Педагогическая мастерская
« Будь природе другом »
Шуракова Т. И.
Комарова Н. Л.
Новосёлова Е. А.
Цели:
расширить и углубить знания учащихся о редких животных родного края;
создать условия для развития познавательного интереса и самореализации каждого ученика через организацию творческой деятельности;
формировать самооценку учащихся;
воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картинки животных.
Рисунки с изображением леса, луга и водоёма.
Презентация с изображением животных из Красной книги Кировской области.
Раздаточный материал: листочки для работы, для рисования экологических знаков (круги), тексты о животных Красной книги Кировской области, цветные карандаши.
Ход мастерской
«Индуктор»
Учитель: На доске вы видите картинки животных. (Заяц, кузнечик, медведь, белка, лягушка, бобр, дятел, цапля, бабочка, волк, ёж, рысь, лиса.)
На листе под №1 в прямоугольнике нарисуйте одно из этих животных, которое вам нравится. (Дети рисуют)
Учитель: Расскажите, кого вы нарисовали? Почему вы нарисовали именно это животное? (Ученики отвечают)
Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Учитель: Сегодня мы поговорим о наших братьях меньших, о животных, и
и постараемся понять, как стать природе другом.
«Самоконструкция»
Учитель: В прямоугольнике под №2 запишите название животного, которое вы нарисовали.
- Придумайте и запишите ему кличку в прямоугольнике под №3.
«Социализация»
Учитель: А теперь расскажите всем о своём животном.
- Какую кличку дали? Что вы о нём знаете? Знаете ли о нём загадки? (Каждый ребёнок рассказывает о своём животном, называет его кличку, загадывает загадку.)
«Самоконструкцня»
Учитель: А сейчас давайте отправимся в путешествие с нашими животными.
- Я вам предлагаю отправиться на водоём, в лес или на луг. Подумайте, куда вы хотите отправиться, и подойдите к соответствующей картинке.
(По классу развешены картинки: лес, луг, водоём. Дети выбирают место, куда они хотели бы отправиться, расходятся по классу - т.о. делятся на группы.)
Учитель: У нас образовались группы.
«Социоконструкция»
Учитель: Объясните друг другу в группах, почему вы выбрали именно это место для путешествия.
(Ученики за столами в группах обсуждают, почему они захотели отправиться именно в это путешествие).
«Социализация»
Учитель: А теперь каждая группа всем расскажет, почему отправились именно в это путешествие, чем оно понравилось?
(От каждой группы выступает 1 человек - рассказывает о своём путешествии, говорит, что особенно понравилось, запомнилось).
«Самоконструкция»
Учитель: У каждого животного есть своя среда обитания.
Для кого-то это лес, луг, водоём.
- Расселите своих животных в зависимости от среды обитания.
- Прикрепите свой рисунок к картинке на стене.
«Афиширование»
- Перечислите животных живущих в лесу и обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.
(1 человек от группы озвучивает).
(Аналогично: на лугу, в водоёме или у водоёма.)
Учитель: Все эти животные встречаются в нашем родном крае.
«Социоконструкция»
- Обсудите в группе и назовите животных, занесённых в Красную книгу Кировской области.
Учитель: В 2001 году Красная книга была издана.
«Социализация»
- Назовите их.
- Как вы думаете, почему их занесли в Красную книгу?
«Самоконструкция»
Работа с интерактивной доской:
- Посмотрите на слайд с животными Красной книги Кировской области.
(Презентация - слайд 2)
- Кто узнал какое – либо животное, может выйти к доске и проверить свой ответ, нажав на прямоугольник.
- А сейчас подойдите к столу и выберете карточку с описанием тех животных, которые живут в вашей среде обитания.
(На столе лежат карточки с текстами о животных Красной книги Кировской области).
«Социоконструкция»
- Предлагаю вам в этих текстах найти информацию о животных Красной книги Кировской области и поделиться новой информацией с другими.
- В какую среду обитания вы бы поселили этих животных?
(Ученики в группе озвучивают свой ответ)
«Самоконструкция»
Учитель: А где ещё, помимо природы, мы можем встретиться с животными?
Дети: С животными мы можем встретиться в цирке, зоопарке, сказках, мультфильмах, стихах и т.д.
Учитель: Какие произведения о животных читали?
- Какие мультфильмы смотрели?
(Дети называют мультфильмы, сказки, стихи, где встречаются животные).
Учитель: Посмотрите на картинки. (Презентация - слайд 3)
- Назовите героев, которые изображены, и название этих сказок и мультфильмов.
(Дети: 1) Заяц – сказка “Заяц-хваста”,
2) Кот Леопольд из мультфильма “Кот Леопольд”,
3) Лиса и ворона – басня “Ворона и Лисица”. Можно басню прочесть наизусть.)
Учитель: Прочитайте слова: (Презентация - слайд 3)
смелый
трусливый
хитрый
проворный
храбрый
заботливый
- Каким одним словом их можно заменить?
(Дети: Качества, которыми наделяют животных в сказках, мультфильмах, рассказах.)
Учитель: Выберите себе одного из героев и напишите его имя в прямоугольнике под №4, запишите его качества, пользуясь словами – помощниками.
(Дети выбирают одного героя сказки или мультфильма, подбирают и записывают несколько подходящих ему качеств).
«Социоконстукция»
Учитель: Поменяйтесь листочками и под №4 допишите ещё те качества, которые вы считаете нужными.
- Обсудите друг с другом данные качества. (Работают в парах)
«Социализация»
Учитель: Каких героев вы записали и какими качествами их наделили? Почему? (Ответы детей)
Учитель: Подчеркните два слова, которые вы считаете самыми главным.
Под №5 составьте и запишите с этими словами предложения.
Учитель: Прочитайте предложения. Чьи предложения понравились? Давайте поддержим этих ребят апплодисментами.
- Видите, даже в сказках и мультфильмах животные обладают качествами, необходимыми для дружбы!
«Рефлексия»
Учитель: Поделитесь своими мыслями, чувствами, которые у вас возникли во время работы.
- Продолжите предложение: я понял, что…, я почувствовал…, я хочу…
(Презентация - слайд 4)
- Нарисуйте такой экологический знак, который поможет человеку стать природе другом. (Рисуют знаки)
«Афиширование»
(Работы вывешиваются на доску, обсуждаются.)
Учитель: Придумайте фразу, которая объединила бы всё, что вы изобразили.
«Будь природе другом!» (Презентация - слайд 4)
Учитель: Предлагаю вам посмотреть фильм.
(Демонстрация видео «Красная книга»)
Учитель: Спасибо за работу.
Источники:
1. Буланова Н.П. Педагогическая мастерская «Братья наши меньшие». https://открытыйурок.рф/статьи/511550/
2. Интернет-ресурсы для презентации.
https://www.google.ru/search?newwindow=1&tbm=isch&sa=1&ei=utvkXNWlCvHGrgTU0pGgDw&q=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D0%BB+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&oq=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D0%BB+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&gs_l=img.3...147257.157745..158293...0.0..0.163.1555.18j4......1....1..gws-wiz-img.......35i39.gRW25Kjkh3o
3. Интерактивные средства:
коллекция LAT 2.0 ПО SmartNotebook 10.6.
4. Звуковые объекты.
https://www.google.ru/search?newwindow=1&tbm=isch&sa=1&ei=WtzkXObzEcSgjga01qmgBg&q=%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+%D0%9E.%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&oq=%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+%D0%9E.%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&gs_l=img.3...329454.332231..333327...0.0..0.71.71.1......2....1j2..gws-wiz-img.....0.UuE3N8ocvuE
(Весь остальной материал – личные наработки.)