Просмотр содержимого документа
«"Когда придёт суббота?"»
Урок окружающего мира по программе «Школа России»
Тема: «Когда придёт суббота?»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение основных понятий данной темы.
Задачи на урок:
1.Личностные – формирование уважительного отношения к иному мнению, навыков сотрудничества в разных ситуациях.
2.Метапредметные – формировать умение выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
3.Предметные – познакомить с временами, днями недели; отработать полученные знания
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
2.Самоопределение к деятельности
Древняя мудрость гласит: Послушай и ты узнаешь, посмотри и ты увидишь, сделай и ты научишься.- на доске
-А что это обозначает?
-А вы хотите научиться чему–нибудь новому, узнать, что-нибудь интересное?
-Тогда начинаем.
3. Постановка учебной задачи:
- Поднимите руку, кто знает, как зовут этого любознательного муравья. И как? (Вопросик) - картинка
- За что его назвали Вопросиком? (Задаёт вопросы)
- Целыми днями он спрашивает обо всём на свете.
- А кто отвечает на его вопросы? (Мудрая Черепаха) - картинка
-Муравьишка и сегодня пришёл к нам с вопросами.
- Незнайка пригласили к себе в гости в субботу Муравья Вопросика. Но Муравьишка не знает, когда ему отправиться в гости.
-Как вы думаете, почему? (Он не знает, когда же наступит эта долгожданная суббота).
-Поэтому Муравьишка и обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему?
-На какой вопрос нам надо найти ответ? (Когда придет суббота?)
-Верно. Тема нашего сегодняшнего урока: Когда придёт суббота?
-Постановка целей на урок. (методика «закончи предложения»)
4. Открытие детьми нового знания:
Загадка: Оно весь век бежит вперёд,
И никогда не устаёт. (время) – табличка
-А что такое время? Воспользуемся толковым словарем Ожегова. (читаю значение слова)
-Какое сейчас время года? (зима) (картинка)
-Действие, которое происходит сейчас - это настоящее время. (табличка)
-Какое время года было до зимы? (осень) (картинка)
-Действие, которое было, называют прошлым временем. (табличка)
-Какое время года будет после зимы? (весна) (картинка)
-Действие, которое ещё только будет происходить, называют будущее время. (табличка)
-А сейчас распределите, к какому времени относятся понятия: Вчера, сегодня, завтра (таблички)
_Приведем примеры из прошлого, настоящего и будущего времени.
5. Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, раз – туда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – пристали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
6. Продолжение работы над новым материалом:
- Отгадайте загадку:
Братцев ровно этих семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом,
Попрощается последний,
Появляется передний. (дни недели)
- Сколько дней в неделе?
- Как они называются? (таблички)
- Расположите дни недели в правильном порядке. Работаем в паре. (карточки). Проверяем на доске.
- А сейчас поиграем: раздать детям карточки с названиями дней недели и по команде они должны выстроиться в правильном порядке.
А вы никогда не задумывались, почему дни недели так называются?
Первый день недели – понедельник. Его так назвали потому, что он шёл сразу после недели, а неделей в прежние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали.
Вторник – потому что второй день недели.
Среда – середина недели.
Четверг – очень просто, это четвёртый день недели.
Пятница – опрятница – пятый день недели: в этот день наводили порядок в доме, мылись в бане, готовились к выходным дням.
Суббота – это слово пришло к нам из далёкой страны, где день отдыха приходился не на воскресенье, а на субботу.В нашем языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
Последний день недели – раньше его называли неделей, а теперь – воскресеньем. Как сказано в Библии, в этот день воскрес из мёртвых Иисус Христос.
- Итак, что такое неделя? Это …(семь дней).
7.Закрепление:
То есть, когда мы говорим «неделя», имеем ввиду именно это – количество дней - 7. Значит, если сегодня вторник, а в парк мы пойдём через неделю, то в какой день недели это произойдёт? (Во вторник).
- Сестра приходила ко мне в пятницу, а в следующий раз она придёт через неделю. В какой день недели это будет?(В пятницу).
-День рождения у Коли в понедельник, а сегодня только среда. Сколько дней до дня рождения Коли?(5).
- Работа с недельным кругом.
– Какой сегодня день недели? Раскрасьте красным цветом.
– Какой день недели был вчера? Раскрасьте синим цветом.
– Какой день будет завтра? Раскрасьте зелёным цветом.
– Какой будет последний день недели? Раскрасьте жёлтым цветом.
- Какой день недели будет перед ним? Раскрасьте в голубой цвет.
- Назовите все дни недели по порядку.
-Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?(Четверг)
-Если сегодня суббота, то какой день недели был позавчера?( Четверг)
-Если сегодня пятница, то какой день недели будет послезавтра?(Воскресенье)
-Какой день идёт после понедельника?(Вторник)
-Какой день недели идёт перед пятницей?(Четверг)
-Какой день стоит между понедельником и средой?(Вторник)
-Назовите соседей понедельника.(Воскресенье).
- Ответьте Муравьишке, когда же придет суббота?
- Посмотрите на двух мальчиков. Кто из ребят скажет, что время летит? А кому покажется, что оно идет медленно – медленно? Почему вы так думаете?
8. Подведение итогов урока
-Наша жизнь очень быстро идёт. Надо беречь и дорожить каждой минуткой, чтобы не произошло так как в сказке Е.Л. Шварца. (Учитель читает отрывок из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».)
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
- Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».
И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:
- Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
- Кто меня зовет?
- Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.
- А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тетя Наташа.
- А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:
- Ой!
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
- Тетя Наташа, что с вами?
- Как что? — отвечает тетя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
- Какой же я дедушка? - спрашивает мальчик. – Я - Петя, ученик третьего класса.
- Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тетя Наташа.
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:
—Мама! - и выбежал прочь из школы. Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
Мама открыла ему дверь. Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
- Вам кого, дедушка? - спросила мама наконец.
- Ты меня не узнаешь? - прошептал Петя.
- Простите, нет, — ответила мама.
Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.
Сказка заканчивается словами: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».