kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

«Где живут белые медведи?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие!Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах Земли!

Просмотр содержимого документа
««Где живут белые медведи?»»

Технологическая карта к уроку окружающий мир в 1 классе

Тема урока

«Где живут белые медведи?»

Учитель

Ванькова В.Ю.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Цели

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах Земли и о животных , обитающих на этих территориях.

Задачи урока

  1. Образовательные : дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни и природными условиями;

  2. развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся;

  3. воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности;

Основные термины и понятия:

Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.


Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные:

- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Метапредметные:

(Регулятивные УУД)

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности ,поиска средств её осуществления;

- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета;

(Коммуникативные УУД)

- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

- готовность слушать собеседника;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения ;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, активно оценивать своё собственное поведение и поведение окружающих;

(Познавательные УУД)

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

-овладение логическими действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;



Ресурсы:


Доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фиксация результатов


1.Орг.момент, мотивация

к учебной деятельности.



Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее.

Говорят,улыбка- это поцелуй души.Подарите улыбку всем присутствующим сегодня на уроке. - Сегодня на урок к нам пришли гости. Сегодня на уроке вас ждут большие и маленькие открытия.


Положительный обоюдный настрой на работу.







2. Актуа-лизация знаний.


А помогут узнать нам новое и интересное наши постоянные помощники: Муравьишка- Вопросик и Мудрая Черепаха. Они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы.

- Какие вопросы на прошлом уроке задавал Муравьишка Мудрой Черепахе? ( Когда?) На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?

( Когда придёт суббота? Когда наступит лето?)







Дети вспоминают пройденные темы.







Дети работают с сигнальными карточками (+ -)

На доске рисунок

Муравьишки и Мудрой Черепахи.



3. Постанов-ка учебной задачи, формулировка темы урока.


Вам нужно отгадать загадку:

Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает. (Белый медведь)

(Учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)-Элька

-Какова же сегодня тема урока? О ком будем говорить?

Где живут белые медведи?

- Что бы вы хотели узнать об этих животных?

  • Чем питаются?

  • Где живут?

  • Кто соседи?

  • Как приспосабливаются?

  • Чему научимся?Что узнаем?


Дети расселяют животных. Сомневаются, куда расселить пингвина и белого медведя. Предлагают разные варианты.






Дети называют.













Учитель открывает закрытые предварительно вопросы Муравьишки.


4.Решение учебных задач, изучение нового

Работа в паре.





- Раз вы такие любознательные, Муравьишка приглашает вас в путешествие.

- Есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно?

-Мы отправляемся туда, где всегда зима. Но мы с вами одеты не по погоде, нам срочно необходимо вооружиться всем необходимым. Поработайте в паре и определите, что нам необходимо.

-Что из этих предметов нам понадобится, выберите картинки!

- Проверим: если вы согласны - хлопаете, если нет - просто сидите!




Обсуждают в паре какие предметы понадобятся и приходят к общему решению.






На столе лежат карточки.





5.Изучение новой темы в сотворчестве с учащимися.


а)Практичес-кая работа с использова-ниием глобуса.























б) Рассказ о белом медведе. Работа с текстом.




























в) Фронталь-ная беседа на основе презентации

- На уроке нам с вами необходим очень важный предмет. А какой узнаете, если отгадаете загадку.

Чтоб изучить пустыни, горы

И океанские просторы,

Все острова, материки

И берега большой реки.

Не нужен поезд иль автобус

Поможет славный школьный … ( глобус)

- Что такое глобус? (модель земли)- модель - это

-Мы взяли с собой тёплые вещи. А как на глобусе можно увидеть, что там холодно?

- Давайте рассмотрим глобус и попробуем догадаться, где же постоянно холодно?

- Какой цвет нам поможет? (белый)

- Правильно. Давайте прочитаем, что написано на этих участках. Сначала на верхнем участке.

- Каким цветом на глобусе обозначаются океаны?

-Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет?

Правильно, большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Кто знает, где он располоден?

Северный Ледовитый океан занимает очень большую территорию вокруг Северного полюса. Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве снега и льда. Где гуляют холодные ветры по безмолвным снежным просторам.

- Ребята, посмотрите, кто это нас встречает?

В океане тёмно-синем

Лапой выудив моржа,

На полярной толстой льдине я дрейфую не дрожа.

( Белый медведь)

– Нас встречает белый медвежонок Элька.

– А кто его соседи на Северном полюсе?

- Чем они похожи? Зачем им мех? жир?



П О Н И К М О Р Ж Р М О



Л Е Т Ю Н Ь Р Е Т С К А



– Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте еще раз, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень)

- Кто такой белый медведь?

_ Послушайте, как он грозно рычит.

- Догадайтесь, почему природа наделила его белым цветом шерсти?

А что для вас приготовила Мудрая Черепаха. Давайте посмотрим в конверт с рубрикой «Это интересно». У каждого на парте лежат тексты. Вы из него выделяете то, что вы не знали про медведя (звездочкой).

Куда не погляди - везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему . Шуба, конечно, не выдаст. Она белая на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный- ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Замаскировался. «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. Неудивительно: 700 кг весит медведь. Услыхал тюлень хруст и был таков: в воду соскользнул. Не повезло медведю.

- Что вы узнали о белом медведе?

Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое и самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3 метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом.

Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находится в воде. Вода не проникает им под шубу, поэтому они всегда остаются сухими. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.

-А кто же ещё живёт на Северном полюсе?

Морж (послушайте, какой звук он издаёт)

В паре вы читаете текст и отвечаете на вопросы. Одну пару мы выслушаем.

Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это не совсем бивни, а просто большие верхние клыки.

- Ребята, подумайте и скажите, какую роль выполняют клыки в жизни моржа?

- Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или снегу.

Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он плавает и передвигается по льду.

Тюлень (послушайте, какой звук он издаёт)

Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.

- Ребята, скажите, а чем внешне похожи тюлень и морж?

- Конечности тюленя представляют собой ласты. Причем передние ласты у них действуют как вёсла, а задние — как руль.

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, что же помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде?

- Правильно, эту роль выполняет толстый слой подкожного жира.

- Тюлени – хищники, и питаются они моллюсками, ракообразными, рыбами.

Поморник (послушайте, какой звук он издаёт) - Поморники издают звуки, похожие на карканье вороны.

Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить поморника. Пища поморников очень разнообразна, начиная от птичьих яиц и заканчивая мелкими грызунами. Но основной рацион составляют рыбы. Также нередко поморники промышляют грабежом: отбирают добычу у других птиц. Поморник – это хищник, и в этих холодных районах он находит для себя много корма.

А теперь внимательно меня послушайте и догадайтесь о ком я вам расскажу!

Треска – это большая морская рыба, является хищником. Ведет стайный образ жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды.

Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому чувствует она себя здесь хорошо.
Треска — северная рыба, обитающая во льдах Арктики. Достигает крупных размеров до 2 метров, растет треска в течение всей жизни. Эти рыбы имеют удлиненное тело, покрыты мелкими зубчатыми чешуйками. Голова большая, с огромным ртом. На подбородке имеется длинный усик. Окраска зеленовато-серая. Вся она покрыта темными пятнами

Питается червями, моллюсками и другой мелкой рыбой. Треска — одна из важнейших промысловых рыб, каждый год ее вылавливают в огромных количествах.


- Ребята, это далеко не все представители животного мира Северного Ледовитого океана. Мы познакомились лишь с самыми распространёнными её обитателями.







Это уменьшенная модель Земли.





Белым. Холодно там, где участки земли окрашены в белый цвет. Северный Ледовитый океан.

Обозначены белым цветом,потому, что он покрыт снегом и льдом.




Хищник.

Слушают рычание медведя.

Благодаря белому цвету он легко находит убежище среди белизны окружающих его льдов.




Дети воспроизводят услышанные сведения о белом медведе.







Дети рассматривают иллюстрации животных на презентации.







Учитель показывает глобус.



Учитель пока-зывает на гло-бусе указкой Северный полюс.





Включить звук





«Это интерес-но»

Учитель читает рассказ о белом медведе.












6.Физкульт-минутка

А теперь все дружно встали

И как мишки зашагали,

Будем делать повороты

Выполняйте всё с охотой.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. «Колыбельная медведицы»

Дети выполняют упражнения, повторяя за учителем.


7. Продолже-ние изуче-

ния новой темы.



а) Фронталь-ная беседа на основе презентации























б) Просмотр фильма о птнгвинах.



8.Физкульт-минутка для глаз


9. Продолже-ние изуче-

ния новой темы.


Продолжим наше путешествие. Противоположным Северному полюсу является…..

А сейчас мы отправимся на Южный полюс (на доске появляется)

Но разве на юге может быть холодно?

Давайте прочитаем. Что написано на нижней части глобуса (кто-то из детей показывает)

Давайте рассмотрим . Какой цвет здесь преобладает?

Почему Антарктида окрашена в белый цвет?

Посмотрите, это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Называется он Антарктида. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры.

- Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одеж­ду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно.)

Какие животные здесь обитают? Знакомы ли они вам?

(Да, это пингвины.)

Отгадайте загадку.

