Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Весенние явления в жизни животных"»
Тема: «Весенние явления в жизни животных»
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области
Цель:познакомиться с особенностями весеннего состояния природы и значением этого периода в жизни животных, с видовым разнообразием и внешнем видом животных, обитающих на изучаемой территории; привлечение внимания учащихся к необходимости бережного отношения к животным в природе.
Место проведения: маршрут, проходящий по учебно-опытному участку станции юннатов, жилому кварталу, парку, побережью реки.
Время проведения:начало мая.
Продолжительность экскурсии:2 часа.
Оборудование:дневники наблюдений, карандаши, бинокль, энтомологический сачок, стеклянные банки с полиэтиленовыми крышками, лопата, лупа, пинцет, вспомогательные таблицы, определители животных.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1.Инструктаж.
1.1.Постановка цели.
1.2.Повторение правил поведения на экскурсии.
2.Работа с дневником наблюдений и таблицей.
3.Подведение итогов экскурсии.
Ход экскурсии
Педагог знакомит учащихся с природными условиями маршрута экскурсии: физико-географическим положением района, типичным ландшафтом, характером биотопов. Необходимо указать учащимся на изменения погоды во время проведения экскурсии.
Педагог рассказывает о наблюдаемых животных, обращая внимание на их внешний облик, особенности поведения, биологию, область распространения, приспособления к условиям жизни.
Основные методы наблюдения на экскурсии – визуальные. При необходимости учащиеся делают зарисовки, проводят измерения.
При наблюдении птиц педагог обращает внимание на различия во внешнем облике и поведении самца и самки, звуковые сигналы, издаваемые самцом и самкой, характерные особенности песни самца. Способами их передвижения по земле, на ветвях и в воздухе; способами разыскивания пищи и кормления.
Во время наблюдений на водоеме следует рассмотреть поверхность водоема и обратить внимание на водоплавающих птиц, плавающих в воде рыб, лягушек, сгустки отложенных лягушками икры, проследить за поведением земноводных.
Обратить внимание на летающих насекомых: бабочек крапивниц, крушинниц, пчел, шмелей, особенности их поведения.
На открытых местах можно увидеть холмики земли, сделанные кротами (кротовины). На утоптанных тропинках – выходы норок дождевых червей.
Таблица для заполнения:
Дата
Место сбора
Температура воздуха
Направление ветра
Облачность
Название животного
Область распространения
Особенности сезонного поведения
Примечание (биологические особенности и приспособления к условиям жизни)
Подведение итогов экскурсии.
При обобщении наблюдений, сделанных на экскурсии, учащимся могут быть предложены вопросы:
Каковы экологические условия и географическое положение того места, где проводилась экскурсия?
Охарактеризуйте сезонное состояние природы в месте проведения экскурсии и погодные условия данного дня?
Какие животные были встречены во время экскурсии, и к каким систематическим группам они принадлежат?
Какое значение имеет пение птиц в весеннее - летний период?
Есть ли различия во внешнем облике и поведении самцов и самок птиц в весенний период?
Какое значение весенне – летнего периода в жизни животных?
Какие приспособления имеют животные к условиям жизни?