Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему «Природные зоны России» 4 класс»
Урок окружающего мира
по теме: “Природные зоны России”
Тема урока: “Природные зоны России”
Цель урока: сформировать представление о природных зонах России; познакомить с картой природных зон; формирование бережного отношения к природе.
Планируемы результаты:
Предметные - характеризовать понятие “природные зоны”, какие природные зоны России существуют, как меняется картина природы из северных районов нашей страны на южные.
Личностные - выражать готовность бережного отношения к природе, чувству ответственности за окружающую среду.
Метапредметные - овладеть умением работать с разными источниками информации.
Тип урока: урок формиррования новых знаний.
Дидактические средства занятия: учебник, раздаточный материал, физическая карта России, карта природных зон России.
Распределение времени на занятии:
I. Организационный момент.(3 мин.)
II. Актуализация знаний.(7 мин.)
III. Формирование новых знаний.(15 мин.)
IV. Закрепление материала.(10 мин.)
V. Рефлексия.(5 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.(3 мин.)
Учитель приветсвует обучающихся и настраивает на работу, отмечает отсутствующих ( проверяет готовность к началу учебного занятия ).
II. Актуализация знаний.(7 мин.)
Тестирование.
1. Самое большое по площади озеро России:
а) Онежское
б) Байкал
в) Каспийское +
2. Река, впадающая в Каспийское море:
а) Дон
б) Волга +
в) Кама
3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном:
а) Енисей +
б) Обь
в) Лена
4. Самая длинная река России:
а) Волга
б) Лена
в) Обь +
5. Моря Атлантического океана на территории России:
а) Японское
б) Балтийское
в) Черное +
6. Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога- матушка?
а) Аральское и Каспийское моря
б) Ладожское и Онежское озера +
в) Черное и Азовское моря
7. В Списке Всемирного наследия:
а) Белое море
б) озеро Байкал +
в) река Енисей
III. Формирование новых знаний.(15 мин.)
(Учитель предлагает рассмотреть карту природных зон.)
— Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны? (Предположения детей.)
— Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны.)
— Прочитаем тему урока. ( “Природные зоны России”.)
— Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные. Мы проследим, как будет меняться картина природы, и подумаем, почему это происходит.
(Работа с раздаточным материалом)
— На каждой парте комплект из 6 карточек. Посоветуйтесь со своим соседом по парте и решите, какие карточки относятся к северной природе, а какие — к южной. Обоснуйте свой выбор. (Ученики работают в парах.)
Познакомьтесь с картой природных зон России (стр. 72-73). Сравните ее с физической картой нашей страны. Что обозначают разные цвета на карте природных зон?
Сравнивая обе карты, можно заметить следующие закономерности:
- зоны высотной поясности на карте природных зон совпадают в горами и с горными системами, обозначенными на физической карте.
- на равнинах климатические пояса постепенно меняются с севера на юг от самых холодных к самым теплым.
- вблизи морей и океанов находятся природные зоны не характерные дя равнин, удаленных от океана.
С севера на юг природные зоны меняются в следующем порядке:
-Арктические пустыни
-Тундра
-Лесотундра
-Тайга
-Смешанные леса и Смешанные леса Дальнего Востока
-Широколиственные леса
-Лесостепи
-Степи
-Полупустыни и пустыни
Как просиходит смена природных зон?
Смена природных зон происходит из-за того, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли.
Это происходит из-за того что Земля имеет форму шара.Солнечные лучи на некоторые участки земной поверхности падают отвесно, а на некоторые-наклонно.
Чем больше уровень наклона солнечных лучей к земной поверхности, тем холоднее климат в этой местности. И наоборот, чем отвеснее падают солнечные лучи к Земле, тем жарче климат на этом участке.
Получается, что больше всего тепла получают территории, расположенные вблизи экватора, а меньше всего-северный и южный полюс.
IV. Закрепление материала.(10 мин.)
-Выполнение заданий в рабочей тетради
(Ученики выполняют задание 1,2 на стр. 30—32.)
Работа с раздаточным материалом
-Предлагаю определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово.
(Ученики составляют слова: Арктика, тундра, лес, степь, пустыня.)
- Какие знания мы открыли?
(Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр. 75 учебника.)
V. Рефлексия.(5 мин.)
Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?
-Где могут пригодиться в жизни новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще надо поработать?
(Учитель подводит итоги работы и предлагает детям оценить свою работу на уроке)