Просмотр содержимого документа
«Где живут белые медведи?»
Где Живут Белые медведи?
Ход урока
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок «Окружающий мир». Посмотрите все ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник . Улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте всем успехов. Я желаю вам хорошо потрудиться, при этом относитесь друг к другу всегда по доброму, работайте, мыслите красиво. Не зря народная мудрость гласит: “Где красота – там доброта”.
2. Актуализация знаний.
– Ребята,
– На какой вопрос мы искали ответ на прошлом уроке?
– Когда наступит лето?
– К какому же мы пришли выводу – Когда наступит лето?
– Лето наступит после весны.
– А какие еще времена года вы знаете?
– Зима, весна, лето, осень.
– После какого времени года идет осень? зима? весна? лето?
– Сколько месяцев в году?
– Назовите первый месяц? последний?
– Назовите месяцы зимы? лета? осени? весны?
– Я утверждаю, что август, сентябрь, октябрь – это зимние месяцы. Вы со мной согласны?
Молодцы.
3. Постановка учебной проблемы. Ребята, давайте поиграем в игру «Кто где живет». Внимание на экран. Пред вами планета земля, нам нужно расселить животных по месту их обитания. Кто это? Волк. Где живет волк? В лесу. Значит поселим его в лесу.
Кто это? Кит. Куда поселим кита? В океан.
Это пингвины. Куда поселим пингвинов? Туда где холодно, на лед. На какой верхний или нижний лед? Или нет никакой разницы?
Это белый медведь. Куда поселим медведя? Тоже туда где холодно, на лед. На какой верхний или нижний лед? А кто знает как называется место обитания пингвинов и белого медведя? Побуждение -Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем? Слова учеников -Не знаем, где живут пингвины и белые медведи. Проблема - Так какая сегодня тема урока? Слова учеников Где живут белые медведи? И где живут пингвины?
Поиск решения
Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся в путешествие и исследуем эти районы.
Обратите внимание,какого цвета макушка у глобуса (голубого) , а если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы увидим «белую шапку». Так обозначены два полюса – Северный (вверху)и Южный(внизу). полюс.(Поместить на доску) - Как вы думаете, что обозначает белый цвет? Слова учеников -Цвет снега Слова учителя - А раз здесь повсюду снег и лёд, значит, тут холодно.
Ну раз там холодно, прежде чем отправиться на северный полюс, надо вооружиться всем необходимым. Что нам понадобиться на Севере? (куртка, шапка, варежки, сапоги, снегоход).
Физминутка Встаньте все около своих парт. Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд, Раз, два, три, четыре, Полетел наш самолёт.
Итак, мы с вами на Северном полюсе. Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда. Перед вами раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры по безмолвным снежным просторам. (Звук ветра).
Издавна эту область Земли называют Артикой....
Когда шли слайды, вы обратили внимание, если здесь какие- то растения животные. Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные, растения.
Давайте обратимся за помощью к учебнику. Откройте стр. 12. найдите рисунок. Что мы видим? Где находятся эти животные? На льдах Северного Ледовитого океана. Значит, несмотря на суровый, холодный климат, к этим условиям смогли приспособиться некоторые животные. Назовите этих животных.
Но все-таки хозяин на Северном полюсе это, конечно,белый медведь. Итак, значит, где мы встречаем белого медведя? в Арктике на Северном полюсе.
Посмотрите на этих животных и подумайте как они приспособились к низким температурам? Что им помогает?
Сам облик арктических животных свидетельствует о непрестанной борьбе с холодом. Густой, очень длинный мех — песца, белого медведя, северного оленя, густое и плотное оперение кайр и других морских птиц или, наоборот, очень рыхлое, задерживающее много воздуха оперение белой совы, толстый слой подкожного жира у тюленей предохраняют животных от потери тепла. Сохранять тепло многим арктическим животным помогает и компактное телосложение. Для них характерны небольшие размеры выступающих частей тела — короткие ноги, уши, у птиц — клювы. Защитная окраска — умение животных или растений маскироваться в окружающей среде, чтобы стать почти незаметными. Это спасает их от хищников.
Значит, кто является хозяином Арктики?
Белый медведь. Белый медведь самый большой и самый сильный из медведей. Весит до 700 (семисот) килограммов. Однако, медвежата рождаются даже более маленькими, чем человеческие дети. У него превосходный нюх. Их кожа на самом деле черная. Язык из-за того, что к нему поступает много крови бывает иногда синего цвета. Белый медведь является отличны пловцом, часто может плыть в течении нескольких дней. Он не впадает в спячку. Он хищник, излюбленная пища белых медведей — тюлени, рыбы, морские водоросли. Вот такой он — хозяин белых северных пустынь.
Кроме белых медведей на Северном Ледовитом океане живут и другие животные. Давайте с ними познакомимся.
Морж. Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это не совсем бивни, а просто большие верхние клыки. Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или снегу. Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он плавает и передвигается по льду. У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной.
Тюлень. Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Конечности тюленя представляют собой ласты. Причем передние ласты у них действуют как вёсла, а задние — как руль. Шерсть тюленя состоит из коротких, жестких и редких волос и не может предохранять тело от охлаждения. Что же помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде? Эту роль выполняет толстый слой подкожного жира. Тюлени – хищники, питаются они моллюсками, ракообразными, рыбами.
Поморник Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить поморника. Пища поморников очень разнообразна, начиная от птичьих яиц и заканчивая мелкими грызунами. Но основной рацион составляют рыбы. Также нередко поморники промышляют грабежом: отбирают добычу у других птиц. Поморник – это хищник, и в этих холодных районах он находит для себя много корма.
Треска. Треска – это большая морская рыба, она является хищником. Ведет стайный образ жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды. Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому чувствует она себя здесь хорошо. Учитель: - Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах Северного Ледовитого океана. Мы познакомились лишь с самыми распространенными.
На северном полюсе мы побывали, а теперь отправляемся на противоположный южный полюс. Давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса. (Антарктида).
- Почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет? Разве на юге может быть холодно? (Да, Антарктида тоже покрыта снегом и льдом).
- Так что же общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой? (Везде есть лёд, снег).
А отличие их в том, что на Северном полюсе океан покрыт льдом, а на Южном полюсе суша покрыта слоем льда.
Физкультминутка.
Итак, нас приветствует Антарктида. Бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из снега. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры. Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше. Антарктида – снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов. Средние температуры зимних месяцев — от −75 до −60 °С, а летних — от −50 до −30 °С; Следует отметить, что зимними месяцами в Антарктиде (как и во всём южном полушарии) являются июнь, июль и август, а летними — декабрь, январь и февраль.
Как вы думаете, а на самом холодном районе Земли могут жить животные?
Давайте, посмотрим какие животные обитают в этом районе на стр. 13 учебника. Называют животных.
Самый яркий представитель животного мира Антарктиды — это, конечно, пингвины.
Посмотрите, а как здесь животные приспособились еще более суровому климату.
Тело животных имеет гладкую, обтекаемую форму, дающую возможность беспрепятственно скользить в толще океанических вод , а под кожей имеется толстая жировая прослойка, защищающая от лютых морозов.
Самый яркий представитель животного мира Антарктиды — пингвины. Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Ростом они около метра. Оперение у пингвинов очень густое, хотя нет пуховых перьев, но под кожей у них есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров. Пингвины не любят ходить по рыхлому снегу, т.к. проваливаются в него. Чтобы комфортно передвигаться во время потепления, они ложатся на живот и скользят используя для отталкивания крылья и лапки. Пингвины рождаются абсолютно голыми. Одежда из перьев формируется в течении несколько недель. Пингвинья способность к вертикальному хождению связанв с тем, что их короткие и толстые лапки расположены немного позади. Вот какая необычная птица живет в Антарктиде.
Морской леопард. Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название. Морские леопарды питаются тем, что можно встретить в воде. Часто их можно встретить на льдинах мирно посапывающих.
Альбатросы. Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Из всех прочих птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться. Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых островах, круто поднимающихся из моря. Питаются альбатросы кальмарами, рыбой, охотясь на поверхности моря или ныряя за добычей с воздуха. Размах крыльев достигает рекордной величины - более трёх метров.
Ледяная рыба. А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост - в крови ледяной рыбы содержатся специальные вещества, предотвращающие её замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способна вырасти лишь до шестидесяти сантиметров в длину.
Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу.
Давайте повторим, то, что сегодня узнали.
В каких самых холодных районах Земли мы с вами побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
Покажите эти районы на глобусе.
Какие полюса здесь расположены? (Северный и Южный)
Чем похожи эти районы? ( здесь холодно много снега и льда)
Чем отличаются эти районы? ( обитателями, один на океане, другой на материке)
Одни и те же и разные животные встретятся в этих районах ( разные)
Ребята, а у меня к вам интересный вопрос.
Подумайте охотятся ли белые медведи на пингвинов? ( нет т. к. они обитают на разных полюсах).
На какие два вопроса мы должны были найти ответ?
Так где живут белые медведи, где живут пингвины? Ребята, вы отлично работали на уроке, надеюсь, узнали много нового и интересного. Спасибо за урок.
IX. Рефлексия. - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что-то новое, если вам понравилось работать в группах и выполнять задания, вы выбираете веселого пингвинчика и приклеиваете его на лист ватмана, а если нет, значит, грустного пингвина. На доске прикреплен ватман.