Объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, коммуникативный, метод стимулирования.
Планируемые результаты:
Знать: правила дружбы, понятия «друг» и «дружба».
Уметь: приводить примеры качеств людей, которыми должны обладать друзья, анализировать ситуации, доказывать своё мнение.
Оборудование: компьютер, экран, презентация «О дружбе и друзьях», дополнительные задания (индивидуальные карточки с иллюстрациями), иллюстративный материал, аудиозаписи песен о дружбе.
Ход урока
1. Организационный момент.(слайд 1)
Приветствие детей.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы(слайд 2)
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по сказке в сказочную страну. Поможет нам в этом волшебная палочка. Взмахнули…
(слайд 3)«Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки:
Смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
- Давайте и мы пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?
Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело? (друг).
- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)
3. Работа по теме урока( слайд 4)
- Что такое дружба? Что оно обозначает?(Рассуждения детей)
(слайд 5)Вывод: Дружба – это привязанность, возникшая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает их взаимопонимание. Недаром говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
-Для чего человеку нужен друг?(ответы детей)
-Так кто же такие друзья? Кого можно назвать другом? (одноклассников, родителей, книги, учителя и …) Продолжите предложение: «Друг – это …» (спросить несколько детей)
(слайд 6) Вывод: Друг – это человек, который всегда поймет и поддержит, выскажет свое мнение и даст совет. Другу можно верить как самому себе … - Конечно, в трудные минуты нам нужен человек, на которого можно было бы положиться. А в минуты радости с кем приятно проводить время? (тоже с товарищами, друзьями)
(слайд 7)«Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова
ДРУГ - тот, кто связан с кем-то дружбой.
ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов.
(слайд 8) -Сегодня с нами будут путешествовать герои наших сказок. Посмотри на доску, кого вы узнали? (Кот Леопольд и Баба Яга). Они никак не могут подружиться и поэтому нам надо им помочь.
-А вы сами умеете дружить?
-Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу?
-Давайте им поможем. Мы составим правила, которые помогут вам дружить и сохранить дружбу.
- Первое правило мы с вами сможем узнать на первой странице нашей сказки.(слайд 9)
Читает ученик:
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы:
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- О каком слове говорится в стихотворении? Что это за слово? Что оно означает? Какое чудо сотворило это слово?
- Какие ещё слова приветствия, благодарности, прощания вы знаете?
- Какие люди всегда здороваются, прощаются, желают друг другу приятного аппетита? (вежливые, приветливые, воспитанные)
- Первое правило: Будь вежливым. (на доске)
-Теперь мы посмотрим какое правило нас ждет на второй странице нашей сказки. (слайд 10)
- Чтобы вывести второе правило сейчас мы проведем игру, которая называется «Два зеркала». На желтом овале («зеркале»), нарисуйте грустное выражение лица, а на розовом – веселое лицо.
- Скажите, какое изображение вам больше нравится? Почему?
- А умеете ли вы улыбаться? Сейчас мы проверим это. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды.
Превратитесь:
Сердитого льва.
Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.
Печального и грустного козлёночка.
Страдающего Гадкого утёнка.
Радостную мартышку.
-Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?
-Конечно, улыбаться было приятней.
Второе правило : Чаще улыбайся.(на доске)
(слайд 11) Физкультминутка. Дети встают и под песню "Улыбка" выполняют задание.
- Улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева. Пожмите ручку соседу слева, а теперь соседу справа. Погладьте по плечу соседа слева, а затем соседа справа.
- А теперь давайте возьмемся все за руки и подарим друг другу тепло своих ладошек.
-Теперь перейдем к третьей странице нашей сказки. (слайд 12)
Индивидуальное задание (работа с картинками).
Отметь знаком «галочка» картинки, где дети поступают правильно и подберите правило, которое к ним подходит.
-Какие правила мы можем с вами от сюда понять?
Третье правило: умей делиться и помогать. (на доске)
-Давайте теперь перевернем страницу нашей сказки. (слайд 13)
Для определения следующего правила, ребята прочитают диалог по ролям. - Послушайте разговор и подумайте, какого правила дружбы здесь не было.
Однажды Саша принёс в школу электронную игру, к нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!"
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. - Я буду с ним играть.
На другой день Денис принёс в класс красивую машинку и опять первым возле него оказался Максим.
- Я твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.
Но тут подошёл Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него машинка. Сегодня я с Денисом дружу!
- Можно ли считать Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: - Дружить нужно не потому, что у друга есть машинка или шоколадка, не потому, что это выгодно, а потому, что человек тебе близок, близки его интересы.
- Как же сберечь дружбу, не разрушить ее? Как надо себя вести? Четвертое правило: Быть преданным.(на доске)
-Теперь посмотрим, что же за правило нас ждет на 5 странице нашей книги.(слайд 14)
Друзья.
- Кто кого обидел первым? - Он меня. - Нет, он меня. - Кто кого ударил первым? - Он меня. - Нет, он меня, - Вы же раньше так дружили. - Я дружил. - И я дружил. - Что же вы не поделили? - Я забыл. - И я забыл.
- Правильно ли поступили ребята? Почему? Какое правило мы можем с вами здесь найти?
Пятое правило: Не надо ссориться по пустякам.(на доске)
Работа в группах
-А теперь давайте коту Леопольду и Баба Яге поможем соединить друзей. У вас на столах лежат герои, которые потеряли свою пару. Помогите им! (слайд 15)
-Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? Забавный бурундук Чип и… (Дейл) Добрая Белоснежка и… (семь гномов) Забавный Винни-Пух и… (Тигра) Добрый Малыш и… (Карлсон) Доверчивый Буратино и… (Мальвина, Пьеро, папа Карло) Зеленый крокодил Гена и… (Чебурашка) 5. Итог урока, рефлексия деятельности.(слайд 16)
- В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю нам с вами тоже построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, т.е. то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома.
На кирпичиках слова: подарок, счастье, мир, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев, вранье. (на доске)
Наш дом дружбы построен и будем стараться, чтобы в него не попадали плохие кирпичики.
-Давайте с вами повторим правила, которые мы сегодня вывели и расскажем о них коту Леопольду и Баба Яге.
-О чём же главном мы говорили сегодня на уроке? С кем приятно дружить?
-Ребята, а какое настроение было у вас сегодня на уроке? Покажите своё настроение.
-Спасибо всем за урок! Все работали отлично! Молодцы!