Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона.
Цели урока:
1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.
3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать.
2. Повторение пройденного материала.
–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся».
- Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
- С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
- Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
- Поиграем с вами в игру «Доскажи словечко»
Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
**Игра «Доскажи словечко»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и .... (внимательным).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё ...(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку ...(поднимать).
На математике считают,
На перемене ...(отдыхают).
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно …(руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты ….(звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда …(готовым).
3. Проверка домашнего задания
** Какое задание вы готовили дома? (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).
Давайте послушаем пословицы .
4. Введение в тему. Послушайте стихотворение.
Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят.
- Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)
- Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?
- Какая же тема нашего урока?
– Чему мы должны научиться сегодня?
(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)
СЛАЙД-1
1. Первая станция «Добро пожаловать»
- И так , мы с вами отправляемся в путешествие по стране вежливости.
СЛАЙД – 2
- Давайте рассмотрим иллюстрации и подумаем, какие слова вежливости надо говорить в разных ситуациях.
А как мы еще называем эти слова?
– Правильно ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. А на самом ли деле эти слова волшебные.? (ответ детей)
СЛАЙД - 3
Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
Станция
2. Физминутка. Прежде чем мы с вами отправимся дальше, предлагаю немного отдохнут и отправиться на Станция «Отдыхайкино»
3.Станция Театральная (конверт с заданием)
– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)
- Как называется этот рассказ?
– Кто главный герой произведения? (Павлик)
– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)
– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)
– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)
4. Станция «Вежливых слов» Новый материал ( конверт со словами, плакат )
Задание: учитель читает стихотворение, дети определяют к какой группе слов относятся вежливые слова.
– И вот у нас на пути Поляна Волшебных слов. Нам придется выполнить новое задание.
1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
(Слова приветствия)
2) Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.
(Слова прощания)
3) Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
(Слова просьбы)
4) -Слоненок, ты на хвост мне сел!
- Прости, Мартышка, не хотел!
Слоненок долго извинялся.
Но, а потом… с хвоста поднялся.
(Слова извинения)
5) Волшебное доброе слово «СПАСИБО», Звучит так приятно и очень красиво! И вот потерялось однажды оно, И стало нам всем без СПАСИБО темно.
(Слова благодарности)
5. Станция «Обучайкина» (работа с учебником)
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?
(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке.Делают коллективный вывод.)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Помни:
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
Схема разговора по телефону:
1.«Алло».
2. Приветствие.
3. Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
4. Благодарность.
4. Прощание. 4
Работа в группах
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
-Ребята, вы все сегодня очень хорошо поработали, но у меня есть ещё для вас небольшое задание. Чтобы вежливые слова хорошо запомнить, предлагаю сделать из наших волшебных слов цветок , который будет напоминать нам и другим детям о правилах хорошего тона, о культурной речи, о вежливости.
( дети делают коллаж)
Станция Конечная
IV. Рефлексия
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)