Просмотр содержимого документа
«"Муравьиная семья"»
Муравьиная семья.
(конспект занятия для детей 5-7 лет)
Тип: интеллектуально-развивающее
Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, общение.
Программное содержание: Расширить представление детей об экологических связях в природе на примере муравейника; закрепить знания детей о муравьях как о насекомых, выделяя характерные признаки; формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы, развивая умение наблюдать за объектом, делать выводы; Воспитывать бережное отношение к насекомым, чувство восхищения отлаженной жизнью муравейника.
Планируемые результаты: Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения».
Материал: модели существенных признаков насекомых, семечки подсолнечника.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за муравьями, беседы об их жизни.
Ход занятия: На занятие приходит хозяин тропы Дядюшка Ау и что-то ищет в группе. Дети здороваются с ним.
Воспитатель: Дядюшка Ау, что вы ищите?
Дядюшка Ау: Да вот хотел навестить своих друзей – муравьев, только вот никак не могу их найти. Вы, ребята, не знаете куда они делись? Поможете их найти?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Только вот в группе мы их точно не найдем. Ребята скажите дядюшке Ау, где живут муравьи?
Дети: В лесу, в муравейнике, в норках, на улице, в земле, на пнях.
Воспитатель: Предлагаю всем пойти на экологическую тропу детского сада и найти там друзей Дядюшки Ау – муравьев.
Все идут на экологическую тропу. Дети находят муравейник, аккуратно встают вокруг него и наблюдают за муравьями.
Дядюшка Ау: радуется. Вот они, мои рыбки, вот они, мои птички!
Воспитатель: Разве муравьи – то птички или рыбки?
Дети: Нет.
Воспитатель: А кто же они?
Дети: Насекомые.
Дядюшка Ау: А почему вы решили, что муравьи – это насекомые?
Дети рассказывают, что у муравьев, как и у всех насекомых тело состоит из частей: голова, грудка, брюшко, есть шесть лапок и длинные усики, при помощи которых они общаются друг с другом и с окружающим миром.
Воспитатель: Дядюшке Ау понравился ваш рассказ, но он все равно грустит. Дядюшка Ау почему ты грустишь?
Дядюшка Ау: Жалко мне муравьишек. Придет зима, они замерзнут и погибнут.
Воспитатель: Ребята, вы тоже думаете, что муравь погибнут зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: А где же они переждут зиму?
Дети: В своих муравейниках.
Воспитатель: Да, они всю зиму будут в своих муравейниках. Посмотрите, все муравьи дружно готовятся к холодам, утепляют свой дом: носят палочки, пушинки, травинки и семена. Посмотрите, каждый муравей что-то несет, часто груз в несколько раз тяжелее своего носильщика. А если попадается на пути что-то большое, то это несут несколько муравьев. Давайте раскрошим семечки подсолнечника и понаблюдаем, как муравьи будут носить кусочки к себе в дом.
Дети и Дядюшка Ау наблюдают.
-Вы обратили внимание на то, что муравьи ходят по своей дорожке, она называется муравьиной тропой. Повторите пожалуйста, как называется эта дорожка?
Дети: муравьиная тропа.
Воспитатель: Дядюшка Ау, ребята, вы увидели, что муравьи очень трудолюбивые, дружные насекомые. Зимой они не пропадут, так как хорошо к ней подготовились: запасли себе еды до весны, утеплили муравейник.
Дядюшка Ау: Ой, как хорошо! Успокоили вы меня, ребята. А вы сами-то не будете обижать муравьев?
Дети: Нет
Дядюшка Ау: Ну, молодцы! Давайте с вами поиграем.
Дядюшка Ау играет с детьми в игру «Четвертый лишний» На карточках изображены птицы, звери, насекомые (например: синица, грач, воробей, стрекоза. Кто лишний?). после игры Дядюшка Ау благодарит детей за интересный рассказ о муравьях, прощается и уходит. А дети и воспитатель возвращаются в группу.
Список использованной литературы:
С.В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002