Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Николаевна. Сегодня я буду вашим учителем. Поприветствуем гостей и начнём урок. Садитесь.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда,
Сиянье ваших добрых глаз.
Признаться, каждый в классе гений,
Но без труда - талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений.
Мы вместе сочиним урок.
2. Целеполагание.
А определить тему урока вам помогут ребусы. Какие слова спрятались?
(слайд 2)
-Правильно, это «воздух» и «вода». Как вы думаете, почему с этих слов начинается урок? Определите тему урока. ( Мы уже учили тему «Свойства воздуха» и «Как человек использует свойства воды»)
- Тема урока «Свойства воздуха и воды.» (слайд 3)
-Какие учебные цели и задачи поставим на урок? (Вспомнить свойства; узнать новое о воздухе и воде; поставить новые опыты)
-Верно, мы сегодня повторим, закрепим и обобщим всё, что знаем о свойствах воздуха и воды, проведём исследовательскую работу, получим новые знания и сделаем выводы о их значимости воздуха и воды.
3.Повторение свойств воздуха.
1)Составление кластера. Работа в группах.
Послушать стихотворение – загадку.
Есть особый океан,
Он не пресный, не соленый,
Без воды и берегов
Голубой простор бездонный.
Самолеты реют в нем,
Рядом птицы с облаками,
И трамвай, и пес, и дом
Плавают в том океане.
- Как называется этот океан? (воздух)
-И так преступим к выполнению первого задания, которое вы будете выполнять в группах Распределим группы по территории: 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 группа – 3 ряд.
Вспомним правила работы в группах (слайд 4).
Девиз читают все вместе хором, правила – зачитывают по выбору.
Первое задание: составить кластер на тему «Свойства воздуха».
Каждая группа записывает свойства на листах. Проверка по слайду. (слайд 5)
НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
ПРОПУСКАЕТ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ
ЛУЧИ
ПРОЗРАЧНЫЙ
СВОЙСТВА ВОЗДУХА
Не имеет формы
БЕСЦВЕТНЫЙ
ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛО
-Как вы думаете, все свойства воздуха мы с вами исследовали?
2) Работа с текстом. (слайд 6)
- Поработаем с текстом из хрестоматии «Окружающего мира» «Зачем земле воздушное «покрывало»?, когда будете читать, делайте следующие пометы:
«+» ставите на полях, если то, что вы читаете, уже знали;
«!» ставите на полях, если то, что вы читаете, новое для вас знание;
Самостоятельная работа с текстом (4 минуты)
«Зачем Земле воздушное «покрывало»?
Воздух очень важен для жизни на нашей планете. И люди, и животные, и растения дышат воздухом.
Благодаря воздушному «покрывалу» Земля не перегревается от палящих солнечных лучей и не стынет от космического холода.
Словно боевая кольчуга, воздух защищает всё живое на Земле от космических камней – метеоров.
Когда метеоры «обстреливают» нашу планету, они сначала сталкиваются с воздушной «бронёй», которая замедляет их полёт. При этом метеоры сильно раскаляются и, не достигнув Земли, сгорают.
Самым крупным метеорам всё-таки удаётся пробить «броню», но их удары уже не причиняют большого вреда.
(По Р. Кошурниковой)
По окончании самостоятельной работы учитель беседует с обучающимися.
- Какие сведения были вам известны?
- Что явилось для вас новым знанием? (Что воздух спасает от космического холода. А я не знал, что метеоры сгорают при столкновении с воздушной оболочкой.)
(слайд 7)
-Каким свойством мы дополним кластер? («защищает планету Земля)
Физминутка «Капельки» (слайд 8)
Вы, наверное, устали? И поэтому все встали?
4. Повторение свойств воды. (слайд 9)
1) Составление схемы «Фишбоун» - «Применение свойств воды человеком»
- Веселые капельки нас повеселили и предлагают составить «Фишбоун» о применении свойств воды человеком.
В переводе с английского языка «Фишбоун» - «Рыбий скелет».
На верхних косточках записано, как человек использует свойства воды, на нижних косточках «рыбьего скелета» нужно прикрепить соответствующее свойства воды, которые размещены по классу. Соедините косточки по парно.
Водолазы, аквариум – прозрачная;
Варенье, чай, стирка – растворитель;
Сушка белья, сено, дрова – испаряется;
Дамбы, плотины – текучая;
Бутылки, вёдра, цистерны – не имеет формы;
Осторожно! – не имеет запаха, бесцветна.
Молодцы. Вот как широко человек использует свойства воды. Какой сделаем вывод.
Вывод: Вода человеку необходима.
2) Дополнительные сведения
- А сейчас Артём поделится с вами информацией о ещё очень важной роли воды.
Подготовленный ученик рассказывает:
«Вода не даёт нашей планете замёрзнуть. Всё лето Солнце греет воду в реках, озёрах, морях, океанах. Зимой нагревшаяся вода постепенно отдаёт тепло суше. Чем не отопление? Без него на планете наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое.»
- Какую важную работу выполняет вода для земли? Что добавим в «скелет рыбы»? (Защищает планету)
Физминутка (релаксация) (слайд 10)
- Вода благодарит вас за работу и приглашает на берег моря. Сядьте поудобней: облокотитесь на спинку стула или лягте на парту. Закройте глаза и расслабьте тело.
-Вас ласкают теплые солнечные лучи, обдувает ласковый ветерок, а набегающие волны касаются ваших ног, слизывают и уносят усталость далеко в море.
Вы полны сил, энергии и готовы к работе.
5. Творческая лаборатория. (слайд 11, 12)
Я предлагаю вам стать научными сотрудниками лаборатории по изучению воздуха и воды.
Работая в группах вы должны опытным путем доказать, что
1 – я лаборатория - воду можно услышать (стакан с водой, пустой стакан)
2 –я лаборатория - что воздух можно услышать (шарики)
3 – я лаборатория – воздух можно увидеть (стакан с водой, медицинская груша или трубочки )
6. Охрана воздуха и воды.
-Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что важнее для жизни на земле воздух или вода?
- И воздух и вода нам одинаково необходимы, поэтому их нужно беречь и охранять. (слайд 13, 14, 15, 16)
К сожалению не разумная деятельность людей ведет к экологическим катастрофам. Такая катастрофа произошла 4 года назад на нашей реке Мокрая Буйвола. Производственными выбросами была отравлена вода. Погибла рыба. Сейчас река постепенно восстанавливается и оживает. Но ведь разрушить всегда легче, чем восстановить.
- Что можете сделать вы для охраны воздуха и воды?
- Мы любим свою родину и выражаем свою любовь хорошими поступками, делами. Творческие люди выражают свою любовь в картинах, песнях, стихах.
Я хочу завершить наш вывод словами из стихотворения «Ставрополье» Олега Забусова.
ЗДЕСЬ ВОЗДУХ НАПОЛНЕН ПРОХЛАДОЙ ЖИВОЙ И ПТИЦ НЕСМОЛКАЕМЫМ ПЕНЬЕМ. ЧТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТАКОЙ КРАСОТОЙ, С ТАКИМ НЕОБЫЧНЫМ ТВОРЕНЬЕМ?
В КОЛЬЦЕ ЛЕСОПОЛОС, СРЕДИ КОВЫЛЯ, ГДЕ ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ И РАЗДОЛЬЕ, НАХОДИТСЯ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ И ИМЯ ЕЁ - СТАВРОПОЛЬЕ.
ПУСТЬ ГОДЫ ПРОХОДЯТ, СМЕНЯЯ ВЕКА, НО ПУСТЬ ПОСЛЕ НАС ОСТАЁТСЯ ТО НЕБО, ГДЕ ТИХО ПЛЫВУТ ОБЛАКА, И СТЕПЬ, ОБОГРЕТАЯ СОЛНЦЕМ.
- Мы не должны забывать - Будущее нашей планеты зависит от нас!
7. Итог урока.
-Мы много трудились сегодня. Подведём итоги.
- Что повторили? Что нового узнали?
8. Рефлексия.(слайд 18) (сигнальные карточки)
Прошу вас оценить свою работу.
Если вам на уроке все было понятно, и вы легко справлялись с заданиями - покажите капельку, а если трудно и ещё нужна помощь – тучку.
9. Оценки. Спасибо за работу. (слайд 19)
Спасибо за активную дружную работу. Я оцениваю вашу работу на отлично.