Цели урока: формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с жаркими районами земли, с животными этих районов, показать связь между природными условиями и животным миром; учить элементарным приёмам работы с глобусом.
Оборудование:
физическая карта мира с прикреплёнными фигурками слонов;
письма «от слона»;
цветик-семицветик;
глобус;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку (Приложение 1);
карточки с новыми понятиями;
шаблоны, изображающие слона на каждого ученика (Приложение 2);
цветные карандаши;
клей на каждого ученика;
модель саванны, нарисованная на листе ватмана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока: формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с жаркими районами земли, с животными этих районов, показать связь между природными условиями и животным миром; учить элементарным приёмам работы с глобусом.
Оборудование:
физическая карта мира с прикреплёнными фигурками слонов;
письма «от слона»;
цветик-семицветик;
глобус;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку (Приложение 1);
карточки с новыми понятиями;
шаблоны, изображающие слона на каждого ученика (Приложение 2);
цветные карандаши;
клей на каждого ученика;
модель саванны, нарисованная на листе ватмана.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Вы за парты тихо сели На меня все посмотрели.
II. Целеполагание, определение темы урока.
Учитель: Какие задания вам хотелось бы выполнять сегодня на уроке?
Хочется ли вам узнать что-то новое? Почему?
Какие цели вы сегодня на уроке перед собой ставите?
Сегодня ночью мне приснился странный сон. Что под вулканами пасётся дикий слон. Он в шубе, в шапке, в валенках, А с ним слонёнок маленький. Вот чудо-то среди зимы!
Слайд 1 («Где живут слоны?»)
А где же на Земле живут слоны?
Ученики: Слоны живут в Африке и в Индии.
Учитель: Что вам помогло ответить на мой вопрос?
Ученики: Карта с картинками слонов.
Учитель: Сегодня мы должны ответить на ещё один вопрос.
Слайд 1 «Почему слоны не живут на Камчатке?»
Что нам поможет ответить на этот вопрос?
Ученики: Глобус, наши знания с предыдущих уроков и новые полученные знания.
III. Изучение нового материала.
1. Уточнение представлений о пространственном образе Земли по глобусу.
Учитель: К нам пришло письмо из далёкой Африки. Кто хочет его прочитать?
Письмо:
Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в гости. Африканский слон.
Учитель: Вы догадались, куда мы отправимся сегодня в путешествие? С кем мы познакомимся?
Ученики: Мы окажемся в Африке и познакомимся с африканским слоном.
Оказаться в Африке нам поможет цветик-семицветик.
Учитель предлагает детям встать и произнести «волшебные» слова вместе сним, слова сопровождаются движениями.
Лети, лети лепесток, Через запад (руки налево) на восток (руки направо), Через север (руки наверх), через юг (руки вниз), Возвращайся, сделав круг (поворачиваются на месте).
Выходит ученик к доске и отрывает лепесток, на котором написан текст. Ученик читает:
Лишь коснёшься ты земли. Быть по-нашему вели! Вели нам оказаться в Африке.
Учитель: Подойдите к глобусу (ученики становятся вокруг глобуса). Вспомните, как называется воображаемая линия по обе стороны, от которой находятся жаркие районы?
Учащиеся: Экватор
Учитель: Мы отправимся в Африку. В Африке жарко или холодно?
Сменяются ли там времена года?
Учащиеся: Жарко потому, что Африка находится в районе экватора.
Учитель прикрепляет на доску карточки:
экватор
Африка
Учитель: Если мы отправимся путешествовать в этот район, какой будет наша одежда? Почему.
Учащиеся: Нам нужна лёгкая, летняя одежда.
2. Демонстрация презентации с рассказом учителя.
Слайды 2, 3 (слон)
У кого не замирает сердце при виде взрослого Африканского слона, когда чем-то встревоженный или рассерженный он принимает угрожающую позу.
Поднятые уши, растопыренные от страха или ярости, образуют полотнище во всю длину нашего класса. А высотой взрослый слон превышает высоту нашего класса. Напряжённый хобот вытянут на два с лишним метра, ноги выглядят как колонны. Нормальная продолжительность жизни слонов 60 лет и более. Но это при том условии, если люди не будут тревожить этих животных.
Самое удивительное у слона – это хобот. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли и огромное бревно, и маленькую ягодку. Хоботом слоны общаются и выражают свои чувства.
Слайд 4 (саванна)
Слоны обитают в саванне. Это африканская равнина, покрытая травянистыми растениями и отдельно стоящими группами деревьев акации.
Слайд 5 (стадо)
Стада слонов бродят по саванне в поисках пищи, воды и убежища от палящего солнца.
Слоны ведут групповой образ жизни. Группа слонов это семья, состоящая из бабушек, мам и слонят разных возрастов. Папы-слоны живут отдельно. Слоны-девочки остаются в семье, а слоны – мальчики в 10–15 лет уходят в самостоятельную жизнь.
Слайд 6 (общение)
Слоны общаются. Но не словам, как люди, а знаками и прикосновениями. Например, молодой слон кладёт свой хобот в знак приветствия в рот старому слону, а старая бабушка может и шлёпнуть хоботом молодую слониху, если недовольна ей.
Слайд 7 (слонёнок)
Очень ласкова мама слониха со своим малышом. Она гладит его хоботом, прикасается к нему. И вообще малышей в слоновьей семье любят все.
Слайд 8 (драка)
Молодёжь любит поиграть, а молодые слоны и подраться. В такой притворной драке они учатся защищаться.
Слайд 9 (еда)
Главное занятие слона - это еда. По 16 часов в день слон жуёт и пережёвывает растительную пищу, что бы обеспечить энергией своё огромное тело. Слоны едят в основном траву, обрывают молодые веточки акаций, любят дикие сливы.
Слайд 10 (вода)
Взрослому животному требуется сто литров воды в сутки. В жаркий день слоны любят выкупаться в тёплой воде. Во время засухи слоны копают колодцы. Передними ногами они разгребают песок в том месте, где текла река. В таких слоновьих ямах на дне выступает вода.
Слайд 11 (песчаный душ)
Толстая кожа слонов очень чувствительна к укусам насекомых. Для защиты от насекомых слоны посыпают себя песком.
Слайд 12 (белые слоны)
В разных районах Африки слоны могут быть и белыми и рыжими и даже красными. Это зависит от цвета песка, которым они себя посыпают.
Слайд 13 (слон)
Слоны очень умные животные. Они умею учиться, запоминать, грустить и радоваться, помогать друг другу.
IV. Физминутка.
Учитель: Нам пора возвращаться.
Лети, лети лепесток, Через запад (руки налево) на восток (руки направо), Через север (руки наверх), через юг (руки вниз), Возвращайся, сделав круг (поворачиваются на месте).
Выходит ученик к доске и отрывает лепесток, на котором написан текст. Ученик читает:
Лишь коснёшься ты земли. Быть по-нашему вели! Вели, чтобы мы оказались на полуострове Камчатка.
V. Продолжение изучения нового материала.
1. Уточнение представлений о пространственном образе Земли по глобусу.
Учитель: Посмотрите на глобус. Вот наш полуостров. Близко ли он расположен к экватору?
Ученики: Наш полуостров расположен к северу от экватора. Он находится далеко от экватора.
2. Могут ли на Камчатке жить слоны?
Слайд 14 (вулкан на Камчатке)
Слон прислал нам ещё одно письмо. Кто хочет его прочитать?
Письмо:
Дорогие дети! Я хочу приехать жить на Камчатку.
Учитель: Сможет ли слон жить на Камчатке?
Ученики: высказываются
Учитель: Похож ли климат на Камчатке на климат в Африке?
Ученики: Нет, климат на камчатке совсем другой. У нас происходит смена времён года, летом достаточно низкая температура воздуха, зимой лежит снег и холодно, другая растительность.
Учитель прикрепляет на доску карточки:
смена времёна года
низкая температура воздуха
другая растительность
Учитель: А ещё там, где обитают слоны саванна. Это равнина. А на Камчатке местность гористая.
Учитель прикрепляет на доску карточки:
равнина
гористая местность
VI. Эмоциональный отклик «подарок слону».
Учитель: Чтобы слон не расстраивался, что он не сможет жить на Камчатке, давайте сделаем ему подарок. Возьмите шаблон слонёнка, раскрасьте его.
Поместим весёлых слонят в Африканскую саванну.
На листе ватмана заранее учитель рисует пейзаж саваны. Ученики раскрашивают заранее вырезанных из белой бумаги слоников и при помощи клея крепят на пейзаж.
VII. Итог урока.
Учитель задаёт вопросы и выслушивает ответы учеников.
Вам понравилось путешествовать по разным районам Земли?
С кем мы сегодня познакомились?
Почему слоны не живут на Камчатке?
Что особенно понравилось на уроке?
Что было трудным?
VIII. Домашнее задание.
Слоны живут ещё и в Индии. Кто захотел расширить свои знания о слонах?
Для этого прочитайте статью в учебнике об индийских слонах.
А остальные ребята нарисуйте рисунок, изображающий африканских слонов.