Цель: формирование у детей представлений о животных Арктики.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с животными Северного полюса;
формировать элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания
активизировать и расширить словарь признаков;
учить детей снимать напряжение глаз ;
формировать умение свободно использовать для создания образа разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;
Развивающие:
развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
развивать умение красиво, грациозно выполнять физические упражнения под музыку согласовать ритм движений с музыкальным сопровождением.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие ;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, экран , презентация , глобус, конверт с письмом, пластилин, стеки, салфетки, доски для лепки, макет Арктики.
Предварительная совместная деятельность: просмотр мультфильма «Умка», загадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций о природе, животном мире Севера; чтение художественной литературы: А. Членов «Как Алёша жил на Севере» (отрывок из книги «Кто живет в Арктике»,
Занятие начинается с утреннего приветствия: Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх) Как хорошо уметь дружить! (руки соединены в приветствии) Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом) Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе) Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель:Доброе утро, ребята! Сегодня я получила письмо. Интересно кто же его написал? Детям подготовительной группы. Из Северного полюса . Отправитель - белая медведица. Медведица пишет в письме, что потеряла своего озорного медвежонка Умку. Очень просит, чтобы мы помогли его найти. Ребята поможем найти Умку?
Ответы детей.
2.Основная часть.
Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас отправиться в далекое и интересное путешествие. Чтобы нам не заблудиться и правильно выбрать путь, я взяла
с собой глобус. Посмотрите на глобус. Вот эти части Земного шара, которые находятся напротив друг друга, называются полюсами. Как называется полюс, который находится
на юге?
Ответы детей.
Воспитатель: а полюс, который на Севере?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажи, пожалуйста, каким цветом изображены Северный и Южный полюса на глобусе?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, мы отправимся на северный полюс, в Арктику.
А на чем мы будем добираться в Арктику вы узнаете, если правильно отгадаете мою загадку.
Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями.
(Самолет)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А самолет относится, к какому виду транспорта?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда в путь. Становитесь друг за другом в одну линию.
Пилоты
Слайд №1 . Изображение самолета со звуком.
Мы отважные пилоты. (Руки в стороны) Водим в небе самолеты. (Бег по дорожке друг за другом с вытянутыми руками) Над родной землей летаем, Обгоняя птичьи стаи. Хоть взлетаем высоко – Приземляемся легко! (Останавливаются). Дети садятся на стулья.
Слайд №2 Изображение Арктики.
Воспитатель: Ребята , вот и прилетели мы с вами на Северный полюс . Северный полюс – самое холодное место на Земле.
В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние.
Слайд №3 На экране появляется видео северного сияния.
Посмотрите – Северное сияние. Значит мы на северном полюсе! Небо часами переливается разноцветными огнями. Северное сияние –красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же исчезающее. Очень красиво. Ребята, северное сияние какое? (мистическое, радужное, красивое, сказочное, волшебное)
Игра «Какое, какая, какой»
Слайд №4. Изображение сугроба.
Воспитатель: А вот и первый сугроб. А кто там сидит вы узнаете если отгадаете мою загадку.
Неуклюжий и большой, Только в море он герой, С клыками острыми, как нож, Любитель рыбы — бурый… (Морж)
Ответы детей.
Слайд №5. Морж.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит морж? Что у него есть?
Дети: У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты.
Воспитатель: Все правильно, дети. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что под кожей у них толстый слой жира. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета.
Воспитатель: Для чего моржам нужны ласты?
Ответы детей.
Воспитатель: Ласты помогают им передвигаться по суше, плавать и нырять.
Воспитатель: Как вы думаете, где моржи спят, на суше или в воде?
Ответы детей.
Воспитатель: Моржи могут спать и на суше и воде . Питаются они моллюсками, рачками, червями, которых они достают со дна.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Посмотрите, дети здесь еще сугроб. Кто бы это мог быть?
Слайд №6. Изображение сугроба
Целый день лежать не лень –
Толстым должен быть …(тюлень).
Ответы детей.
Слайд №7. тюлень.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?
Ответы детей: Голова, туловище, хвост.
Воспитатель: А что у него вместо лап?
Ответы детей: Плавники.
Воспитатель: Правильно. Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. Также как и моржа, тюленя защищает от холода толстый слой жира.
Слайд №8. Бельки.
Воспитатель: А кто это такой маленький и беленький?
Дети: Это детёныш тюленя.
Воспитатель: Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думает почему? (Потому что они белого цвета).
-Как вы думаете, для чего им этот окрас?
Ответы детей.
Воспитатель: Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоком. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.
Слайд №9.Сугроб.
Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В теплой шубе голубой. (Песец)
Ответы детей.
Слайд №9.Песец.
Воспитатель: Песец очень похож на лисичку, вот только цвет шерсти у него не рыжий, может быть различным (желтовато-серым, белым, голубоватым). Короткая мордочка, уши маленькие и округлые, длинный хвост, короткие лапы. У песца зоркий взгляд, хороший нюх и чуткий слух.
Слайд №10. Сугроб.
Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Северный олень)
Воспитатель: Кто же это?
Ответы детей.
Слайд №10. Олени.
Воспитатель: У оленей длинные ветвистые рога, цвет шерсти, от светло-коричневого до серого, сильные ноги.
Воспитатель: А как же они выживают в таких условиях?
Дети: тело покрыто густой шерстью, которая защищает оленя в суровые морозы.
Воспитатель: Правильно. Питаются они лишайником и зеленым мхом.
Воспитатель: Молодцы. Смотрим дальше.
Слайд №11. Изображение сугроба.
Там где холод снег и лед
Этот дикий зверь живет.
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый. (Белый медведь)
Ответы детей.
Слайд №12. Белый медведь.
Воспитатель: Кажется наш медведь хочет снами станцевать
Физминутка «Песня про белых медведей»
Воспитатель: Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Его вес может достигать 1 тонны, а длинна тела 3 м. У взрослых белых медведей шерсть желтоватого оттенка, потому что они питаются жирной пищей. Белые медведи не впадают в спячку потому, что у медведей круглый год достаточно еды. Питается белый медведь рыбой, тюленями, моржами.
У белого медведя прекрасно развито обоняние, зрение и слух. Благодаря этим способностям он может увидеть и учуять тюленя или морского котика на расстоянии 1 км, а слух позволяет услышать любое движение под толстым слоем льда. Белый медведь – отличный пловец. Как вы думаете, что помогает ему хорошо плавать?
Ответы детей.
Воспитатель: У медведя между пальцами имеются перепонки, как у водоплавающих птиц ими он работает, как веслами.
Ребята , я уверенна что Умка прячется где то здесь. Может он нам покажется, если мы его назовем ласково.
Игра «Назови ласково» (существительные и прилагательные)
Игра «Где находится «Умка» (употребление предлогов)
Слайд№Умка
- где спрятался Умка?
- За льдиной.
-УМКА где стоит?
- Перед льдиной.
- УМКА где отдыхает?
- На льдине.
Воспитатель: Вот мы и нашли нашего маленького друга. А ты так больше не убегай от мамы. Она ведь волновалась, искала тебя.
Звучит аудиозапись Умки. (Извини мама что заставила тебя переживать. Просто я искал себе друзей)
Воспитатель: Что же теперь делать , ребята? Его ведь мы не можем забрать к себе. Давайте мы для Умки слепим друзей, чтобы ему не было скучно. Но наши глаза ослепил белый снег. Дадим нашим глазкам отдохнуть.
Гимнастика для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: белых медвежат мы будем лепить из соленого теста .
(Показ образца)
Берём небольшой кусочек пластилина раскатываем его в толстую колбаску. Длина колбаски должна быть как ширина ладони.
Кладём колбаску на доску. По бокам с помощью стеки разделяем их на два по центру в виде буквы “Х” Серединку оставляем нетронутой.
Определяемся, с какой стороны будут находиться задние лапки мишки. Слегка их раздвигаем так, чтобы между ними поместились передние. Устанавливаем задние лапки на доску, и загибаем внизу верхушку заготовки. У нас получилось туловище сидящего медвежонка.
Переходим к лепке головы. Берём спичку и вставляем в туловище. Спичка нужна для того, чтобы голова надёжно держалась.
Берём кусок, формируем из него шарик. Ушки выщипываем а морду вытягиваем
А нос и глаза мы будем делать из гречневой крупы.
Вылепленную работу располагаем на макете айсберга.
(Детей садятся за круглые столы и работают.)
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими друзьями и отправимся в обратную дорогу. Все готовы к полету?
Физминутка «Пилоты»
3. Завершающий, рефлексивно - корригирующий.
Воспитатель: Где мы сегодня с вами были? Что мы там делали? Вам понравилось наше путешествие? С какими животными вы сегодня встречались? Что больше всего запомнилось?
Дети высказывают свои предположения. Рассказывают, что им больше всего понравилось. Делятся впечатлениями.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом, в виде игры – путешествия. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
Организационная часть «Как хорошо!» была направлена на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Я старалась быть в позиции «рядом».
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут.
Словесные методы (вопросы к детям, загадки, поощрение, игры ) способствовали, закреплению умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закрепила умения отгадывать загадки по характерным признакам. В игре «Какой, какое?» упражняла в образовании признака от предмета.Игра «Где Умка? » способствовало закреплению навыка правильного употребления существительных с предлогом НА, ЗА, ПЕРЕД.
Во время лепки медвежат, дети свободно использовали для создания образа разнообразные приемы, усвоенные ранее
На занятии использовалась музыка Петра Илича Чайковского , которая усиливала эмоциональное восприятие.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, у них сохранился интерес, и внимание на протяжении всего занятия.
Я считаю, что с задачами, которые были поставлены, я справилась и дети тоже.