kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Пищевые красители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект ученика 1 класса. Исследование влияния пищевых красителей на организм человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Пищевые красители"»

Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



Пищевые красители

(Исследовательский проект)





Выполнил:

Алексеёнок Алексей

ученик 3 «Г» класса

Руководитель:

Белякова Валентина Петровна,

учитель начальных классов







г.Мегион, 2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..…………………..…3

1.Проблема проекта…………………………………………………….….....3

2.Цели и задачи……………………………………………………….…..…3-4

3.Проектный продукт…………………………………………………….…..4

4.План работы………………………………………………………………....4

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………….....5

    1. Историческая справка о получении и использовании

красителей……………………………………………………….……….5-6

1.2.Химический состав красителей………………………………………6-9

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………..…..10

2.1.Анкетирование…………………………………………………….…...10-11

2.2. Окрашивание искусственными красителями…………………...12-13

2.3. Окрашивание натуральными красителями………………….....13-16

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….16

IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….18















ВВЕДЕНИЕ

  1. Проблема проекта

Наш мир полон красок и цветов, но не всегда он был таким разноцветным. С древних времен люди искали способы украсить свою жизнь, и благодаря химии это стало возможным. Все люди пользуются красителями для какой-нибудь пользы, для окрашивания предметов или еды. В начале люди использовали натуральные красители, а потом заменили их искусственными. В нашей стране, как и в любой другой тоже используют красители. Их число очень разнообразно, и почти все они имеют химическое происхождение, но не стоит забывать о природных красителях. И вот почему! Современные красители имеют насыщенные и яркие цвета, очень быстро сохнут, а некоторые почти не выгорают на солнце, так как содержат большое количество вредных добавок, которые не только вредны, но и опасны для здоровья.

Экологическое состояние в стране ухудшилось, человек вынужден вновь вернуться к услугам природы. Возникла необходимость начать практически заново поиск этих красителей и приемы их использования, пользуясь лишь крайне скупыми сведениями, которые чисто случайно сохранились в народной памяти.

Использование недорогих, экологически чистых травяных красителей, доступных в домашних условиях, и не оказывающих негативных последствий для детского организма, страдающих аллергическими заболеваниями. Сегодня ученные заняты получением новых красителей: биозащитные красители; красители, которые замедляют время горения на солнце, красители изменяющие цвет в зависимости от освещения (хамелионы).

Актуальность - в настоящее время в производстве продуктов питания используются многие виды пищевых красителей. Необходимо знать, как влияют пищевые красители на организм человека.

Проблема исследования - как влияют пищевые красители на здоровье человека

Предмет исследования – пищевые красители в продуктах питания.

Объектом исследования - пищевые продукты.

Гипотеза исследования - что, если заменить искусственные пищевые красители на натуральные и использовать их при приготовлении пищи.

  1. Цели и задачи

Цель: исследовать влияние пищевых красителей на организм человека.

Задачи:

  • выяснить, что такое пищевые красители;

  • изучить информацию о пищевых красителях;

  • опытным путем подобрать пищевые красители;

  • опытным путем окрасить продукты питания;

  • провести анкетирование среди школьников и взрослых.

  1. Проектный продукт

Проектный продукт был задуман в виде окрашенных листьев капусты и белых цветов искусственными и натуральными красителями.

  1. План работы

  • изучить литературу по данной теме

  • подобрать материал по данной теме

  • провести анкетирование

  • по

  • подготовить письменную часть проекта

  • подготовить выступление и презентацию

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Историческая справка о получении и использовании красителей.

Еще в Х веке до нашей эры, на дне Средиземного моря вблизи Тира - легендарного города в древней стране Финикии, воздвигнутого на скале у побережья нынешней Сирии, - ловили улиток-иглянок. (Современные зоологи называют их Murex brandalis.) Сотням рабов приходилось изо дня в день нырять за этими улитками в море. Другие рабы выдавливали их, растирали с солью и подвергали дальнейшей переработке, состоявшей из многих операций. Добытое вещество вначале было белым или бледно-желтым, но под действием воздуха и солнечного света постепенно становилось лимонно-желтым, затем зеленым и, наконец, приобретало великолепную фиолетово-красную окраску. Полученный пурпур в течение нескольких веков был самым ценным из всех красителей. Он был тогда символом власти - право носить окрашенные пурпуром одеяния было привилегией правителей и ближайших к ним знатных особ. Окрашивание только одного квадратного метра ткани красителем, добытым таким способом, стоило очень дорого. Ведь для получения одного грамма пурпура нужно было обработать 10 000 улиток!

Изнурительный труд рабов Тира, которые надрывались для того, чтобы властители могли носить одеяние с пурпурной каймой, - не единственный в истории пример такого рода. Через несколько сотен лет индиго - фиолетово-синий краситель, добываемый из растения Indigofera tinctiria, стал одним из крупных источников наживы для британской Ост-Индской компании, сколотившей свое состояние грабежом. Корабли Ост-Индской компании ежегодно доставляли во все части света от 6 до 9 миллионов килограммов этого ценного красителя по цене 17 английских фунта, т.е. 30 марок золотом за килограмм.

В наши дни все давно привыкли к тому, что дешевые и в то же время яркие красители всех цветов и оттенков легко купить в магазине. Их изготовление теперь уже не требует непосильного труда рабов или населения колоний. Красители, в том числе пурпур и индиго, производят рабочие, техники и инженеры на химических заводах. Впрочем, пурпур и индиго утратили свою былую славу. Их вытеснили более светопрочные синтетические красители, широким выбором которых мы сегодня располагаем.


1.2.Химический состав красителей

Большая часть искусственных красителей получена из синтетических химических веществ. Предполагается, что многие из этих продуктов токсичны для организма человека, и неизвестно, как они могут отразиться на здоровье в будущем. Они используются благодаря своей дешевизне по сравнению с настоящими, натуральными ингредиентами. Только за последние 30 лет потребление искусственных красителей возросло в сотни раз! Давайте разберемся.

Что означает «Е»

Это сокращение от “Europe» — Европа, так Европейская комиссия по пищевым добавкам помечает химические соединения, содержащиеся в продуктах. Затем следует трех- или четырехзначная цифра, в которой и закодировано полное название загадочного соединения.

Раньше названия этих химических веществ писали на этикетках полностью, но это занимало так много места, что в 1953 году в Европе решено было заменить названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами.

Так, добавки с кодом Е-1** — это красители искусственного происхождения. Код консервантов — Е-2**, они предупреждают развитие бактерий в продуктах. Антиокислители (Е-3**) предупреждают окисление жиров, препятствуют развитию токсичных бактерий. Токоферолы и витамин Е закодированы под Е-306 и Е-309 – это безопасные добавки, чего нельзя сказать про антиокислители BHA (Е-320) и BHT (Е-321). Стабилизаторы и эмульгаторы (Е-4**) улучшают текстуру и внешний вид продуктов. Широко используются подсластители (Е-4** и Е-9**), они примерно в 200 раз слаще сахара. Некоторые из них (например, Е-952 – цикламат, используемый в газированных напитках) недостаточно безопасны. Усилители вкуса и другие добавки (Е-2**, Е-3**, Е-5**, Е-9**) применяются как на стадии приготовления, так и в конечных продуктах.

Безвредные «Е»

По-настоящему безвредными можно назвать лишь небольшое количество пищевых добавок, но даже их врачи не рекомендуют употреблять детям до 5 лет.

  • Е100 – куркумин (краситель), может содержаться в порошке кэрри, соусах, готовых блюдах с рисом, варенье, кандированных фруктах, рыбных паштетах.

  • Е363 – янтарная кислота (подкислитель), содержится в десертах, супах, бульонах, сухих напитках

  • Е504 – карбонат магния (разрыхлитель теста), может содержаться в сыре, жевательной резинке, пищевой соли.

  • Е957 – тауматин (подстластитель) может содержаться в мороженом, сухофруктах, жевательной резинке без сахара.

Добавки и болезни

Некоторые пищевые добавки, обозначенные буквенным кодом Е, могут спровоцировать развитие некоторых заболеваний.

  • Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е153 – красители. Содержатся в сладкой газированной воде, леденцах, цветном мороженом. Могут привести к образованию злокачественных опухолей.

  • Е171-173 – красители. Содержатся в сладкой газированной воде, леденцах, цветном мороженом. Могут привести к заболеваниям печени и почек.

  • Е210, Е211, Е213-217, Е240 – консерванты. Есть в консервах любого вида (грибы, компоты, соки, варенья). Могут привести к образованию злокачественных опухолей.

  • Е221-226 – консерванты. Используются при любом консервировании. Могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

  • Е230-232, Е239 – консерванты. Содержатся в консервах любого вида. Могут вызвать аллергические реакции.

  • Е311-313 – антиоксиданты (антиокислители) Есть в йогуртах, кисломолочных продуктах, колбасных изделиях, сливочном масле, шоколаде. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта.

  • Е407, Е447, Е450 – стабилизаторы и загустители. Содержатся в вареньях, джемах, сгущённом молоке, шоколадном сыре. Могут вызвать заболевания печени и почек.

  • Е461-466 – стабилизаторы и загустители. Есть в вареньях, джемах, сгущенном молоке, шоколадном сыре. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта.

  • Е924a, Е924b — пеногасители. Содержатся в газированных напитках. Могут привести к образованию злокачественных опухолей.



II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Анкетирование.

Меня очень заинтересовала эта тема еще год назад, когда я сам испытал на себе вред и опасность пищевых красок. И я задался вопросом: «А много ли учеников и их родителей в нашей школе знают о красящих пищевых добавках». Мною было проведено анкетирование, где участвовало 11 школьников и 54 взрослых. Было предложено ответить на следующие вопросы:


1) Знаете ли вы, что такое пищевые красители?

2) Знаете ли вы состав пищевых красок?

3) Как часто вы пользуетесь пищевыми красителями дома?

4) Как часто вы покупаете продукты, в составе которых пищевые красители?

5) Считаете ли вы вредными для нашего организма пищевые краски?

Свои результаты я записал в диаграмме.







2.2. Окрашивание искусственными красителями.

Чтобы проследить и проанализировать влияние искусственных пищевых красителей наглядно, я провел ряд экспериментов. Взял листья капусты. Предположим что это наш организм. Что произойдет, если мы позволим себе употребить продукты с химическими пищевыми красками.

Начало: 20.00часов Прошло 30 минут

Прошло 3 часа Прошло 12 часов

Вывод: Мы видим, как в короткое время в «организм» проникает краска и не только повреждает весь «организм». Но и приводит более к быстрой гибели. От начало эксперимента до его окончания прошло всего 12 часов, листья капусты погибли, дальнейшее использование листьев в пищу не возможно.


2.3. Окрашивание натуральными красителями.

Чтобы продолжить следующие эксперименты, я изучил множество источников и узнал, из каких растений я могу добыть натуральные краски.




Проследим и проанализируем влияние натуральных пищевых красителей наглядно. Для этого эксперимента нам понадобится натуральный краситель, возьмем самые доступные природные красители – морковь, ежевика, свёкла. Я взял листья капусты, и поместил их в добытые мной натуральные красители, что же произойдет, если мы позволим себе употребить продукты с натуральными пищевыми красками.


Начало: 12.00ч. Окончание: 12.00 ч. следующего дня

Вывод: Мы видим, как в два раза дольше находится лист капусты в растворе с натуральным красителем, при этом цвет не меняется, значит краситель не попадает в организм. Если же меняется, то не значительно. Значит, в организм попала краска, но уже природного происхождения, при этом, не причиняя вреда здоровью, а так же нет опасности развитию аллергической реакции, или развитию других недугов. Наоборот, подпитывая его нужными витаминами, организм не погибает от взаимодействия с природными красителями, а продолжает свое развитие. От начала эксперимента до его окончания прошли ровно сутки. Листья капусты не погибли, и можно продолжить их использование при приготовлении пищи.

В результате приготовления блинов, мы получили нужный цвет, используя только натуральные красители.


Обычный блин, без добавления натуральных красителей.


Морковь – натуральный краситель, полученный цвет от

светло – желтого до оранжевого


Ежевика – натуральный краситель, полученный цвет от

грязно розового до пурпурного.



Свёкла – натуральный краситель, полученный цвет от

светло красного до темно бардового

Приятного всем экологически чистого аппетита!

III. Заключение

Цель достигнута «Мы исследовали влияние пищевых красителей искусственного происхождения и натурального»

Задачи выполнены. Гипотеза имеет место быть «Мы можем добыть и заменить искусственные красители, на натуральные, а так же использовать натуральные красители в пище без вреда для здоровья».

Это исследование еще раз убедило меня в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Рефлексия

Работая над проектом, я изучил много материала, провел анкетирование, эксперименты, научился выпекать блины, пользоваться поисковой системой в интернете, узнал много интересного и необычного.

Я считаю, что мой проект может быть полезен для приготовления пищи.

IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия.\ Авт.-сост. Л. А. Савина. Москва: ООО « Издательство АСТ-ЛТД» 1997.- 448 стр.
2. Петрухина А. Из чего мы состоим? Из того, что мы едим… Наука и жизнь, № 1 (2009), стр. 26-29.
3. Принципы оценки безопасности пищевых добавок и контаминантов в продуктах питания. — М.: «Медицина», 1991 г. — 158 с.

Интернет-ресурсы:

1.http://vsegdazdorov.net/story/pishchevye-krasiteli

2.ttp://z-vybor.ru/vredny-li-pishhevye-krasiteli-dlya-zdorovya/

3.http://earth-chronicles.ru/news/2013-04-17-42444

4.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=11182&noreask=1&parent-reqid=1491833934520924-890260879036923126500470-ws35-935&source=wiz
















ПРИЛОЖЕНИЕ

А знаете ли вы?

Искусственные красители в детских лакомствах - ярких конфетках и напитках - делают детей излишне активными и неуправляемыми. К такому выводу на основании проведенного исследования пришли британские учёные. К их результатам прислушались даже чиновники английского Агентства по пищевым стандартам.

Предположения о том, что некоторые искусственные пищевые красители и консерванты могут негативно влиять на поведение детей, высказывались и ранее, но доказать это специалисты не могли. Эту задачу удалось решить учёным из Саутгемптонского университета, и в этом им помогли родители, согласившиеся наблюдать за поведением своих детей четыре недели.

Всё это время 277 детей в возрасте от 3 до 4 лет находились под контролем медиков и родителей. Первую неделю малыши питались без красителей - их организм очищался от съедобной "краски", накопленной ранее. На второй неделе детей разбили на две группы, одним давали сок, в котором растворили 20 мг красителей и 45 мг консерванта. Это совсем небольшие количества, разрешённые дозы гораздо выше.

Во 2-й группе детям давали сок точно такого же вида и вкуса, но без "химии". На третьей неделе детей снова "отмывали" от красителей, а на четвёртой им опять вслепую дали сок с красителями или без. Такая запутанная схема исследования сводит влияние случайности к нулю.

Все четыре недели родители вели дневник поведения детей, не зная, какой сок - чистый или подкрашенный - пьёт их ребёнок. Употребляя сок с пищевыми добавками, дети становились излишне активными, невнимательными и чересчур импульсивными. Учёные считают, что красители влияли непосредственно на психику, как и многие лекарства. Это значит, что подвержены им не только аллергики, а абсолютно все дети.

Обычно гиперактивность проявляется уже в самом младшем возрасте. Но главные проблемы начинаются в школе. Такие дети не могут сосредоточиться на учёбе. Будучи очень моторными - неусидчивыми, подвижными, капризными, они изводят учителей и сверстников. У них бывают немотивированные приступы неадекватного поведения.

Как отказаться от добавок

Естественно, нам намного комфортнее употреблять в пищу натуральные продукты. Но в действительности заверения производителя в «натуральности» не всегда означают, что эта пища более здоровая и чистая, чем искусственная. Иначе говоря, на «экологическую чистоту» пищевые продукты никто не проверяет, потому что и критериев таких нет. Захотел производитель привлечь покупателя — и написал. Строго говоря, создать такой продукт практически невозможно. Ведь нужно соблюсти «чистоту» во всей технологической цепочке: сырье — производство — распространение — потребление.

Полностью отказаться от добавок все равно не получится. Придется расстаться и с безалкогольными напитками, и со спиртным — пить только воду из-под крана или кипяченую и деревенское молочко. Йогурты исключаются из списка. Без загустителей и красителей их не получить.

Если же вы хотите быть уверенными в том, что на вашем столе натуральная и здоровая пища — внимательно прочитайте следующие советы:

  • не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской;

  • досконально изучайте этикетку;

  • выбирайте свежие сырые овощи и фрукты;

  • не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;

  • чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;

  • вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;

  • не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами;

  • покупайте замороженные овощи;

  • откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов.



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Исследовательский проект "Пищевые красители"

Автор: Белякова Валентина Петровна

Дата: 22.01.2023

Номер свидетельства: 623796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебное тесто»"
    ["seo_title"] => string(105) "poznavatielnoissliedovatielskiiproiektdliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastanatiemuvolshiebnoietiesto"
    ["file_id"] => string(6) "288230"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454599232"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Организация исследовательской работы в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "orghanizatsiiaissliedovatielskoirabotyvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "284193"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453942773"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Формирование у обучающихся начальной школы привычки здорового питания через исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(127) "formirovaniie-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-privychki-zdorovogho-pitaniia-chieriez-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "194792"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427812872"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Программа внеурочной деятельности естественно-научной направленности "Академия занимательных наук" ФГОС 5 класс "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iestiestvienno-nauchnoi-napravliennosti-akadiemiia-zanimatiel-nykh-nauk-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115510"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412003600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства