Этап актуализации субъективного опыта обучающихся физкультминутка | | 1. Подготовка к определению темы занятия. У. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела. Его название вам поможет определить отгадка на мою загадку: Сделан он из толстой кожи, Вещи он нести поможет, Его закроем на замок, Чтоб вещи взять чужой не мог. У. Куда и когда мы берем с собой чемодан? У. Правильно. Как же будет называться наш раздел? У. Изучив этот раздел, ребята, вы узнаете, как выглядит Земля; научитесь определять стороны горизонта с помощью компаса; узнаете, что такое карта и как её читать; совершите путешествие по родной стране и познакомитесь с природой России; побываете на Красной площади в Москве, в городе на Неве - Санкт-Петербург; познакомитесь с новыми странами; совершите путешествие в космос. У. Как считаете, интересен ли будет этот раздел? У. Как мы можем это проверить? 2. Определение темы учебного занятия У. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему первого занятия нового раздела: Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Птицы, звери и леса. Человек и время года. Это всё вокруг природа! У. О чём мы будем говорить? У. Где находится природа по отношению к нам? У. Вот мы и определили тему нашего занятия. Слайд 1. У. Переверните страницу и прочитайте, какие задачи ставит перед нами сегодня наш знакомый Муравей Вопросик? Что вы узнаете? У. Чему научитесь? Читает текст. По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Нагнулись, присели, Собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке, И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. Побежали на лужайку. На лужайке, на лужайке Прыгаем как зайки. Стоп! Немножко отдохнем! И работать мы начнём | Отвечают на вопросы учителя Д. Чемодан. Д. Когда собираемся путешествовать. Д. «Путешествия»! Д. Да. Д. Начать изучение раздела. Слушают стихотворение. Д. Об окружающем мире, о природе. Д. Вокруг нас. Д. Узнаем, что такое горизонт и линия горизонта, какие бывают стороны горизонта. Д. Научимся обозначать стороны горизонта по схеме. Выполняют движения по тексту |
Этап изучения нового материала | | 1. Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта» У. Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется? Слайд 2. У. Вспомните, что вы знаете о нашей планете. У. Сегодня мы с вами познакомимся с новыми географическими понятиями. Узнаем больше о нашей Земле. У. Рассмотрите фотографии на экране Слайд 3. У. Сравните их. Чем они различаются? У. Что между ними общего? Слайд 4. У. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом. Слайд 5. У. А граница горизонта, где небо как бы сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта. У. На доске представлено несколько определений горизонта и линии горизонта. Определите верный вариант. Объясните свой выбор. У. Линию горизонта лучше всего можно увидеть на открытой поверхности Земли. Слайд 6. У. Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? Берёт в руки мяч. Демонстрирует его детям. У. Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас. Что вы увидите, если будете двигаться в каком-нибудь направлении? У. Да, но вы никогда не сможете закончить своё путешествие. Ведь по шару, как и по кольцу, можно ходить бесконечно. У. Какой же можно сделать вывод. Слайд 6, щелчок. У. Верно. Линия горизонта - это воображаемая черта между небом и Землей. Земля имеет форму шара, поэтому, сколько бы вы ни шли ей навстречу, она будет отдаляться, уходить от вас на такое же расстояние, на котором и была. 2. Знакомство со сторонами горизонта на интерактивной доске. У. А теперь давайте узнаем, какие существуют стороны горизонта. - Может быть, кто-то из вас знает, где восходит Солнце по утрам и куда заходит, закатывается по вечерам? Слайд 7. У. Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за Солнцем, заметили, что оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится - с противоположной. Так они научились определять по Солнцу две стороны света - восток и запад, а со временем ещё две. Слайд 8. У. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. У. Север, юг, запад, восток - это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта и обозначают их одним словом и одной буквой. Слайд 9. У. Муравей Вопросик хочет знать названия и обозначения основных сторон горизонта. Назовите их полными словами и обозначьте на схеме на экране (приглашает желающих к доске) Слайд 9, щелчок. У. Проверьте свою работу по слайду. У. Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и двумя буквами. Слайд 10. У. Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком? У. Перечислите основные стороны горизонта. У. Перечислите промежуточные стороны горизонта. Работа в парах (по схемам на интерактивной доске). У. А теперь посмотрите на схемы. Вы видите, что некоторые стороны Попугай не обозначил, давайте поможем ему это сделать. Слайд 12. У. Рассмотрите схемы. Обозначьте основные и промежуточные стороны горизонта. На схеме 2 сделайте это самостоятельно. У. Проверьте правильность заполнения схем. Схема 2 должна быть идентична схеме 1. Слайд 13. У. Запишите самостоятельно обозначения противоположных сторон горизонта. У. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполните взаимопроверку. 3. Чтение рассказа В. Горькова и Ю. Авдеева «Как выглядит Земля». У. Ещё в древности мудрецы размышляли о том, как выглядит Земля. Они думали, что Земля - это плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна. Правы ли были древние мудрецы? У. О том, как на самом деле выглядит наша Земля, нам поможет узнать рассказ В. Горькова и Ю. Авдеева «Как выглядит Земля» на интерактивной доске. У. Так какую же форму имеет Земля? Д. - На верхней схеме слева не указаны север и юг. - На верхней правой схеме не указаны запад и восток. - На нижней схеме слева отсутствуют север, юго-запад и юго-восток. - На нижней схеме слева отсутствуют юг, северо-запад и северо-восток. | Д. Земля. Д. Земля имеет форму шара. Движется вокруг Солнца. Вращается вокруг себя. Рассматривают фотографии. Д. На первой фотографии мы видим поверхность суши, а на второй морскую поверхность. Д. На обеих фотографиях мы видим земную поверхность и небо. Выбирают верные определения и доказывают свою позицию. Записывают: Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Линия горизонта – это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью. Ответы детей. Д. Новые поверхности суши и воды. Д. До линии горизонта добраться нельзя. Ответы детей. Слушают объяснение учителя. Желающие выходят к интерактивной доске и обозначает основные компоненты на схеме Проверяют по слайду. Д. СЗ - северо-запад, ЮЗ - юго-запад, СВ - северо-восток, ЮВ - юго-восток. Хорошо читающий ребёнок читает текст вслух. Д. Север, юг, запад, восток. Д. Северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток. Выполняют задание. Выполняют самопроверку. Выполняют задание самостоятельно. Выполняют взаимопроверку. Д. Нет. Мудрецы ошибались. Хорошо читающие дети читают текст по абзацам вслух. Д. Форму шара. |
Итог занятия. Рефлексия | | У. Вот и подошло к концу наше занятие. С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? У. Что же такое горизонт? У. Что такое линия горизонта? У. Перечислите основные стороны горизонта. У. Перечислите промежуточные стороны горизонта. У. Зачем нужно их знать? Обеспечивает положительную мотивацию детей на успехи и неуспехи одноклассников. При помощи смайликов определяет эмоциональное состояние детей. | Д. Горизонт, линия горизонта основные и промежуточные стороны горизонта. Д. Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Д. Линия горизонта - это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью. Д. Север, юг, запад, восток. Д. Северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток. Д. Чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой Дети оценивают свою деятельность, делятся впечатлениями о занятии. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |