– Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о правилах дорожного движения и о поведении на дороге. На доске висит письмо. Ребенок читает. – Маленький автомобильчик ищет друзей. Мне очень грустно одному и не с кем играть. Мой адрес Ромашковая улица, дом 1. – Хотите подружиться и поиграть с маленьким автомобильчиком? Ответы детей – Тогда отправляемся в путь.
Город, в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с букварем, Вот она, азбука, – над головой: Знаки развешаны над мостовой. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок. Азбуку города помни всегда Чтоб не случилась с тобою беда.
– Мы оказались в городе. Перед нами много машин. Где это мы оказались? Что это за тропинки, по которым едут машины и идем мы? Ответы детей. – Правильно, тропинка, по которой едут машины – называется дорога, а мы идем по тротуару. – Чтобы попасть к маленькому автомобильчику, нам нужно перейти дорогу. Чтобы узнать, как это сделать, давайте отгадаем загадки.
Ты навсегда запомни строго, Не место для игр – дорога. Кто пешком всегда идет. Догадались? (Пешеход.)
Сто препятствий на пути, Как дорогу перейти? Безопасно проведет … (пешеходный переход.)
– Так что же нам поможет перейти дорогу? Ответы детей. – Переходы бывают наземные, подземные, надземные. – Идем дальше. Скучно идти, молча, давайте споем песенку:
Пусть бегут неуклюже Пешеходы по лужам, А авто ждут зеленый сигнал, Знает каждый ребенок Красный свет светофора Просит, чтоб ты чуток подождал.{1}
– Почти пришли. До домика маленького автомобильчика нас отделяет всего лишь одна дорога. – А перейти ее нам поможет то, о чем мы пели. – Что это? Ответы детей. – Правильно, это светофор.
С виду он грозный и серьезный, Очень важный светофор, С перекрестка, с перекрестка На меня глядит в упор.
Нужно слушаться без спора Указанья светофора, Нужно правила движенья, Выполнять без возраженья!
Я растерялся, я пропал, Не зная знаков светофора, Чуть под машину не попал! Кругом троллейбусы, трамваи, То вдруг автобус на пути, Признаться честно, я не знаю, Где мне дорогу перейти. Ребята, вы мне помогите, И, если можно расскажите, Дорогу как переходить, Чтоб под трамвай не угодить!
Старики идут и дети, Не бегут и не спешат, Светофор для всех на свете Настоящий друг и брат!
Правил на свете немало Все бы их выучить вам не мешало, Но основное из правил движенья Знать, как таблицу должны умножения, На улице – не в комнате, О том, ребята, помните!{2}
– Где располагается светофор? Ответы детей. – На самых опасных участках дороги. – У светофора три глаза. Один – добрый, другой – строгий, третий – предупреждающий. Какой глаз будет добрым? (Зеленый). Злой? (Красный). Предупреждающий? (Желтый). – Вот что о себе рассказывают сам светофор:
Самый строгий – красный цвет. Если он горит: «СТОЙ»!
Дороги дальше нет, путь для всех закрыт». Чтоб спокойно перешел ты, слушай наш совет: «Жди! Увидишь скоро желтый в середине свет». А за ним зеленый свет вспыхнет впереди, Скажет он: «Препятствий нет, смело в путь идти!»
– Такие цвета выбрали не случайно. Красный цвет – цвет тревожный. Он напоминает об опасности. Желтый - цвет предупреждения. Будь внимателен! Зеленый цвет – спокойный, приятный. Смело переходи дорогу. Светофоры бывают транспортными, у которых три сигнала, и пешеходные, предназначенные для пешеходов. Они имеют две секции с изображениями красного неподвижного человечка и зеленого шагающего. Вот мы и добрались. Давайте поиграем.
Дети берут мячи разного цвета: красного, зеленого.
– Игра называет «Да или нет». Я прочту стихотворение, а вы отвечайте, если «да», поднимаете зеленый мяч, если «нет» - красный.
Можно идти через улицу? (Да). Быстрая в городе езда? (Да). Правила знаешь движения? (Да). Вот в светофоре горит красный свет, Можно идти через улицу? (Нет). Ну а зеленый горит, вот тогда Можно идти через улицу? (Да). Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается? (Нет). Старушка, преклонные очень года, Ты место в трамвае уступишь ей? (Да) Лентяю ты подсказал ответ? (Нет).
– Молодцы! Давайте вспомним, что мы сегодня проходили? – Что узнали нового? Что вам запомнилось?
Список литературы:
Сценарий о правилах дорожного движения.
Классные часы. Внеклассная работа. Издательство «Экзамен», Москва, 2012.