Программа дает возможность дать стартовый уровень освоения программы по окружвющему миру в начальной школе. Дошкольники получат первоначальные знания в области родного (русского) языка, родной природы с осоновой на жизненный опыт ребенка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир для дошкольников»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Окружающий мир для дошкольников»
Возраст учащихся: _ 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Направленность: естественнонаучная
Разработчики
Дубовик С.Т.,
учителя начальных классов
Новокузнецкий городской округ, 2024
Комплекс основных характеристик ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ Программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Окружающий мир для дошкольников» разработана в соответствии с:
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральным законом РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
7. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
9. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Уровень освоения содержания программы - 1 год обучения - стартовый уровень освоения содержания программы.
Актуальность Программы. Актуальность программы обусловлена запросом учащихся и их родителей (законных представителей) к повышению эффективности обучения в предшкольной подготовке и развитию интереса к окружающему миру. Социальный заказ очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников.Содержание элементарных познавательных представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, основано на первоначальных, основополагающих понятиях, составляющих действительность окружающего мира: развитие способности видеть, открывать интересное и познавательное в окружающем мире. Отличительной чертой программы является ее подготовительный этап в системе изучения окружающего мира в начальной школе. При обучении дошкольники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, родной природы, основываясь на жизненный опыт ребенка. Программа «Окружающий мир для дошкольников» закладывает основу всего последующего начального образования, знания об окружающем мире, которые являются важным элементом всех учебных действий.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей возраста – 5 – 7 лет .
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объём часов по программе – 64 часа.
Формы обучения и формы организации обучения: очное обучение. Основной формой обучения в объединении является очное занятие.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Продолжительность занятия составляет 25 минут.
Цель Программы: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста, выработка целевых ориентиров, способствующих адаптации детей при переходе на новый уровень образования.
Задачи курса:
- уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды;
- формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
- формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
- формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села;
- развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;
- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
- развитие интереса к миру природы;
- формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях;
- расширение представлений детей о родном крае;
- воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.
Учебно-тематический план программы
«Окружающий мир для дошкольников»
№
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Общее
Теория
Практика
1.
Игрушки и учебные вещи
2
2
Наблюдение. Беседа, игра.
2.
Мебель и посуда
2
2
Наблюдение. Беседа.
3.
Что мы носим
2
1
1
Наблюдение. Беседа, игра.
4.
Что мы кушаем
3
2
1
Наблюдение. Беседа.
5.
Наши витамины
3
3
Наблюдение. Беседа.
6.
Сезон осени
3
2
1
Наблюдение. Беседа.
7.
Лесные плоды
8
8
Наблюдение. Беседа.
8.
Животный мир
12
11
1
Наблюдение. Беседа.
9.
Сезон зимы
2
2
Наблюдение. Беседа.
10.
Продукты
2
2
Наблюдение. Беседа.
11.
Люди и быт
5
5
Наблюдение. Беседа.
12.
Эта планета-Земля
11
10
1
Наблюдение. Беседа.
13.
Изучаем мир
4
4
Наблюдение. Беседа.
14.
Наш организм
5
5
Наблюдение. Беседа.
Итого:
64
59
5
Содержание программы
Раздел 1.Игрушки и учебные вещи (2 часа).
Игрушки и учебные вещи
Раздел 2.Мебель и посуда (2часа).
Мебель и посуда
Раздел 3. Что мы носим (2 часа)
Одежда и обувь. Белье, головные уборы.
Раздел 4. Что мы кушаем (3 часа)
Пища. Напитки. Посуда.
Раздел 5.Наши витамины (3 часа)
Овощи. Фрукты. В лес по ягоды пойдем.
Раздел 6.Сезон осени (3часа)
Времена года. Осень. Цвета.
Раздел 7. Лесные плоды (8 часов)
Растения. Деревья и кустарники. Цветы и травы. Грибы.
Раздел 8. Животный мир (12 часов)
Дикие животные. Домашние животные и птицы. Птицы и птенцы. Насекомые. Рыбы и морские животные. Охрана природы.
Раздел 9. Сезон зимы (2 часа)
Времена года. Зима.
Раздел 10. Продукты (2 часа)
Продукты питания.
Раздел 11. Люди и быт (5 часов)
Электроприборы и инструменты. Профессии.
Раздел 12. Эта планета-Земля (11 часов)
Времена года. Весна. По кругу времен года. Дни недели. Праздники. Наша планета. Планеты солнечной системы.
Раздел 13. Изучаем мир (4 часа)
Транспорт. Страны и города.
Раздел 14. Наш организм (5 часов)
Человек. Правила гигиены.
Планируемые результаты:
-у учащихся сформирован интерес к занятиям по окружающему миру;
учащиеся умеют выполнять простейшие умозаключения;
-учащиеся умеют различать времена года, знать явления природы и особенности погодных условий каждого времени года;
-учащиеся умеют различать объекты живой и неживой природы;
- учащиеся знают и соблюдают правила поведения в природе, берегут и охраняют природу;
- учащиеся различают виды транспорта и правила поведения в нем;
- учащиеся знают названия и трудовые действия некоторых профессий;
у учащихся будут развиваться познавательная активность и основные приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, абстракция, классификация, установление закономерностей.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№
Год обучения
Объем учебных часов
Всего учебных недель
Количество учебных дней
Режим работы
1
1
64
32
64
2 занятие в неделю
Условия реализации Программы
Занятия по Программе могут проходить в любом кабинете, необходимо обеспечить учащихся материалами по теме занятий, инструментами: линейки, наборы счётных палочек, наборы геометрических фигур, дидактическим материалом; информационными ресурсами (аудио, видео, фото), интернет источниками; кадровое обеспечение-учителя начального общего образования.
Формы контроля
Наблюдение.
Устная индивидуальная беседа.
Игры.
Оценочные материалы: критерии оценки достижения планируемых результатов (чек лист).
Чек-лист оценки достижений планируемых результатов
Курс «Окружающий мир для дошкольников»
Учитель __________________
№
Ф.И. уч-ся
Планируемые результаты
Итогчел.%
Развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, выделение главного, умения доказывать и опровергать, делать несложные выводы
Приобретение опыта
Развитие навыков общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других
Демонстрирует широкий кругозор, проявляют познавательный интерес;
Демонстрирует стремление к личностному росту
Сформирован интерес к игровой деятельности
Итого
1 балл – умеет/знает
0 баллов – не умеет/не знает
Методическое обеспечение: информационные, прикладные(компьютер с мультимедиа проектором и интерактивной доской, информационное обеспечение – видео -, фото -, интернет источники, учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/add_school/entertainment/lessons_sum)
http://www.openclass.ru
Список литературы:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2019.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2019.
3.Петерсон Л.Г. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
4.Годовой курс обучающих занятий: для одаренных детей 5-6 лет/ Н.В.Володина, В.А.Егупова.- Москва:Эксмо,2017.-320с.:Ломоносовская школа
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта Электронный адрес
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Издательский дом «1 сентября») http://festival.1september.ru