Птица он, но не летает.

В чёрных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Сейчас мы с вами посмотрим фильм и расскажете,ч то же узнали о пингвинах.

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки! Именно так одевались тогда мужчины в торжественных случаях.

Учёные специально приезжают в суровую Антарктиду, чтобы узнать, чем питаются эти птицы, как выводят птенцов, как выдерживают страшные морозы.

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Ростом они небольшие: всего лишь около метра.

Действительно, голова и спинка у них чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда они прогуливаются по берегу, то кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. Оперение у пингвинов очень густое, хотя нет пуховых перьев, но как вы думаете, что их спасает от холода?

- Верно. Под кожей у них есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров.

- В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из него сделать в Антарктиде, поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают своих птенцов, а «выстаивают». Пока мама-пингвиниха «выстаивает» яйцо, пищу её добывает и приносит папа-пингвин.

- Давайте посмотрим на этих удивительных птиц.

Вот какая необычная птица живёт в Антарктиде.

-А кто же ещё живёт на Южном полюсе?

Морской леопард

Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название.

- Охотятся они в основном в воде, где и разделываются со своей добычей.

- Как вы думаете, чем питается морской леопард? (Рыбой, пингвинами)

Альбатрос

Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Из всех прочих птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться. Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых островах, круто поднимающихся из моря.

- Как вы думаете, чем питаются альбатросы?

- Питаются альбатросы кальмарами, рыбой, охотясь на поверхности моря или ныряя за добычей с воздуха. Размах крыльев достигает рекордной величины - более трёх метров.

Ледяная рыба

А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост - в крови ледяной рыбы содержатся специальные вещества, предотвращающие её замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способна вырасти лишь до шестидесяти сантиметров в длину.

Итак, северный и Юный полюса находятся на противоположных частях глобуса. Что общего между Северным ледовитым океаном и Антарктидой!

Южный



Антарктида.


Она тоже покрыта снегом и льдом.








Дети рассматривают иллюстрации животных на презентации.
















Просмотр фрагмента фильма.



Дети выполняют физкультминутку.





Дети рассматривают иллюстрации животных на презентации.

















Везде есть снег и лёд.























10.Первичное закрепление.




Рассмотрите карточки с животными и разложите их на листы, в зависимости от того, кто где живёт.

- Проверим. Откройте учебники на с.12, 13 и проверьте правильность выполнения задания.

- Ребята, Мудрая Черепаха хочет проверить, как мы работали на уроке. Она приготовила нам интересный вопрос. Прочитаем его.

Подумай, охотятся ли белые медведи на пингвинов?

«Смогут ли подружиться Элька и Лоло?»

Выполняют задание и проверяют по учебнику


Нет, так как живут на разных полюсах.


Учебник

с.12,13




11. Подведе-ние итогов урока



- Какая задача стояла перед нами сегодня на уроке?

- Выполнили ли мы её?

Давайте сделаем вывод из нашего урока. А поможет нам в этом Мудрая черепаха.

Она подготовила текст, в которых пропущены слова. Прочитайте и вставьте их.

«На Земле есть холодные районы - ______________________________________ и _______________. Там живут разнообразные _____________. Они хорошо приспособились к ____________ условиям».

А теперь прочитайте в учебнике на с. 13 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своим текстом.






Дети формулируют самостоятельно вывод и сверяют с выводом в учебнике.


12. Рефлексия


Учитель подводит итог урока:

Что нового и интересного вы для себя узнали?

-Чему научились?

- Оцените свою работу на уроке с помощью памятки.

Памятка самооценки : .

1.Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Где живут белые медведи?»

Автор: Ванькова Виктория Юрьевна

Дата: 22.02.2019

Номер свидетельства: 501005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему "Где живут белые медведи?" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-na-tiemu-gdie-zhivut-bielyie-miedviedi"
    ["file_id"] => string(6) "156746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421484437"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»  (УМК «ШКОЛА РОССИИ» 1 КЛАСС) "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-gdie-zhivut-bielyie-miedviedi-umk-shkola-rossii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "169182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423383572"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»  (УМК «ШКОЛА РОССИИ» 1 КЛАСС) "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-gdie-zhivut-bielyie-miedviedi-umk-shkola-rossii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "169190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423384625"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Где живут белые медведи?" "
    ["seo_title"] => string(29) "gdie-zhivut-bielyie-miedviedi"
    ["file_id"] => string(6) "177837"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424713333"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспек урока на тему "Где живут белые медведи?""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiek_uroka_na_tiemu_gdie_zhivut_bielyie_miedviedi"
    ["file_id"] => string(6) "466789"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524068361"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства