Оборудование: Репродукции осенних пейзажей, геометрические фигуры, схемы ранней и поздней осени.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, пожалуйста, попробуйте её отгадать.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (осенью)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (осень)
Я вам хочу предложить совершить прогулку в осенний лес, в гости к осени. Ну, что согласны?
Но сначала мы с вами немного побеседуем о осени.
Скажите пожалуйста, какая бывает Осень? Осень бывает разная, говорят даже, что осени бывает две. Одна осень – радостная, яркая, богатая урожаем, её называют «Золотой», а другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, первым снегом, первыми морозами. Этот период называют – поздней осенью. Скажите ребята сейчас какая осень ранняя или поздняя.?
Дети: Поздняя.
Воспитатель: Совершенно верно. А вы знаете приметы осени? Сейчас проверим:
Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ)
Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Молодцы, хорошо знаете приметы осени. Продолжим разговор.
Воспитатель: Русские композиторы, поэты и художники отражают всю красоту осени в своих произведениях. Алексей Толстой, русский поэт написал стихотворение о осени, пожалуйста послушайте:
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин…»
Ребята скажите, пожалуйста, о чём рассказал нам поэт в этом стихотворении.
Дети: О листопаде, о рябине с красными ягодами!
Воспитатель: Не только поэты отражали красоту осени в своих стихах, но и композиторы и художники, фотохудожники!
Воспитатель: Посмотрите сколько разных картин, какое время года изображено на картинах? Правильно осень! А как вы узнали, что это осень? Что делают люди, звери птицы? Правильно готовятся к зиме! А какая осень изображена на картинах? Конечно ранняя! А какое настроение у вас вызывают эти картины?
Воспитатель: У меня то же вызывает радостное настроение! Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотистый наряд. Тихо падают на землю жёлтые и красные лисья; лето прошло, скоро начнутся холодные осенние дожди.
Ребята, а есть ещё фотохудожники, они не рисуют пейзажи, а фотографируют! Вот посмотрите! (Просмотр изображений осени)
Ребята! Скажите, а как вы думаете, где ранняя осень, а где поздняя? (дети рассматривают картины)
А теперь давайте прослушаем музыкальное произведение!
Красивая мелодия? А теперь давайте определим, какую мелодию мы отнесём к ранней осени, а какую к поздней?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну что ж теперь можно отправляться на прогулку в осенний лес. Пойдёмте? Только хочу вас предупредить, что на пути у нас будут препятствия и нам нужно будет их преодолеть.
(Путешествие сопровождается музыкой)
Подходят к «кочкам и бревну»
Воспитатель: Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
А теперь идём по бревну, руки в стороны для равновесия, осторожно не упадите в реку! А теперь опять по кочкам, скачем ноги вместе (перескакивают из обруча в обруч).
Ах, что же случилось? Ни тропинки, ни дорожки нет, что же нам делать? Я придумала, мы сами сделаем себе тропинку!
(В-ль раздаёт детям геометрические фигуры)
Ребята, что я вам раздала? Правильно геометрические фигуры. Сейчас мы будем выкладывать себе тропинку и каждый скажет какая у него геометрическая фигура.
(Дети выкладывают тропинку)
Воспитатель: Ну вот, наконец-то мы в лесу! Посмотрите как тут чудесно, птички поют, а скажите пожалуйста каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, кукушка, выпь, гуси, утки и т.д.)
Ребята, скажите, а какие птицы остаются с нами зимовать? (воробьи, вороны, сороки, синички, поползень, дятлы),
А какие птицы прилетают к нам на зиму (снегири, свиристели)
Молодцы! Ребята, а давайте споём песню про осень, вы знаете такую?
Дети: Знаем! «Падают листья»
Воспитатель: Тогда давайте споём её.
(Поют песню)
Воспитатель: Посмотрите вокруг, какая красота! Сколько листьев нападало. А давайте поиграем, у кого листья жёлтые, в одну команду, у кого оранжевые в другую. Ребята с жёлтыми листьями будут придумывать слова про раннюю осень, а ребята с оранжевыми листьями будут придумывать слова про позднюю осень. (Замечательная, красивая, золотая, туманная, морозная и т.д.) Ну, что устали? А давайте грибы пособираем раз мы в лес пришли. Ребята с жёлтыми листьями будут грибники, а ребята с оранжевыми листьями будут грибочки. «Игра грибочки и грибники» .Давайте присядем здесь на полянке. Ой, что это тут мешает мне? Какой-то конверт! Ребята это письмо от осени, давайте его прочтём!
«Дорогие ребята!
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости, но у меня очень много дел, а времени осталось совсем мало, скоро меня сменит моя сестра Зимушка и поэтому я не могу встретиться с вами. Но вы не расстраивайтесь, я приготовила для вас сюрприз, он находится за ёлочкой, поищите его! Я вас всех очень люблю и буду скучать! До встречи! Ваша ОСЕНЬ.»
Воспитатель: Ну, что ж не будем расстраиваться, а пойдём искать сюрприз!
(под ёлкой стоит корзина с яблоками)
Воспитатель: какая замечательная осень! У неё всегда такой богатый урожай!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, понравилось вам? А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдём в группу.