Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» У каждой группы есть листок в виде воздушного шарика, на нем записаны номера с 1 до 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете в группах ответы и ставите знак «+», если вы верите, или « - », если не верите. Вопросы: 1. Воздух не имеет вкуса. 2. Воздух прозрачен. 3. Воздух бесцветен. 4. Чистый воздух не имеет запаха. 5. Воздух плохо сохраняет тепло. 6. Воздух тяжелее воды. 7. Воздух нельзя сжать. Отложите ваши листочки. Мы проведем ряд опытов и проверим, правильно ли вы ответили. - Где находится воздух? Воздух, ребята, имеет некоторые свойства, попробуем определить, какие. Опыт 1. Показываю детям пустую пробирку. - Что в этой пробирке? (ответы детей) Что ж, давайте проверим (топлю пробирку в стакане с водой). Из горлышка побежали пузырьки? Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Воздух.) - Почему мы его не увидели? -А если бы вы были художниками, то каким цветом бы изобразили воздух: Определение свойства воздуха – бесцветен, прозрачен. Опыт 2. - Как вы думаете, воздух имеет запах? Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Достаю духи.) А сейчас? Сделайте вывод. (Без запаха, без вкуса.) Опыт 3. «Подуй в трубочку!» У меня на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.) - Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) Опыт 4. «Надуй меня!» Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг) Физминутка. Опыт 5. Зажигаю 2 свечи. Создаю проблемную ситуацию. -Если одну свечу оставить гореть, другую накрыть стаканом, что произойдёт? Ответы детей. Вывод (воздух поддерживает горение) Чем опасен этот опыт? (из-за неаккуратного обращения со спичками может произойти пожар) Что можно сделать, чтобы потушить огонь? (накрыть огонь чем-либо, например покрывалом) Проблемная ситуация. - Почему в домах делают двойные рамы? Воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло. - Мы с вами определили, какими свойствами обладает воздух. - Назовите их еще раз (сверка с доской). А теперь пришло время вернуться к воздушным шарикам и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Вы проверяете свои ответы (сверка с доски). - По каким вопросам ваше мнение совпало? -По каким вопросам ваше мнение изменилось? Объясните, почему? - Ребята, без воздуха невозможна жизнь на Земле. Как вы думаете, почему? Воздух нужен всем живым организмам на нашей планете. Опыт 6. Может ли жить человек без воздуха? Давайте проверим. - Выдохните воздух, закройте ладошками рот и нос и посчитайте, кто сколько может без воздуха. - Какое было желание? Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало. - Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.) - Каково значение воздуха? (для дыхания, поддерживает огонь, для шаров, автомобильных шин и т.п.) |