О. Полонский "Муравьиное царство". Особенности научно популярного текста
О. Полонский "Муравьиное царство". Особенности научно популярного текста
Тема: О.Полонский «Муравьиное царство» Особенности научно –популярного текста
Цель: познакомить с творчеством О. Полонского;учить сравнивать художественный и научно –популярный текст, находить общее и различие, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позваляющие увидеть созданный автором образ, работать с текстом, составлять собственные высказывании, работать в группе.
1.Организационный момент
Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца, поэтому его и назвали (Мальчик-с-пальчик Шарль Перро).
Закройте глаза. Представьте, что мы стали маленькие, маленькие, как Мальчик-с пальчик. Сегодня мы отправимся в путешествие в муравьиное царство. Но, чтобы туда попасть, нам надо выполнить задание.
2.Речевая разминка
Подбери к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке, значение в правой. (работа в парах)
Мы познакомились с произведением В.Бианки «Приключения муравьишки». Мы маленькие помощники муравьишки. Дома надо было нарисовать, используя строки из рассказа:
1.Гусеница –Землемер. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился.
2.Паук –Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается. коленки у Сенокосца торчат выше спины.
3.Жужелица. Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясёт, будто по воздуху летит.
4.Жучок-Блошачок чуть от земли видно. Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, и а они у него как пружинки складные. Щёлк! - распрямил их.
5.Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья
6.Майский Хрущ разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. К крылья у Жука точно два перевёрнутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
4.Сообщение темы и постановка целей урока
Ребенок читает загадку про муравья.
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)
Попробуйте определить тему и цели урока.
Ребенок показывает рисунок – муравья.
Сообщение о муравьях, пересказывают дети.
Хочешь пойти со мной в гости в один большой и красивый дом, где живет огромная дружная семья. Ты, наверное, не раз видел этот дом, когда летом гулял по лесу.
Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжелую добычу… Угадал, что это за дом? Ну, конечно же, это МУРАВЕЙНИК!
О.Полонский написал текст, который называется «Муравьиное царство»
Первичное чтение учителем.
1.Что вы узнали о муравьях из текста?
Физминутка
Чтение «Цепочкой»
Сравните тексты произведений В.Бианки и О. Полонского. Какой из них можно отнести к научно-познавательному тексту и поместить в энциклопедию? Почему?
Просмотр содержимого документа
«О. Полонский "Муравьиное царство". Особенности научно популярного текста »
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Мамайкина И.А.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: О.Полонский «Муравьиное царство» Особенности научно –популярного текста
Цель: Стимулировать желание читать произведения о насекомых.
Актуализировать умения: работать с текстом по алгоритму; составлять подробный план текста.
Научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов;
пересказывать текст от лица главного героя; оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице;
выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
УУД:
ЛичностныеУУД: проявлять желание читать произведения о насекомых.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД: определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов.
Планируемые результаты: описывать героя произведения; составлять подробный план текста; оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице.
№
Дидактическая
структура урока
Содержание
Деятельностьучителя
Деятельностьучеников
1.
Организационный момент
Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца, поэтому его и назвали (Мальчик-с-пальчик Шарль Перро).
Закройте глаза. Представьте, что мы стали маленькие, маленькие, как Мальчик-с пальчик. Сегодня мы отправимся в путешествие в муравьиное царство. Но, чтобы туда попасть, нам надо выполнить задание.
Учитель приветствует, настраивает детей на урок
Проверка готовности рабочего места.
Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
2
Актуализация знаний
Речевая разминка
Подбери к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке, значение в правой. (работа в парах)
Мы познакомились с произведением В.Бианки «Приключения муравьишки». Мы маленькие помощники муравьишки. Дома надо было нарисовать, используя строки из рассказа:
Учитель организует работу в парах
Проверка домашнего задания
Работа в парах
Показывают рисунки, зачитывают описание
3
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)
Попробуйте определить тему и цели урока.
Мотивирует учащихся на учебную деятельность
Зачитывают загадки.
Определяют цели урока
4
Первичное усвоение новых знаний.
Хочешь пойти со мной в гости в один большой и красивый дом, где живет огромная дружная семья. Ты, наверное, не раз видел этот дом, когда летом гулял по лесу.
Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжелую добычу… Угадал, что это за дом? Ну, конечно же, это МУРАВЕЙНИК!
О.Полонский написал текст, который называется «Муравьиное царство»
Первичное чтение учителем.
1.Что вы узнали о муравьях из текста?
Читает текст, выслушивает сообщения детей.
Читает произведение
Ребенок показывает рисунок – муравья.
Сообщение о муравьях, пересказывают дети.
5
Физминутка
В лесу
Организует
Повторяют движения
6
Первичная проверка понимания
Чтение «Цепочкой»
Сравните тексты произведений В.Бианки и О. Полонского. Какой из них можно отнести к научно-познавательному тексту и поместить в энциклопедию? Почему?
Контролирует чтение.
Задает вопросы
Читают по цепочке, отвечают на вопросы
7
Первичное закрепление
Заполним таблицу (работа в парах) Приложение
Работа с текстом
Организует работу по тексту, с таблицей
Работают с таблицей, текстом
8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подготовить сообщение
Объясняет домашнее задание
Записывают в дневник
9
Рефлексия
Рефлексия
-Что вы узнали сегодня на уроке?
За что бы вы похвалили бы себя?
Что вам захотелось сделать после этого урока?
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Организует рефлексию
Дописывают предложения
Приложение
Вариант 1
Подбери к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке, значение в правой. (работа в парах)