Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 класс»
Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные?" 2-й класс
Класс: 2 «в»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Учебник: Плешаков А.А.,«Окружающий мир» 2 класс.- М.: Просвещение, 2015.
Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
Задачи:
1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, телевизор - экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных.
Ход урока
I. Организационный момент.(Класс разделён на 4 группы.)
Учитель.
Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. - Муравьишка Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:
Две сестрицы летом зелены, К осени одна краснеет, Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)
Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт. А когда приходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки! (Орешник)
Высока, стройна, душиста, В небо тянется она. Вся одежда золотиста, Только шапка зелена. (Сосна)
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел! (Одуванчик)
На доске появляются карточки с угаданными растениями.
Учитель. - Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках?
Дети. -Растения.
Учитель. - На какие группы можно разделить все растения?
Дети. - Деревья, кустарники, травы.
Учитель. -Распределите карточки на группы. (3 ученика у доски делят карточки на группы. Класс проверяет).
Деревья
Кустарники
Травы
осина
смородина
крапива
сосна
орешник
одуванчик
Учитель. – Приведите по три примера растений каждого вида.
Учитель. - Больше всего Муравьишка любит забираться на деревья, вот мы о них и поговорим подробнее. На какие группы можно разделить деревья?
Дети. - Лиственные и хвойные.
Учитель. - Приведите примеры лиственных деревьев.
- Приведите примеры хвойных деревьев.
Учитель. -Чем отличаются лиственные и хвойные деревья?
Дети. - У хвойных деревьев имеются хвоинки - иголочки, у лиственных – листья.
III. Самоопределение к деятельности.
Разгадывание кроссворда.
Учитель. -Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. - Отгадайте загадки.
1. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
2. В птичник повадится
—Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса)
3. Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
(Медведь)
4. Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.
(Сом)
5. Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких — красные ботики.
(Утка)
6. Прыгает пружинка — Зеленая спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
7. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь)
8. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Олень)
Учитель. - Какое слово получилось?
Дети. - Животные.
Учитель. – Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
IV. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
(Звучит музыка из передачи «В мире животных)
Учитель.- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)
V. Работа по теме урока.
1.Работа в группах. 1, 2, 3, 4
Учитель. Возьмите большой конверт – в нём ваше первое задание.
В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа – окунь, ёрш,кузнечик,карась;
2-я группа – тигр, лиса,муха,волк;
3-я группа – ласточка, дятел,мышь,синица.
4-я группа – стрекоза, бабочка,ворона, жук.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Окунь, ёрш, карась – это рыбы и т. д.).
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.
Ученики читают текст на с.60.
– Что узнали о животных данной группы?
– Отличительный признак данной группы?
На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть, клюв, жабры.
(В ходе работы на доске появляется таблица)
Название группы
Отличительные признаки
Насекомые
6 ног
Рыбы
Тело покрыто чешуёй, дышат жабрами
Птицы
2 ноги Тело покрыто перьями, есть клюв
Звери
4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком
2.Продолжение работы по теме урока.
Учитель. –Познакомьтесь по учебнику с животными разных групп. Сделайте сообщение классу.
Каждая группа работает только с одной статьёй учебника.
Учитель. – Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать из этих рассказов? (учитель спрашивает детей из групп, которые готовили сообщения о других животных).
V. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.
1.Создание проблемной ситуации.
Учитель.
- Сегодня мы познакомимся еще с двумя группами.
Слайд 7 (по щелчку всплывают названия групп – земноводные, пресмыкающиеся)
Учитель прикрепляет таблички с названиями на доску к тем четырём группам
- Прочитайте названия групп .
- Как вы думаете, почему они получили такое название?
- Как думаете, какие животные относятся к группе земноводные? А какие – к группе пресмыкающиеся?
-Какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся?
- Итак, предположений много, но все ли они верны? Нам предстоит в ходе исследования подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
Вопрос на доске: Каковы отличительные признаки земноводных и пресмыкающихся ? (тело покрыто кожей, роговые чешуйки, несут яйца, мечут икру, ползают, живут и в воде и на земле - всё это на доске перемешано)
2. Исследование в малых группах.
