроке. - Чтобы проверить знания по прошлой теме, мы с вами выполним небольшой тест. Возьмите карточки №1. Выполняем задание на карточках. Время на задание ограничено. КАРТОЧКА №1. Тест 1. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос? а) кошка б) попугай в) собака 2. Первую собаку, побывавшую в космосе, звали: а) Звёздочка б) Цыган в) Лайка г) Стрелка 3. Как назывался первый космический корабль а) «Мир» б) «Союз» в) «Восток» 4. В каком году человек впервые полетел в космос? а) 1951 год б) 1961 год в) 1957 год 5. Сколько минут длился космический полёт? а) 56 минут б) 108 минут в) 320 минут г) 60 минут 6. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? а) Юрий Гагарин б) Алексей Леонов в) Герман Титов - Время вышло. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Сверьте свои ответы по эталону, представленному на слайде. - Поднимите руку, у кого не было ошибок в тесте? У кого были ошибки? - Возьмите листы самооценивания. Напротив пункта «Тест», поставьте «+», если вы правильно выполнили задание, и поставьте «-», если у вас были затруднения и вы допустили ошибку. | Отвечают на вопрос. Слушают задание. Выполняют тест. Меняются карточками для взаимопроверики. Проговаривают свои ошибки. Оценивают свою деятельность. |
4. Учебное действие | - Ребята, как называется наша страна? - Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. Российская Федерация – это современное российское государство, образованное в 1991 году. Российская Федерация (равноправное название – Россия) получила это именование 25 декабря 1991 года. - В настоящее время в составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов — всего 83 субъекта РФ. - Говоря строкой гимна России, наше Отечество – это «братских народов союз вековой». В России живет 160 народов. Как вы думаете, какие народы живут в России? - Верно! В России проживают русские, татары, якуты, башкиры, калмыки, удмурты и многие другие. - Ребята, мы с вами все равноправны. Все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Основном законе страны в статье 19 Конституции Российской Федерации. - Кто-нибудь знает, что такое Конституция? Конституция – (в переводе с латинского означает устройство, постановление) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы взаимодействия представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Она была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. - Давайте подумаем, что такое закон. Законы – это правила, обязательные для всех жителей страны. - Главным документом, защищающий права человека, является Всеобщая Декларация прав человека. 10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. Декларация – это документ, провозглашающий важные принципы и правила. - В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России. - Ребята, мы с вами узнали с вами что такое «Российская Федерация», «Закон», «Конституция» и «Декларация». И для того чтобы закрепить наши знания, сейчас мы выполним небольшое задание. Возьмите карточку №2. Вам необходимо к определению написать, что это такое. КАРТОЧКА №2. Задание Во второй колонке напишите понятие, которому относится определение. Это документ, провозглашающий важные принципы и правила. | | Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы взаимодействия представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. | | Это правила, обязательные для всех жителей страны. | | Это современное государство, образованное в 1991 году. | | - Время вышло. Давайте проверим. Сравните ваш ответ с ответом на слайде. - Поднимите руку, у кого не было ошибок? У кого были? В каких ответах? - Возьмите листы самооценивания. Оцените свою работу «+», если вы выполнили правильно, оцените «-», если у вас были ошибки. - Все права делятся на четыре основные группы: личные или гражданские; социально-экономические; культурные; политические. - Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень: право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. К культурным правам относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество. К политическим правам относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно. - Познакомимся с важнейшими правами гражданина России. Право на жизнь Право на свободу Право на личную неприкосновенность Право на труд Право на отдых Право на свободу слова Право на свободу совести Право на образование Право на медицинское обслуживании - Что для вас является самым дорогим, самым ценным? - Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. - Возьмите карточку №3. Вам необходимо сопоставить группу прав с правами, которые относятся к ней. КАРТОЧКА №3. Задание Сопоставь группу прав, с правами, которые относятся к ней. Личные права | право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. | Социальные и экономические права | право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество. | Культурные права | право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания. | Политическим правам | право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища. | - Время вышло. Давайте проверим. Сравните ваш ответ с ответом на слайде. - Поднимите руку, у кого не было ошибок? У кого были? В каких ответах? - Возьмите листы самооценивания. Оцените свою работу «+», если вы выполнили правильно, оцените «-», если у вас были ошибки. | - Россия Слушают. Проговаривают, какие народы живут в России. Высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение. Слушают, какое задание нужно выполнить. Выполняют задание на карточках. Проводят проверку. Проговаривают ошибки (если есть). Оценивают свою работу в листах самооценивания. Слушают, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Проговаривают правила работы в паре. Выполняют задание в парах. Проводят проверку. Проговаривают ошибки (если есть) Оценивают свою деятельность. |
5. Действие самооценки | – Наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего урока? - Если у вас 3 «+», то ставите себе 5, если у вас 2 «+», то ставите себе 4, если у вас 2 «+», то ставите себе 3. - Поднимите руки у кого 5, 4, 3. - Какая была цель? - Достигли ли мы этой цели? - Что такое конституция? - Что такое декларация? - Посмотрите на слайд. На ней изображена лестница достижений. На какую ступень вы себя поставите? Нижняя ступень: тема сегодняшнего урока осталась мне не понятной. Средняя ступень: усвоил новые знания, но еще нужна помощь. Верхняя ступень: усвоил новое знание, научился его применять. - Наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу на уроке. | Считают «+» на листах самооценивания. Узнать что такое основной закон и права человека. Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство. Это документ, провозглашающий важные принципы и правила. Оценивают свою деятельность на уроке. |