I. Водная часть 1. Организация класса Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: учебник, пенал,рабочая тетрадь.. Тихо садитесь. Сравните свою посадку с посадкой ученика на слайде. 2.Проверка домашнего задания. Оценим свои достижения. Тест “Земля и человечество” 3.Актуализация знаний. - Изучать новую тему я предлагаю вам, работая в группах. А начнём мы с повторения. Вспомните, какую форму имеет наша планета? -Как вращается наша Земля? -А что известно об оси вращения Земли? 4. Постановка проблемной ситуации. А одинаковые ли условия жизни в разных местах Земли? Одинаковые ли условия в летний период, например в южном полушарии на территории от экватора до южного полюса? Подумайте вместе и обоснуйте свой ответ. - Оставим ответ на этот вопрос и вернёмся к нему позже. - Для того, чтобы узнать сегодняшнюю тему вам необходимо узнать закодированное слово и поработать в парах. (буквы закодированы соответствующими цифрами) - Какое слово у вас получилось? (природная зона) - Предположите, что это такое? - Мнения разделились. Это и будет темой нашего урока: Природные зоны России. Чтобы познакомиться с новой темой, нам надо будет ответить на три вопроса: Что…? Почему…? Как…? Попробуйте сформулировать эти вопросы. II Основная часть 5.Открытие нового знания - Рассмотрите схему, которая перед вами и попробуйте объяснить, какое влияние оказывает вращение вокруг Солнца на Землю? Обсудите это в группе. - Верно, происходит смена времён года. Причём, когда в южном полушарии наступает лето, в северном – зима; и наоборот. 1. Пояса освещённости на Земле Вернёмся к вопросу, одинаковы ли условия жизни в разных местах Земли. Просмотрев следующий фильм,я задам вопросы,поэтому смотрите внимательно.(http://www.youtube.com/watch?v=GUVcWdF3hSk) -Из-за чего лучи падают на нашу планету под разными углами? -Какие широты получают самое большое количество солнечного тепла? -Где солнечные лучи светят, но не греют даже летом? - Итак, почему на поверхности Земли разные условия жизни? - Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов. 2. Что такое “природные зоны”? Природные зоны России Работа с интерактивной картой (платформа «Яндекс.Учебник») -Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные области со сходными экосистемами, природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами. -Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России. Возьмите карточку 1. Составьте из букв название природной зоны и напишите ее рядом. -КИРТАКА -НУДРАТ -СЛЕ -ТЬЕСП -УТНПСЫЯ III. Физ.минутка IV. Закрепление материала Познакомьтесь с картой природных зон России на странице 72. сравните ее с физической картой нашей страны. Что обозначают разные цвета на карте природных зон? -А какие природные зоны есть в России?? -Найдите столицу России, а какой природной зоне находится она? -Найдите глазками Санкт-Петербург. -Попробуйте найти глазками Мурманск.Что можно сказать про него? -А кто видит город Сочи?Он немного спрятался.Кто нашел,покажите город на карте и расскажите,какая окружает его природная зона Поработаем с картами. Каждая группа получит своё задание. Справиться с ними вам поможет карта природных зон России и физическая карта России. Каждая группа изучает одну зону (арктические пустыни, тундра, тайга и т.д.) по «станциям» с материалами: текст, фото, графики температур. Задания для групп. 1. Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры. 2. Русла каких рек проходят через зону тайги. 3. В каких природных зонах находится Волгоградская область? - Выслушаем ваши ответы. VI. Включение в систему знаний. Составление плана изучения природной зоны - На следующих уроках мы будем подробно изучать каждую природную зону. Пункты плана на отдельных листках лежат перед вами на парте, вам нужно их наклеить по порядку на специально приготовленный лист. План изучения природной зоны. 1.Название,изображение на карте. 2.Особенности природы(условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе). 3.Использование природы данной зоны человеком. 4. Экологические проблемы и охрана природы. Этот план вам поможет для изучения всех природных зон. -Откроем рабочую страницу 38,найдите задание 3. -Читаем вслух. -Кому непонятно?хорошо,приступили к работе. -Поднимите руки кого ждем. -Кто готов выйти к доске и показать? -А кто расскажет с севера на юг? -Хорошо справились с заданием. -Сейчас проведем небольшую игру. -я показываю цвет природной зоны, а попробуете назвать ее! Фиолетовый-Тундра желтый-Пустыни -Зеленым-Тайга Светло зеленый-Широколистные леса Синий-Арктические пустыни -Ребята,как много зон вы запомнили! У нас собрались почти все зоны,кроме одной-Тропической. Удивительно,как много природных зон расположено в нашей большой стране России!! V. Итог урока, рефлексия - Подведём итог урока. Почему существуют различные природные зоны? - Что такое “природные зоны”? - Как мы будем изучать каждую природную зону? - Что для вас сегодня стало новостью, о чём вы вообще не догадывались? - Оцените свою работу на уроке, используя оценочные листы. Домашнее задание (вариативное): Уровень 1: Нанести зоны на контурную карту. Уровень 2: Сознить интерактивную презентацию. Уровень 3: Провести мини-исследование: «Как изменится природная зона моего региона через 50 лет?». | Проверяют свою готовность. Проверяют посадку. - Наша планета имеет шарообразную форму. - Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. - Ось вращения имеет наклон. Дети обсуждают ответ в группе. Группы дают свои ответы после обсуждения. Вопросы урока: - Что такое “природные зоны”? - Почему существуют природные зоны? - Как изучать природные зоны? Дети ведут обсуждение в группе и высказывают свои предположения. -Так как наша планета имеет форму шара. -Экваториальные. - Поверхность земного шара получает разное количество солнечного света и тепла. Дети работают в группах. -На Северном Полюсе. Группы зачитывают названия поясов и определяют, в каком из них находится территория нашей страны. Ребята выходят к карте и находят северный и южный полярные круги, линии северного и южного тропика. Арктика Тундра Лес Степь Пустыня Тематическая игра «Кто я?»: Я называю животное, а вы изображаете его движения (например, «белый медведь» → ходьба на внешней стороне стоп). -Если сравнивать физическую карту нашей страны и карту природных зон, то можно отметить некоторое их сходство - и на той и на другой карте использованы разные цвета для обозначения разных объектов и зон. Но на этом их сходство заканчивается. На физической карте мы видим рельеф, горы, реки, озера, на карте природных зон видим эти самые зоны и их взаимное расположение. Разные природные зоны на карте окрашены в разные цвета - так их легче отличать. арктические пустыни и т.д -Москва находится в зоне смешанных лесов. -Санкт-Петербург находится в зоне тайги. -Мурманск находится в необычном положении и его территория занимает 3 разные природные зоны:тайга,лесотундра и тундра. Сочи прибывает в зоне субтропических лесов. Дети читают. - Это территории Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром. Дети называют природные зоны России. |