Каждой группе предлагается:
Тексты;
Рабочие листы
Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся
1 группа.
Происхождение земноводных.
- Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель - «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Рабочий лист.
Мы узнали, что это животное так называется потому, что_____________________________________________________________________
При размножении земноводные ____________________________________________
- Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.
Рабочий лист.
Тело земноводных покрыто ____________________________________________
Представители земноводных: ___________________________________________
Лягушке надо смачивать кожу, потому что_________________________________
С помощью кожи они могут ____________________________________________
3 группа. Пресмыкающиеся
- Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.
Рабочий лист.
Место обитания пресмыкающихся: _________________________________________
Особенности размножения: _______________________________________________
3. Обмен групп информацией о земноводных и пресмыкающихся
Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках земноводных и пресмыкающихся. По ходу учитель демонстрирует слайды. Повторно зачитывают записи на слайдах ученики из других групп
- Попробуем теперь ответить на поставленный ранее и записанный на доске вопрос, какие отличительные признаки присущи только земноводным и только пресмыкающимся? (выбираем ответ и прикрепляем к нужной группе животных)
4. Выступление 4 группы о некоторых представителях новых групп
Ученик 1
Температура тела у змеи зависит от температуры воздуха. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыснув в жертву яд. Яд — видоизмененная слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу. Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками, сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают.
Учитель
- К группе пресмыкающихся относятся ящерицы. Самые большие из них — вараны. Существуют безногие ящерицы. Самой удивительной ящерицей является хамелеон.
Слайд (по щелчку фото - хамелеон)
Ученик 2. Это удивительная ящерица. Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперед. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
Учитель
- И еще одна рептилия, о которой вам расскажут, это — крокодил.
Слайд (по щелчку фото - крокодил)
Ученик 3. Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой крокодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, и крокодилы набрасываются на них из воды. Могут поймать животное, которое переплывает реку. Лежат крокодилы тихо, из воды видны только глаза. Схватив жертву, крокодил уносит ее под воду и топит
Учитель
- Попробуем теперь ответить на поставленный ранее и записанный на доске вопрос, какие отличительные признаки присущи только земноводным и только пресмыкающимся? (выбираем ответ и прикрепляем к нужной группе животных)
2.Чтение текста на стр. 61.
3.Работа с таблицей.
-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.
4.Чтение вывода на стр.63.
а) Сравнение с формулировками учебника стр.63.
5. Знакомство со всемирным фондом дикой природы.
- Кто изображён на картинке? (Панда)
- Что за буквы написаны внизу?
Учитель сообщает:
- ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ - крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.
- Как можно помочь животным?
VI.Физминутка.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, лапки вверз, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочёк,
На носочках скок – поскок.
VII. Закрепление.
1.Выполнение задания учебника на стр. 61.
- Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил это существо в лесу… Может быть, папа захотел подшутить над детьми? Объясните, части тела каких животных папа объединил на этом рисунке?
2.Работа в рабочей тетради.
Учитель. -Откройте тетради на стр. 42, выполните задания 1, 2, причём каждая группа находит представителей той группы животных, о которой делала сообщение.
- Выполните задания № 3, стр.43, 3 6, 7 стр.44
Учитель. - С какими новыми группами животных мы познакомились? Назовите их.
- Какие отличительные особенности есть у животных этих групп?
- Выполните в тетради задание 7 на стр.44.
VIII. Подведение итогов урокаи оценка знаний.
1. Продолжи высказывание
1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?
2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?
3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.
4. Назовите представителей этих групп.
2.Чтение учителем стихотворения
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету,
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
XI. Рефлексия.
- С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте ротик у зайчика – смайлика. Если вы всё поняли на уроке – смайлик улыбается, если есть вопросы – у смайлика ротик – это прямая линия, если вы ничего не поняли на уроке – смайлик огорчён. Покажите! Я вижу, что ваши смайлики улыбаются! Рада что вы поняли материал урока!
Х. Домашнее задание.
С. 60 – 63 чтение, пересказ (учебник)
С. 43 – 45, № 4, 5, 8 (тетрадь)
(При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных). О животных написано очень много книг – вы можете взять книги с выставки для чтения дома или на переменах.