Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира и литературного чтения по теме: "Основной закон России и права человека"»
Цели:
* Дать представление о том, насколько
велика наша страна
* Познакомить детей с народами,
населяющими Россию
* Формировать представление об
основном законе-Конституции
* Воспитывать в детях чувство любви и
уважения к родной стране
Ход урока:
Орг. Момент
Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. И так начнем
2. Актуализация знаний
Послушайте стихотворение.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие чувства вызвало оно у вас?
- Откройте учебник на стр.128, кто написал это стихотворение? Это первое стихотворение Никитина, появившееся в печати.
- Можно ли назвать это стихотворение гимном России?
- что хотел передать Никитин нам – своим потомкам мы узнаем в конце урока.
- Прочитайте это стихотворение еще раз и скажите как будет называться тема нашего урока?
- А что значит Родина – Россия?
- Подберите на с.92 в рабочей тетради пословицы о родине, как вы их понимаете?
-Кто догадался, чему будет посвящен наш сегодняшний урок
( ответы детей)
Постановка целей урока
Повторение о России:
Откройте учебник по окр.миру на с. 154-155, что вы видите?
Посмотрите какую огромную территорию занимает Россия!
Давайте подтвердим простор нашей страны строками из стихотворения.
А теперь возьмите красный цвет и отметьте в рабочей тетради границу нашей страны.
Скажите, а как можно назвать нас вами?
( Россияне, русичи, граждане)
А как вы думаете кто такой гражданин?
Послушайте определение:
Гражданин – это человек, который связан с каким-либо государством, признает его своим, пользуется его защитой, использует свои права, выполняет обязанности, соблюдает закон.
- Как вы понимаете это определение?
- Значит у каждого гражданина есть своиправа и обязанности.
- А где записаны эти права и обязанности?
Знакомство с легендой
«Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять- оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению -объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.»
-Как вы думаете , почему страна стала процветающей, счастливы стали все ее жители, почему они чувствовали себя в безопасности?
(жители стали жить по законам)
Давайте сейчас в группах отгадаем кроссворд и угадаем как это называется.
Правильно! Это КОНСТИТУЦИЯ!
Давайте найдем в интернете, как трактуют это слово.
Учебник стр.157.
Физминутка.
Давайте ознакомимся с важнейшими правами гражданина России.
(у детей на партах распечатаны «Права гражданина России»
-Право на жизнь
-Право на свободу
-Право на личную неприкосновенность
-Право на труд
-Право на отдых
-Право на свободу слова
-Право на свободу совести
-Право на образование
-Право на медицинское обслуживании
Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)
Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. (учитель зачитывает статью) Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.
Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (здоровье)
Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41
Без кого человек не может быть по настоящему счастлив? (без семьи, без детей) статья38
Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.
Право на неприкосновенность жилища. (никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли)
Право на защиту чести и достоинства. (оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность)
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует.
Стол, за котором ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За все , что создано для нас
Мы благодарны людям
Придет пора, настанет час
И мы трудиться будем. (С. Михалков) - право на труд и отдых
Сейчас вы пока - школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие крепкие знания.
Как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?
(право на образование)
Молодцы, вы назвали все основные права человека в обществе.
5. Сейчас вы будете работать экспертами в группах. У вас на столах карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено и закончить фразу:
А) Полицейские из сказки Золотой ключик силой ворвались в каморку папы Карло, нарушив его право на неприкосновенность жилища
Б) Буратино схватил Шушару за хвост и нарушил ее право на личную неприкосновенность
В) Балда из сказки Пушкна «Сказка о Попе и о работнике его Балде», нанявшись на работу к Попу, воспользовался своим правом на труд
Г) Иван Царевич из сказки «Иван Царевич и Серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на владение имуществом
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
Конвенция с.161
- выживание (ребенок имеет право на жизнь, мед.обслуживание, заботу о нем);
- развитие (каждому ребенку дано право развивать свои способности);
- активное участие в жизни общества (право личности на участие в культурной жизни, на выражение своего личного мнения, мысли);
- защита прав (Обеспечивает защиту детей, особенно детей-инвалидов);
7. Закрепление:
1) Девочки будут вам петь отрывок из песни, а вы угадайте право:
- Я люблю тебя жизнь, что само по себе и не ново….
(право на жизнь)
- Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе……