Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? Игра "Погода осенью" Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая. Когда дует ветер - Холодно - Пасмурно – Сыро – Хмуро - Ясно - Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно. Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени. Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. И наши ребята сейчас расскажут о них.
Воспитатель:У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?
В круг ребята становитесь, Крепче за руки держитесь. Я шкатулочку возьму, И приметы соберу. Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Физ. минутка:п/и «Найди пару» Воспитатель: Пока звучит музыка вы двигаетесь по залу: изображаете листочки – «летите», кружитесь, качаетесь как деревья. По окончанию музыки берёте картинки с изображением дерева или листочка и быстро находите свою пару.
Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?
Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?
Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется Вершки и корешки - Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок - корешки. - Рожь, пшеница, укроп, горох - вершки. - Лук - вершки и корешки
Воспитатель:А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Воспитатель: Молодцы. Как интересно вы рассказали о заботах животных осенью. А хотите еще поиграть? Игра "Четвертый лишний" Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц). Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт) Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева) Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку) Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы). Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?
Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают? Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает. Игра «Найди и назови». Пока звучит музыка вы все ,как птицы «летаете» по залу, по окончанию музыки надо быстро взять одну карточку и ответить на вопросы: Кто изображён на картинке? Как называется? Зимующая или перелётная? Почему так думаешь? Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
|
Дети: дождь, снег, туман. Дети:посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру. Дети: дождливая. Дети:ветреная, холодная, пасмурная,сырая, хмурая, ясная Дети: Ранняя, золотая, поздняя Дети показывают и называют Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Дети: 1.Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни, На дорогу упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето.
2.А вторая куст малины, В нитях белой паутины Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река -
3.Третья верная примета: Осень бродит близко где-то Ранним утром на поляны, Лягут белые туманы. А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просинь Значит, наступила осень. Дети:Да. Втают в круг, произносят пословицы и приметы Пословицы Коли ясно, то и осень прекрасна. Осень идет, и дождь за собой ведет. Красна весна цветами, а осень пирогами. От осени к лету, поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. 6.Грибок в кузовок - зимой будет пирожок Приметы Осенью паутина на ясную погоду. Гром в сентябре - теплая осень. Много желудя на дубе - к лютой зиме. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно. Когда гусь улетает, снег выпадает. Выполняют, обосновывают почему встали в пару, называют листья деревьев –клён – кленовый и т.п Ответы детей Никогда бы не было коротких дней. Не смогли надеть осеннюю одежду. Не увидели золотую листву. Не наблюдали за цветными листьями. Не было бы листопада. Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте. Не успели бы улететь птицы на юг. Не было бы туманов. Не наблюдали бы за инеем. Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда. Не летали бы серебряные нити паутины. Не смогли бы поесть сладкой рябины. Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли. Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму. Не убирали бы богатый урожай в огородах. Не заметили бы, как звери готовятся к зиме. Не лил бы осенний моросящий дождь. Дети: Собирают ягоды, грибы. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу). Дети при назывании корешков – приседают, а вершков – подпрыгивают вверх
Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых.
Дети: Да. Называют лишний объект. Обосновывают свой ответ, доказывают
Дети: Перелетные, зимующие Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее. Высказывают предположения Выполняют и отвечают на вопросы воспитателя
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку. Ответы детей | Слайд №5, 6, Слайд 7, Слайд №8, 9,10,11 Слайд №12 Слайд №12, 13 Слайд №14 Дидактическая игра «Деревья» Слайд №15 Слайд №16, 17, 18 Слайд №19 Слайд №20 Слайд № 21,22, 23 Слайд №24 Слайд №25 Дидактическая игра «Птицы» Слайд № 26 |