Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников "Появление и развитие человека на земле"
Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников "Появление и развитие человека на земле"
Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников "Появление и развитие человека на земле" формирует представление ребенка о возникновении и истории цивилизации человечества. Дети знакомятся с внешним обликом и бытом первобытного человека. В презентации к занятию дети рассматривают иллюстрации, фото и видеослайд появления человека. Также узнают как люди смогли укротить диких животных и развести огонь для обогрева жилищь, приготовления пищи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Способствовать развитию познавательных интересов.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Материалы и оборудование: иллюстрации и презентация по теме занятия, бумага, карандаши.
Ход занятия
Орг. момент
Основная часть
Ребята, садитесь удобнее и давайте поздороваемся друг с другом.
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки. Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки. Приложить ладони к ушам, изображая Чебурашку. Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки. Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки. Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками наверх.
Мы проснулись! Потрите ладошки.
-Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на занятии вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
Сообщение темы занятия
Ребята, сегодня нас ждут удивительные приключения, и я поведаю вам интересную историю.
Слайд 2. Давным-давно это было. С момента возникновения жизни на земле природа не перестает изобретать все новые и новые ее формы. Бесчисленное множество живых организмов навсегда исчезло с нашей планеты. Но появились другие более приспособленные к изменившимся условиям. Выживает тот, кто лучше приспосабливается к изменившимся условиям.
Как считают ученые, самые древние предки человека были похожи на обезьяну. Их тело покрывала шерсть, челюсти выступали вперед, подбородок был скошен назад. Но они приспособились ходить на задних лапах и работать передними.
- Что же заставило приматов ходить на двух ногах?
Слайд 3. Прежде всего, они должны были освободить руки от всех нагрузок, кроме заботы о детенышах и поиска пищи.
Поскольку растительной пищи стало меньше, приматы стали добывать и мясо. А для этого пришлось взять в руки камни и палки. Хождение на двух ногах расширило обзор. Можно было смотреть поверх травы, легче переносить жару. Солнечные лучи падали на тело не вертикально, а под углом. Переход к прямо хождению – важный этап в развитии человека. Эта поза способствовала развитию мозга, а значит и интеллекта.
- Посмотрите, во что был одет древний человек? (Слайд 4)
- Почему у него такая необычная одежда?
Тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.
- А из чего у древнего человека сделана одежда?
Слайд 6. В те далёкие времена на земле жили мамонты.
- На какого зверя похож мамонт? (на слона)
- Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни).
- Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?
Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным-давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.
Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.
Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.
Слайд 7. А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.
Слайд 8. Ещё люди охотились на пещерного медведя.
Люди кроме растений стали есть мясо животных. Животная пища была сытная и ее нужно меньше. Но добывать ее гораздо труднее.
- Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)
Человек научился изготавливать необходимые ему инструменты.
- Из чего их можно сделать?
Слайд 9. Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, стрелы, дротики, копья с каменными наконечниками, лезвия топора, орудия для обработки шкур и разделки мяса; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.
Древние люди использовали орудия для охоты на живущих в то время северных оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, и пещерных медведей. Одолеть таких зверей в одиночку было очень трудно, поэтому на охоту они отправлялись большими группами.
- А что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?
Конечно, ему нужна была вода и жилище.
Слайд 10. Попить он мог из речки или ручейка.
Слайд 11. Одни спасались от холодов в пещерах. Другие научились строить жилища. Слайд 12. В качестве строительного материала использовались камни и кости убитых животных, поверх которых клались шкуры. Внутри или рядом с жилищем горел огонь, который люди научились добывать.
Я вам открою один секрет. (Слайд 13). Человек – единственное создание укротившее огонь. Жаркий сухой климат саван способствовал самовозгоранию. Огонь мгновенно распространялся, пожирая быстрогорящие сухие травы и кустарники. Все животные спасались от пожара бегством и первые люди, несомненно, делали то же самое. Но человеку пришлось побороть свой страх.
Возможно, какой-то смельчак отодрал кусок тлеющего дерева после пожара, вызванного молнией, или подобрал угли, образовавшиеся при извержении вулкана. Это повторялось многократно, пока люди не научились поддерживать огонь.
Слайд 14. Ученые считают, что добывать огонь люди начали около полумиллиона лет назад. До этого времени они лишь умели поддерживать огонь, возникавший лишь в результате лесных пожаров. Если пламя угасало, они не могли снова зажечь его. Однако со временем они обнаружили, что если долго тереть друг о друга две веточки – они сильно нагреваются и, в конце концов, сильно загораются. А если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь траву и листья.
Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. Да, процесс этот трудный и долгий.
Слайд 15. Применение огня помогало и при охоте. Огонь гарантировал безопасность, отгоняя хищников, он давал тепло и свет. Первобытные люди не сразу догадались использовать огонь для приготовления пищи, но со временем они обнаружили, что жареное мясо легче жуется и лучше переваривается.
Слайд 16. Первые древние люди жили в жарком поясе, там было круглый год тепло, имелась растительная пища. Но охота ускорила расселение людей по земле. Весной они шли за стадами животных на земли умеренного пояса, где росло много зелени. А зимой, когда все покрывалось снегом, двигались вслед за животными и новым пастбищем в более теплые края.
Со временем образ жизни людей стал различаться. Одни постоянно жили в теплых краях, другие стали охотниками-кочевниками.
Слайд 17. Прошли миллионы лет. В жизни и поведении древнего человека произошли большие изменения. Древние люди менялись не только внешне, у них развивался мозг. За потребностью общаться друг с другом они овладели речью. Люди научились думать и рассуждать. Чтобы выжать они познавали окружающий их мир. Накопленные знания помогали создавать им орудия труда и оружие. Люди стали обрабатывать землю, собирать урожай, научились готовить разнообразную пищу.
Слайд 18. Люди жили и кочевали небольшими общинами – родами. Правила рода – «сам пропадай, а сородича выручай». Ведь жизнь тогда была очень тяжела и опасна. Несколько родов составляло племя. Управляли делами рода и племени избранные старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому. Самые важные вопросы решались на общем собрании. Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.
- Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга?
- Как им общаться?
- Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?
Можно позвать жестами или мимикой, например, подмигнуть. А можно голосом. (Эй! У-у-у)
Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно, и они придумали свой язык.
Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков. Они не только ходили на охоту, собирали полезные растения, но ещё и рисовали.
Слайд 19. Вот такие картинки, нарисованные древним человеком, нашли современные учёные.
- На чём же рисовали первобытные люди?
- Как вы думаете, почему они рисовали на стенах пещер?
В те далёкие времена люди ещё не придумали, как делать бумагу и рисовали на камне. Сначала они царапали камень резцом, а потом покрывали краской. Именно поэтому рисунки так долго сохраняются, а еще потому, что в пещеру не проникают солнечные лучи, способные уничтожить древние росписи. А рисовали они то, что им было близко: людей, животных, охоту. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить поражённое копьём животное, то можно добиться успеха на охоте.
- Ребята, как вы думаете, чем рисовали древние люди?
В те далёкие времена не было красок, и люди рисовали тем, что им было доступно. Это были угольки из костра. Они рисовали наскальные рисунки.
- А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?
Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце – они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Бог огня посылал молнии. Бог солнца – свет и тепло.
Долгое время люди охотились на диких животных, устраивали засады, ставили капканы. Многие погибали, но они не могли себе даже представить, что можно содержать животных около своих жилищ.
Слайд 20. Перемещаясь за стадами диких животных, люди заметили, что если загнать тех в загон, то там поймать их легче. Если же оставить их жить в загоне, то у животных появлялось потомство. Молодняк быстро привыкал к человеку. Это и натолкнуло людей на мысль о возможности одомашнивания животных. Делать это стали в разных местах земли. Первыми к людям пришли собаки. Они стали верными помощниками и на охоте, и в охране жилища.
Слайд 21. Всю жизнь древний человек кочевал в поисках пищи, которой все равно не хвататло.
Первым шагом к оседлой жизни стало одомашнивание диких животных. Тогда же люди стали заниматься земледелием. Многие из них стали постоянно жить на одном месте, возделанное поле не бросишь. Потребовалось орошение земель, строительство городов и дорог.
С этим и другими заданиями древний народ уже справиться не мог. Родовой строй сменило государство. С тех пор люди живут в государстве.
Слайд 22. В отличие от своих предков, человек передвигается на двух ногах. Это в первую очередь отразилось на его скелете. Грудная клетка стала более плоской, а не использующиеся для передвижения по веткам руки стали значительно короче. Появившиеся изгибы позвоночника и сводчатая стопа обеспечивали амортизацию при передвижении.
Слайд 23. Трудно сказать, каким будет человек спустя 10 тыс. лет. Если сохранятся те же закономерности развития, то, скорее всего, его рост увеличится, череп станет крупнее, нижняя челюсть – меньше, а лицо будет более плоским.
Практическая часть
Я предлагаю вам попробовать себя в качестве первобытных художников. И хотя мы будем рисовать на современном материале (бумаге), но углём, как древние люди. Давайте нарисуем животное тех времён – мамонта.
Дети самостоятельно выполняют задание, в конце рассматриваются все рисунки.